Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 19:22, дипломная работа
Цель работы – формирование и исполнение бюджета муниципального образования. Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль местных бюджетов;
- рассмотреть основы формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований;
- дать характеристику Финансового управления Струго-Красненского района и рассмотреть основные направления бюджетной политики;
- провести анализ доходной части бюджета Струго-Красненского муниципального образования;
Введение 3
Глава 1. Сущность и роль местного бюджета в социально-экономическом развитии государства
1.1. Содержание, функции и роль местного бюджета 6
1.2. Бюджет как экономическая и финансовая основа местного саморегулирования 10
1.3. Основы формирования и исполнения местного бюджета 13
Глава 2. Анализ процесса формирования и исполнения бюджета Струго-Красненского района
2.1 Структура и основы функционирования Финансового управления администрации Струго-Красненского района 25
2.2. Анализ исполнения доходной части бюджета 32
2.3. Анализ исполнения расходов бюджета 40
Глава 3. Совершенствование системы пополнения бюджета Струго-Красненского района
3.1. Направления по уменьшению задолженности перед бюджетом района. 52
3.2. Направления по увеличению поступлений в доходную часть бюджета 54
Заключение 68
Использованная литература 71
- компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате принятия федеральных законов и законов субъектов РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в ходе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.
Представительные органы местного самоуправления наделены следующими правами:
- устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;
- в соответствии с законодательством РФ принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты.
Органы местного самоуправления имеют право получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.
Формирование большего числа местных бюджетов, наделение органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью потребует решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.
1.2. Бюджет как экономическая и финансовая основа местного саморегулирования.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Распределительная функция заключается в том, что благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на подведомственной им территории. Кроме того, с помощью этой функции можно определить на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в расположение органов местного самоуправления и каким образом фактически складываются пропорции в распределении местного бюджетного фонда. Содержание функции определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансовой системы не осуществляет такого разнообразия перераспределения финансовых ресурсов (межотраслевое, межтерриториальное, многоуровневое перераспределение финансовых ресурсов, т.е. между различными уровнями бюджетной системы).5
Сфера деятельности этой функции определяется тем, что в отношение с местным бюджетом вступают все участники общественного производства, как юридические, так и физические лица (на подведомственной территории).
Контрольная функция заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств органов местного самоуправления отображает экономические процессы, характеризующие экономику муниципального образования. Благодаря этой функции можно судить о том, как поступают в распоряжение органов местного самоуправления финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям муниципального образования. Основу этой функции составляет движение местных бюджетных ресурсов, которое находит отражение в соответствующих показателях местных бюджетных поступлений и расходных назначений.
Функции местного бюджета также объективны, как и сама эта категория.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Через местные бюджеты государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образование, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения (по нашему вузу этого не скажешь), крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.
Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных источников доходов и субвенций из бюджетов субъектов РФ.
Местный бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Он имеет свои особенности:
- местный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;
- с помощью местного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;
- пропорции местного бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе.6
Местный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.
1.3. Основы формирования и исполнения местного бюджета.
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) - это третий уровень Бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусмотрено разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) - муниципальных районов (городских округов) и поселений.
Доходная часть местных бюджетов формируется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. В настоящее время продолжается процесс реформирования Бюджетной системы РФ, который, несомненно, оказывает влияние на формирование доходов местных бюджетов.
До вступления в силу 131-ФЗ доходная часть местных бюджетов формировалась за счет собственных доходов, поступлений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также она могла включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. Общая схема доходов бюджетов органов местного самоуправления имела следующий вид (рис. 1.1.)
Рис. 1.1. Доходы местных бюджетов
К собственным доходам относились местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе, а также безвозмездные перечисления.
Поскольку собственные доходы составляют меньшую часть доходов местных бюджетов, то для финансового обеспечения выполнения возложенных на местные органы власти функций из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передавались регулирующие доходы. К регулирующим доходам местных бюджетов относились федеральные и региональные налоги, по которым устанавливались нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты сверх собственных доходов, дотации, субвенции, субсидии, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и особенно местных органов самоуправления остается исключительно актуальной. За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов. Однако их доходная база не была расширена, происходило неуклонное падение уровня их бюджетной обеспеченности. Доля доходов местных бюджетов в консолидированном бюджете года постоянно сокращалась.
Объем доходной части местных бюджетов упал ниже объема минимально необходимых расходов. Это привело к возникновению кредиторской задолженности в крупных объемах, погашение которой в бюджете не планировалось, а также отрицательно отразилось на фактическом финансировании обновления и капитального ремонта жилищного фонда и объектов социальной сферы.7 В этот период органы местного самоуправления вынуждены были обращаться за коммерческими кредитами. При этом, улучшив положение в текущем году, на следующий год они несли потери из-за уплаты высоких процентов.
Сегодня наиболее остро стоит вопрос недостаточного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, формирования муниципальной собственности на землю и средств местных бюджетов. Чтобы осуществить этап социально-экономического развития местного самоуправления и формирование его финансовой базы, необходимо реально обеспечить самостоятельность и сбалансированность местных бюджетов, являющихся фундаментом бюджетной системы страны.
В ст. 55 ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и в БК РФ определяются источники доходов местных бюджетов. По новому законодательству понятие регулирующих доходов отменено, изменился и состав собственных доходов, в который входят налоговые, неналоговые доходы, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций или региональных фондов компенсаций.
Рассмотрим подробнее источники доходов местных бюджетов. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации к собственным доходам местных бюджетов относятся:
1. доходы от местных налогов и сборов;
2. доходы от региональных налогов и сборов;
3. доходы от федеральных налогов и сборов;
4. средства самообложения граждан (Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения разовых платежей граждан решаются на местном референдуме);
5. безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
6. доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7. часть прибыли муниципальных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающихся после уплаты налогов и сборов;
8. штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления (штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК РФ и иными законодательными актами РФ ).
9. добровольные пожертвования;
10. иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.8
В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от:
1. земельного налога - по нормативу 100 процентов;
2. налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.
3. налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов;
4. единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
5. государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий, - по нормативу 100 процентов.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от:
1. земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;
2. налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов.
3. налога на доходы физических лиц - по нормативу 20 процентов;
4. налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 30 процентов;
5. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 процентов;
6. единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
7. единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 60 процентов;
Информация о работе Особенности формирования и исполнения бюджета муниципального образования