Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 19:22, дипломная работа
Цель работы – формирование и исполнение бюджета муниципального образования. Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль местных бюджетов;
- рассмотреть основы формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований;
- дать характеристику Финансового управления Струго-Красненского района и рассмотреть основные направления бюджетной политики;
- провести анализ доходной части бюджета Струго-Красненского муниципального образования;
Введение 3
Глава 1. Сущность и роль местного бюджета в социально-экономическом развитии государства
1.1. Содержание, функции и роль местного бюджета 6
1.2. Бюджет как экономическая и финансовая основа местного саморегулирования 10
1.3. Основы формирования и исполнения местного бюджета 13
Глава 2. Анализ процесса формирования и исполнения бюджета Струго-Красненского района
2.1 Структура и основы функционирования Финансового управления администрации Струго-Красненского района 25
2.2. Анализ исполнения доходной части бюджета 32
2.3. Анализ исполнения расходов бюджета 40
Глава 3. Совершенствование системы пополнения бюджета Струго-Красненского района
3.1. Направления по уменьшению задолженности перед бюджетом района. 52
3.2. Направления по увеличению поступлений в доходную часть бюджета 54
Заключение 68
Использованная литература 71
Как видно из результатов табл. 1. общие доходы Струго-Красненского района имеют непостоянную динамику. Если в 2010 г. они составляли 185,9 млн. руб., то в 2011г. - 204,2 млн. руб., что на 9,8% больше, а в 2012г. уже 194,2 млн. руб., что уже меньше на 4,9% по сравнению с 2011г.
Результаты табл. 1. показывают, что наибольшими темпами увеличились неналоговые доходы, они увеличились в 2011г. на 7% и в 2012г. на 41,4% соответственно. Также увеличились налоговые доходы на 14,9% в 2011 году и на 19,5% в 2012 году.
В тоже время в абсолютных величинах наибольшие доходы район по-прежнему получает от безвозмездных поступлений. За весь рассматриваемый период их доля в общей сумме доходов не опускалась ниже 50%. Однако, если в 2011 году они выросли на 8,3% (135 млн.руб. в 2011 г. против 124,8 млн.руб. в 2010 г.), то в 2012 году они снизились ниже уровня 2010 года (108,3 млн.руб., что составляет 86,8% от значения 2010 года и 80,2% от значения 2011 года), что и стало причиной уменьшения доходов района по сравнению с 2011 годом.
Для наглядности представим структуру доходов Струго-Красненского района в виде диаграммы (рис.1.).
Рис. 2. Структура доходов Струго-Красненского района (млн.руб.)
Как видно из рис.2 и табл.1, в целом наблюдается положительная динамика по увеличению доли налоговых и неналоговых доходов в общей структуре доходов Струго-Красненского района. Если в 2010 году они составляли всего 32,8% от общей суммы (25,2 % - налоговые доходы, 7,6% - неналоговые доходы), в 2011 году – 33,8%, то в 2012 году их доля составила 44,3% (33,2 % - налоговые доходы, 11,1% - неналоговые доходы).
Выясним за счет каких же ресурсов изменились доли доходов в местный бюджет в разных группах, проанализировав структуру каждой группы доходов.
«Налоговые доходы».
Структура поступления в бюджет налоговых доходов представлена в таблице 2:
Таблица 2.
Налоговые доходы бюджета за 2010-2012 года (млн.руб.)
2010 |
2011 |
2012 | ||||||
млн.руб. |
удел. вес, % |
млн.руб. |
удел. вес, % |
темп роста, % |
млн.руб. |
удел. вес, % |
темп роста, % | |
Налог на доходы физических лиц |
38,5 |
82,1% |
44,1 |
81,8% |
114,5% |
52,9 |
82,1% |
120,0% |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
3,9 |
8,3% |
4,4 |
8,2% |
112,8% |
5,4 |
8,4% |
122,7% |
Налог на имущество |
4,0 |
8,5% |
4,8 |
8,9% |
120,0% |
5,5 |
8,5% |
114,6% |
Земельный налог |
0,5 |
1,1% |
0,6 |
1,1% |
120,0% |
0,6 |
0,9% |
100,0% |
ИТОГО |
46,9 |
100,0% |
53,9 |
100,0% |
114,9% |
64,4 |
100,0% |
119,5% |
Как показывают результаты таблицы 2, наибольшим удельным весом в структуре налоговых платежей обладает налог на доходы физических лиц: 82,1% - в 2010г., 81,8% - в 2011г. и 82,1% - в 2012г.
Доля налога в общей структуре практически не изменилась, а темпы роста схожи с темпами роста налоговых доходов. В 2011 году доходы от налога на доходы физических лиц выросли с 38,5 млн.руб. до 44,1 млн.руб. (или на 14,5%), в 2012 году – еще на 20% и достигли 52,9 млн.руб.
Увеличение показателей обусловлены ростом заработной платы, а также за счет мер, принимаемых по легализации заработной платы. Поэтому следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей Струго-Красненского района, тем больше будет доходы в местный бюджет. К сожалению, отметим, что управление формированием доходной части местных бюджетов доходами от налоговых платежей в очень малой степени зависит от органов местного самоуправления, так как налоговые ставки устанавливают федеральные органы в законодательном порядке и изменить ее местным органам невозможно.
Второе место по удельному весу в структуре доходов от налоговых платежей занимают налоги на имущество: на имущество физических лиц и имущество предприятий. Как показывают результаты табл. 2, доходы от налогов на имущество в Струго-Красненском районе имеют тенденцию к увеличению, а их доля в общей структуре налоговых доходов остается стабильной. За 2011 года платежи от налогов на имущество увеличились на 0,8 млн.руб., а за 2012 год – на 0,7 млн.руб. (рост на 20% и на 14,6% соответственно) и составили 5,5 млн.руб. Доля в общей структуре остается на уровне 8,5-8,9%.
На третьем месте по удельному весу в структуре доходов от налоговых платежей находится единый налог на вмененный доход. Динамика поступлений от данного налога схожа с динамиками рассмотренных выше налогов на доходы физических лиц и на имущество. В 2010 году в бюджет района поступило 3,9 млн.руб. ЕНВД, в 2011 году этот показатель вырос на 12,8% и составил 4,4 млн.руб., а в 2012 – еще на 22,7% и составил 5,4 млн.руб. Доля в общей структуре составляет 8,2-8,4%.
Увеличение поступлений от единого налога на вмененный доход связано не только с ростом заработной платы и проводимыми мерами по легализации заработной платы, но и с проводимыми разъяснительными работами среди предпринимателей, развитием возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден.
«Неналоговые доходы».
Помимо налоговых доходов в структуре местного бюджета определенное место занимают неналоговые платежи. Их структура представлена в таблице 3.
Как и налоговые, неналоговые поступления в бюджет растут (на 7,0% в 2011 году и на 41,4% в 2012 году), однако их структура не так постоянна.
Таблица 3.
Неналоговые доходы бюджета за 2010-2012 года (млн.руб.)
2010 |
2011 |
2012 | ||||||
млн.руб. |
удел. вес, % |
млн.руб. |
удел. вес, % |
темп роста, % |
млн.руб. |
удел. вес, % |
темп роста, % | |
Государственная пошлина |
1,2 |
8,5% |
1,4 |
9,2% |
116,7% |
2,1 |
9,8% |
150,0% |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
1,1 |
7,7% |
1,2 |
7,9% |
109,1% |
3,7 |
17,2% |
308,3% |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
0,2 |
1,4% |
0,2 |
1,3% |
100,0% |
0,2 |
0,9% |
100,0% |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
8,0 |
56,3% |
8,7 |
57,2% |
108,8% |
7,6 |
35,3% |
87,4% |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
3,2 |
22,5% |
2,5 |
16,4% |
78,1% |
7,3 |
34,0% |
292,0% |
Прочие неналоговые доходы |
0,5 |
3,5% |
1,2 |
7,9% |
240,0% |
0,6 |
2,8% |
50,0% |
ИТОГО |
14,2 |
100,0% |
15,2 |
100,0% |
107,0% |
21,5 |
100,0% |
141,4% |
Самый большой темп роста наблюдается по статье «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности». Эти доходы составляли в 2010 году 1,1 млн.руб., в 2011 году – 1,2 млн.руб., а в 2012 выросли аж до 3,7 млн.руб., что в 3,36 раза больше, чем в 2010 году. Рост доходов от использования имущества в большей степени достигнут путем увеличения количества договоров аренды.
В абсолютных же величинах самый большой рост отмечен по штрафам, санкциям и возмещению ущерба. Не смотря на то, что в 2011 году доходы по этой статье снизились с 3,2 млн.руб. до 2,5 млн.руб. (или на 21,9%), но в 2012 году они выросли на 4,8 млн.руб. и достигли значения 7,3 млн.руб. Это на 128,1% больше значения 2010 года и на 192% больше, чем в 2011 году.
Менее значительно увеличились поступления по государственной пошлине. Хотя в процентном соотношении доходы по этой статье увеличились в 2011 году на 16,7%, а в 2012 году – на 50%, но в абсолютных показателях они выросли на 0,2 млн.руб. и 0,7 млн.руб. соответственно. Практически не изменились суммы сборов за негативное воздействие на окружающую среду. Но, ввиду общего увеличения неналоговых доходов, в общей структуре доля этих доходов снизилась с 1,4% в 2010 году до 0,9% в 2012 году.
Но не все неналоговые поступления имеют положительную динамику. Так, например, не смотря на то, что в 2011 году доходы от продажи материальных и нематериальных активов увеличивались по сравнению с 2010 годом на 8,8% или на 0,7 млн.руб., но в 2012 году они упали до отметки в 7,6 млн.руб., что ниже показателей даже 2010 года (в 2010 году – 8,0 млн.руб., в 2011 году – 8,7 млн.руб.). Это на 128,1% больше значения 2010 года и на 192% больше, чем в 2011 году. В процентном соотношении доходы от продажи материальных и нематериальных активов потеряли в 2012 году 12,6% . Так же в сравнении с 2011 годом снизились поступления от прочих неналоговых доходов. В 2011 году они составляли 1,2 млн.руб., а в 2012 году они уменьшились в 2 раза и практически вернулись к значениям 2010 года (0,5 млн.руб. в 2010 году и 0,6 млн.руб. в 2012 году).
Но это не оказало существенных влияний ни на абсолютные, ни на процентные показатели общей суммы неналоговых доходов. По сравнению с 2011 годом, в 2012 году неналоговые поступления в бюджет Струго-Красненского района увеличились на 6,3 млн.руб.
«Безвозмездные поступления».
Как уже отмечалось выше, наибольший удельный вес в структуре общих доходов местного бюджета Струго-Красненского района составляют безвозмездные перечисления. К ним, главным образом, относятся дотации, субвенции, субсидии от бюджетов других уровней; так, например, субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ, субсидии на финансирование региональной программы в области энергосбережения и т.п.
Структура безвозмездных платежей представлена в таблице 4.
Как показывают результаты таблицы 9. финансовое здоровье Струго-Красненского района во многом зависит от субвенций из бюджетов других уровней: в 2010г. 60,5 млн.руб., в 2011 г. они составили 47,8 млн.руб. (уменьшение на 21%), а в 2012 г. выросли на 55,4% по сравнению с 2011 г. и достигли значения 74,3 млн.руб. (что на 22,8% больше, чем в 2010 году).
Основную часть занимают субвенции на образование и помощь детям, такие как: «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой» (2,8 млн.руб. в 2012 году), «Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» (3,8 млн.руб. в 2012 году), «Субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов, обеспечивающих организацию учебного процесса, расходов на дошкольное образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях» (52,1 млн.руб. в 2012 году). К примеру в 2012 году доля только этих трех программ составила 79% от общей суммы субвенций. Структура субвенций в 2010 и 2011 годах отличались незначительно.
Таблица 4.
Безвозмездные поступления в бюджет за 2010-2012 года (млн.руб.)
2010 |
2011 |
2012 | ||||||
млн.руб. |
удел. вес, % |
млн.руб. |
удел. вес, % |
темп роста, % |
млн.руб. |
удел. вес, % |
темп роста, % | |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
30,6 |
24,5% |
33,6 |
24,9% |
109,8% |
18,0 |
16,6% |
53,6% |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) |
31,3 |
25,1% |
51,4 |
38,0% |
164,2% |
13,1 |
12,1% |
25,5% |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
60,5 |
48,5% |
47,8 |
35,4% |
79,0% |
74,3 |
68,6% |
155,4% |
Иные межбюджетные трансферты |
2,4 |
1,9% |
2,3 |
1,7% |
95,8% |
2,9 |
2,7% |
126,1% |
ИТОГО |
124,8 |
100% |
135,1 |
100% |
108,3% |
108,3 |
100% |
80,2% |
Информация о работе Особенности формирования и исполнения бюджета муниципального образования