Оценка рейтинга страновой конкурентоспособности: проблемы и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:56, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от государства более зрелого подхода в использовании различных методов экономической политики, позволяющих сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма и поддержать макроэкономическое равновесие системы в целом. Опыт развития западных стран показывает, что для успешного функционирования рыночного механизма создана соответствующая система прав собственности, законов и правил, обеспечивающая их передачу, юридических институтов, механизмов принятия решений. В данном случае уместно вспомнить высказывание Ф. Хайека о том, что только в понимании вульгарных либералов, способных лишь скомпрометировать идею экономического либерализма, все делается “само собой” под безошибочным водительством пресловутой “невидимой руки”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВАНИЯ СТРАНОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ………………………………………………….
1.1 Экономическое содержание категории конкурентоспособность страны……
1.2 Государственное регулирование как стратегический фактор повышения страновой конкурентоспособности………………………………………………..
1.3 Методические подходы к процессу рейтингования страновой конкурентоспособности…………………………………………………………….
2.
2.1
2.2 Аналитическая оценка региональной конкурентоспособности: проблемы рейтингования……………………………………………………………………….
2.3 Оценка конкурентоспособности отраслей Республики Казахстан ………….
3.
3.1
3.2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дип.-Оценка-рейтинга-страновой-конкурентоспособности-проблемы-и-пути-совершенствования.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Мировой рынок кондитерских изделий характеризуется большой концентрацией основного производства. В деятельности ведущих компаний отрасли на мировом рынке проявляется присущая эпохе глобализации тенденция к их слиянию, образованию транснациональных корпораций. В 2004 г. лидерами по производству кондитерских изделий являлись:

    • Mars Inc.
  • Nestle SA
  • Hershey Foods Corp.
  • Cadbury Schweppes Plc
  • Kraft Foods Inc
  • Wrigley Jr Co. William
  • Ferrero SpA
  • Pfizer Inc
  • Perfetti Van Melle Group
  • Lotte Group

Первые шесть производителей занимают чуть меньше половины (45%) всех мировых продаж в физическом выражении.

 

Таблица 10.

Крупнейшие производители кондитерских изделий

Название

Страна

Годовые объемы продаж, млрд. долл. США

Mars Inc

США

14

Nestle SA

Швейцария

7,2

Hershey Foods Corp

США

4,12

Cadbury Schweppes Plc

Великобритания

0,97


 

Крупными импортерами кондитерских изделий в мире являются США, Германия, Франция, а экспортерами - Великобритания, Испания, Нидерланды, Бельгия, Италия.

Мировой рынок кондитерских изделий растет с каждым годом, как реакция на повышающийся спрос этой продукции. В развитых странах, с высоким уровнем доходов населения уровень потребления кондитерских изделий высок.

В странах северной Европы наблюдается самый большой уровень потребления кондитерских изделий в мире. Так, в Дании показатель среднего числа потребления кондитерских изделий на душу населения - самый большой в мире, что составляет 16,6 кг в год на душу населения. Тогда как по Европейским странам, среднее потребление на душу населения составляет 9-12 кг. Самый большой уровень роста потребления на душу населения в 2002 году отмечен в Швеции, затем следуют Португалия, Дания и Финляндия.

 

Диаграмма 9. Уровень потребления кондитерских изделий

Среди особенностей мирового рынка кондитерских изделий следует выделить:

  • Сезонность спроса;
  • Эластичность спроса по доходу;
  • Производство, ориентированное на выпуск традиционного       ассортимента;
  • Недоиспользование производственных мощностей (20-30%);
  • Нехватка сырья;
  • Неценовая конкуренция.

В Казахстане за период с 1999 по 2005 гг. объем производства кондитерских изделий возрос на 60,7%.

 

Диаграмма 10.  Производство кондитерских изделий в РК                                        

 

В 2004 г. производством кондитерских изделий занимались 694 предприятия.

 

Таблица 11.

 Количество  предприятий по регионам

Область

Количество предприятий

Акмолинская область

42

Актюбинская область

26

Западно-казахстанская

12

Алматинская область

67

Атырауская область

12

Жамбылская область

26

Карагандинская область

67

Костанайская область

43

Кызылординская  область

28

Мангистауская область

18

Южно-Казахстанская

36

Павлодарская область

33

Северо-Казахстанская область

13

Восточно-Казахстанская область

91

г.  Астана

32

г. Алматы

126


 

В 2004 г. в Республику Казахстан импортировалось 49% от объема рынка кондитерских изделий. Основными поставщиками кондитерской продукции в РК являются Россия и Украина.

Тенденция роста потребления кондитерских изделий отечественного производства наметилась, начиная с 1998 г. Это связано, с одной стороны, с существенным ростом инвестиций, а с другой — реальными сдвигами в предпочтениях потребителей в сторону отечественной продукции, вызванных улучшением качественных характеристик кондитерских изделий.

 

Таблица 12.

Конкурентные преимущества и слабые стороны предприятий отрасли

Компания

Конкурентные преимущества

Слабые стороны

ОАО  «Конфеты Караганды»

Признанная торговая марка. Введение    полимерной    упаковки    для карамели.    Современный   экструдерный цех.

Ухудшение качества. Неадекватная  маркетинговая политика. Вычурные названия торговых марок.

ОАО «Рахат»

Признанная     торговая     марка.     Часть оборудования  модернизирована. Высокое качество изделий. Широкая дистрибьюторская сеть.

Недостаточное использование   современных упаковочных материалов

ОАО «Баян-Сулу»

Красочная упаковка. Высокое   качество  ликерной   карамели, вафель.          Наличие          собственного полиграфического цеха.

Низкое   качество   шоколада. Неизвестность           торговых марок. Низкий уровень маркетинга.


 

Стратегии развития кондитерской промышленности следующие:

-   Развитие   производства   сырья  для   кондитерской   промышленности   (молоко сгущенное, сухое молоко, жиры кондитерские, патока);

  • Дифференциация      продукции.      Дифференциация      продукции      позволит компаниям      реализовывать     «нишевые»     стратегии,     добиться     четкого позиционирования в сознании потребителей и увеличить степень лояльности покупателей   к  продукции,  увеличить   норму   прибыли   за   счет выхода на «дорогие» сегменты рынка;
  • Консолидация   мелких   предприятий   на   взаимовыгодных  условиях. Мелкие предприятия могли бы создать объединения, тем самым увеличив экономию масштаба;

      -  Внедрение маркетинговых технологий на предприятиях (создание маркетинговых информационных систем и использование современных инструментов продвижения);

-    Расширение ассортимента шоколадных изделий (возможная продукция: плиточный шоколад, шоколадные наборы сегмента «премиум» и «супер-премиум», шоколад с витаминными добавками).

Говоря о мировом рынке мясной продукции, необходимо отметить  крупнейших импортеров и экспортеров продукции. В  2003   г.   основными   странами-экспортёрами   мясной   продукции  являлись Австралия, США, Бразилия, Канада.

 

Диаграмма 11. Основные мировые экспортеры мясной продукции

        

Основными   странами-импортерами   мясной   продукции   в   2003   г.   являлись   США, Япония, Россия, Мексика.

 

Диаграмма 12. Основные мировые импортеры мясной продукции

 

В мясной отрасли Казахстана сложилась следующая ситуация:

  • Спад производства, слабая конкурентоспособность отечественных мясных товаров и незащищённость внутреннего рынка позволили продукции из России, Турции, Польши, стран Западной Европы занять образовавшуюся нишу.
  • Существенным сдерживающим фактором производства и реализации отечественных мясных товаров выступает неразвитость инфраструктуры продовольственного рынка, сервисного и информационного обеспечения его субъектов. Организованная торговая сеть фирм в период становления рыночной экономики развивается менее динамично, чем так называемый „неформальный" оптовый и розничный продовольственный рынок.
  • Присутствие на казахстанском рынке относительно дешёвой импортной продукции приводит к вытеснению отечественных мясопродуктов. Для защиты отечественного товаропроизводителя в 2004 г. вводились различные таможенные пошлины на импортные продовольственные товары. Несмотря на это, цены на внутреннем рынке на импортную продукцию ниже, чем на казахстанскую.
  • Ситуация на рынке характеризуется примерным соответствием между объёмами предложения продуктов питания (отечественных и импортных) и уровнем платёжеспособного спроса населения (при относительно небольшом увеличении спроса над предложением). Реализация через организованную розничную сеть снижается, при этом она увеличивается через такие структуры, как фирменная торговля, сеть мелких торговых точек.
  • Достаточного запаса прочности система продовольственного снабжения страны   в   настоящее   время   не   имеет.   По   подсчётам   специалистов,   для обеспечения   потребностей   внутреннего   рынка   по   говядине,   Казахстану необходимо иметь стадо в 5700 тысяч голов крупного рогатого скота.

В последние годы в различных сферах пищевой промышленности появляются предприятия, которые в условиях конкурентной среды за счет улучшения менеджмента и модернизаций производств с ориентацией на передовые технологии выходят в лидеры и наращивают производство. Доля их продукции на внутреннем рынке неизменно растет и постепенно вытесняет импорт. Данная категория предприятий при создании соответствующих экономических условий и оказаний мер государственной поддержки способна в короткие сроки выполнить задачи по импортозамещению, а в перспективе освоить внешние рынки. К числу таковых в сфере переработки мяса можно отнести 68 крупных и средних предприятий по стране.

Наибольшими мясными ресурсами располагают Северный (50,9%) и Южный (27,6%) регионы Казахстана. Наименьшими - Центральный (13,2%) и Западный (8,3%).

Крупными производителями и потенциальными поставщиками мяса в другие регионы являются: Костанайская область - 124,9 тыс. тонн    (18,5%); Алматинская - 103,6 тыс.тонн. (15%).

 

Таблица 13.

Перечень и мощности мясоперерабатывающих предприятий, 2004 г.

Наименование областей и городов

Количество предприятий всего

мощности тыс.тонн в год

в т.ч. крупных и средних

По республике

220

171,8

68

Акмолинская

59

39,2

15

Актюбинская

5

4,5

5

Алматинская

17

18,3

6

Атырауская

1

0,8

5

ВКО

5

25,6

5

Жамбылская

27

4,4

1

ЗКО

6

2,0

2

Карагандинская

3

1,8

3

Кызылординская

3

0,5

1

Костанайская

15

12,4

3

Мангыстауская

4

0,4

 

Павлодарская

42

36,1

11

СКО

16

8,9

5

ЮКО

2

3,3

1

г. Астана

7

2,8

2

г. Алматы

8

11,0

3

Информация о работе Оценка рейтинга страновой конкурентоспособности: проблемы и пути совершенствования