Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:56, дипломная работа
Переход к рыночной экономике требует от государства более зрелого подхода в использовании различных методов экономической политики, позволяющих сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма и поддержать макроэкономическое равновесие системы в целом. Опыт развития западных стран показывает, что для успешного функционирования рыночного механизма создана соответствующая система прав собственности, законов и правил, обеспечивающая их передачу, юридических институтов, механизмов принятия решений. В данном случае уместно вспомнить высказывание Ф. Хайека о том, что только в понимании вульгарных либералов, способных лишь скомпрометировать идею экономического либерализма, все делается “само собой” под безошибочным водительством пресловутой “невидимой руки”.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВАНИЯ СТРАНОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ………………………………………………….
1.1 Экономическое содержание категории конкурентоспособность страны……
1.2 Государственное регулирование как стратегический фактор повышения страновой конкурентоспособности………………………………………………..
1.3 Методические подходы к процессу рейтингования страновой конкурентоспособности…………………………………………………………….
2.
2.1
2.2 Аналитическая оценка региональной конкурентоспособности: проблемы рейтингования……………………………………………………………………….
2.3 Оценка конкурентоспособности отраслей Республики Казахстан ………….
3.
3.1
3.2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………
Из них крупных мясоперерабатывающих предприятий в Республике Казахстан — 39. Наибольшее число крупных предприятий находится в Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской областях.
В 2003 г. производство мясных продуктов составило 701,0 тыс. тонн, потребление - 733,6 тыс. тонн, импорт 80,8 тыс. тонн, экспорт - 0,8 тыс. тонн.
Диаграмма 14. Структура производства мясной продукции в РК, 2003 г.
В мировом рынке молочной промышленности, согласно данным ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) о производстве молока в мире, уже несколько лет подряд наблюдается незначительный, но стабильный рост производства молока, который сохранится и в последующие годы.
Мировое производство молока увеличивается в среднем на 1,2 % в год. В 2003 г. объем производства достиг 599,1 млн. тонн.
Таблица 14.
Производство молока в мире (млн. тонн)
2001 год 2002 год 2003
Страны ЕС 126,1 126,7 126,8
Россия 33 33,5 33,2
США 75 77,3 77,5
Индия 82 84,6 88
Пакистан 27 27,7 28,4
Бразилия 22,4 22,8 23,5
Украина 13,4 14,1 14,3
Польша 11,9 12 11,8
Новая Зеландия 13,2 13,9 14,2
Австралия 10,5 11,3 10,3
Мексика 9,5 9,6 9,8
Аргентина 9,6 8,2 7,7
Всего в мире 579,9 594 599,1
Лидером в производстве молока (126,8 млн. тонн - 21%) является Западная Европа, в которой сконцентрировано около 10% поголовья молочных коров.
Второе место занимает Индия, производившая в 2004 г. 88 млн. тонн молока (15% от мирового объема). В этой стране имеется самое большое в мире поголовье коров. США занимает третье место (77,5 тонны). Россия находится на четвертом месте, далеко отставая от первой тройки (5,5% мирового производства молока).
На долю остального мира приходится немногим более 50% производства молока, при этом на всю Африку - лишь 3,9%, Китай - 1,5%.
Доля коровьего молока в 2002 году составляла около 84%.
Поскольку Европа является крупнейшим регионом в мире по производству молока и молочной продукции, то основные изменения происходят именно здесь.
Ведущими мировыми компаниями в молочной промышленности являются:
В стратегии роста основных молочных фирм выделяются следующие цели:
Повышение эффективности производства;
Открытие новых рынков;
Завоевание места и положения на рынках сбыта;
Расширение портфеля торговых марок;
Усиление возможностей для инноваций;
Обеспечение надежных поставок молока;
Усовершенствование возможностей доступа к капиталу.
В Казахстане производство молока в 2003 г. составило 599,5 млн. тонн. Ежегодный рост производства в Республике составляет 1,5%. Ключевыми факторами перспективного развития молочной промышленности в Казахстане являются:
- развитые традиции животноводства;
Молочная промышленность является третьим крупным сектором в агропромышленном комплексе Казахстана. Ежегодный оборот отечественного рынка цельномолочной продукции составляет порядка 150-200 млн. долларов США. Объем производства молока во всех категориях хозяйств республики в 2002 году составил 4109,8 тыс. тонн. Емкость отечественного рынка молока и молочных продуктов достигла около 5 млн. тонн в год.
Диаграмма 14. Динамика производства молока в РК (тыс. тонн)
У Казахстана есть все возможности, чтобы заявить о себе как о перспективном экспортере молока и молочных продуктов. Обладая ресурсными возможностями экстенсивного пастбищного скотоводства, страна может удовлетворить новый, развивающийся сегмент мирового продовольственного рынка «натурализованных» продуктов, не предусматривающих при производстве применение генно-инженерных технологий.
Характеризуя отрасль машиностроение, необходимо отметить, что ведущими странами на мировом рынке машин и оборудования в течение многих лет являются США и Германия. Их доля в общем экспорте машинотехнической продукции в последние годы стабильна, несмотря на вхождение в группу лидеров и других стран, в первую очередь Японии. В данных регионах производится одна четвертая часть от общего объема машиностроительной продукции в мире.
Размеры присутствия следующей группы стран, таких как Франция, Великобритания, Италия, в мировой торговле машинами и оборудованием заметно ниже, что определяется размером и спецификой их национальных экономик. Однако все же их доля также стабильна.
К группе лидеров приближаются и некогда аграрные страны, как Испания, Греция, Бразилия, Аргентина и некоторые другие. Все большее значение в мировом машиностроении приобретают страны Юго-Восточной Азии.
В мире сложилась следующая структура машиностроительной отрасли:
- на страны Северной Америки приходится более 30% мирового машиностроительного производства,
Основные тенденции мирового рынка машиностроения. По состоянию на 2003 год мировой рынок нефтегазового оборудования оценивается в 26 млрд. долларов США. Ожидается увеличение мирового рынка нефтегазового оборудования ежегодно на 4.7% до 2006 года, основываясь на данных ценовой добычи и производства сырой нефти. Увеличение спроса на нефтегазовое оборудование увеличит рынок до 32,7 млрд. долларов США в 2006 году.
Основными потребителями продукции нефтегазового машиностроения являются страны Северной Америки (22,3%), Африки (21,5%) Азии (18,6%), Латинской Америки (17,5%) и Западной Европы (14,8%). Наиболее динамичное увеличение спроса на продукцию наблюдается в странах восточной Европы и азиатском регионе.
По состоянию на 2002 год емкость мирового рынка сельскохозяйственного машиностроения составляла 54 млрд. долларов США. Среднегодовой темп роста спроса на продукцию сельскохозяйственного машиностроения составил 4,2%.
В 2002 г. мировой оборот на рынке железнодорожного оборудования составил 34 млрд. евро, из них 20 млрд. евро пришлось на европейские страны. К 2006 г. оборот может вырасти до 42 млрд. евро. В 2001 г. мировой парк локомотивов всех типов составил - 102 тыс., вагонов всех типов - свыше 3 млн. (данные журнала Rail International). Лидирующие положения на рынке занимают предприятия США, Западной Европы и Японии.
Ввиду острой конкуренции на мировом рынке между производителями подвижного состава, за последнее десятилетие цены на их продукцию снизились на 30-40%.
На момент развала СССР в Казахстане насчитывалось порядка 1600 машиностроительных предприятий разного уровня и значимости. Сейчас их только 75-80, которые еще можно считать машиностроительными. Все остальные предприятия либо полностью прекратили свое существование, либо превратились в мастерские и артели.
Тем не менее, по оценкам проведенного анализа, в Казахстане насчитывается 14 подотраслей машиностроения, при этом позитивным фактом является то, что на фоне развития нефтегазового комплекса Казахстана сформировалась группа из 16 предприятий, которые выпускают продукцию для нефтегазового сектора. Структура машиностроительной отрасли в стране выглядит следующим образом:
- около 12 предприятий выпускают продукцию для горно-металлургического сектора,
- 15 - для транспорта и коммуникаций,
- 10 - продукцию сельхозмашиностроения,
- 13 - оружейную и военную технику.
Доля машиностроения в отраслевой структуре промышленности снизилась с 11,6% в 1991г. до 2,8% в 1 полугодии 2003 г. Ситуация на различных сегментах машиностроения страны такова.
Внутренний рынок нефтегазового оборудования:
1) Производство оборудования
по нефтепереработке и ремонту скважин.
Для реализации
проекта по закачке
попутного газа обратно
в пласты потребуется специальный
вид оборудования (компрессоры). На данный
момент отечественные производители
не обладают нужными
технологиями по производству такого оборудования.
Одним из выходов из сложившейся ситуации
является кооперация с
мировыми лидерами по
производству такого рода компрессоров (по передаче
опыта работы в данных технологиях),
например Nuovo Pignone
(итальянская компания,
поставляющая оборудование на Карачаганак). Одной из альтернативных
ниш для вхождения в данный проект является
строительство завода второго поколения
на Тенгизшевройл (ТШО), что предполагает использование
оборудование по нефтепереработке.
Отечественные производители уже имеют
опыт производства данного оборудования и активно поставляют
его на Карачаганак и ТШО.
2) Производство оборудования
по добыче и нефтепереработке. Вследствие перехода от стадии
разработки к стадии эксплуатации роль
и состав Карачаганакского проекта будут
постепенно изменяться. До недавнего момента
основной задачей являлось развитие инфраструктуры,
необходимой для такого огромного
предприятия, а также
строительство новых ключевых
объектов, которые позволят Карачаганаку
стать лидером в производстве нефти и
газа в Казахстане. Эту работу
выполняли зарубежные специалисты
- управляющие строительством, руководители
и инженеры - при
поддержке подрядчиков, в основном
состоящих из казахстанского
персонала. В будущем
разработка продолжится, но
основной задачей в
течение последующих 35
лет будет эффективная эксплуатация
нового оборудования и сбыт полученной
продукции. В частности, эксплуатация
нового оборудования предполагает
использование
оборудования по добыче и нефтепереработке,
с учетом разницы в технологиях, которые
существуют у наших производителей.
3) Сервисное обслуживание (производство
судов мелкой посадки, барж).
Поскольку технология, используемая
на Кашагане относится к технологиям
мирового класса, то отечественным
производителям будет весьма
затруднительно выйти на
сегмент добычи (это объясняется
тем, что наши производители неспособны
работать в таких условиях как на Кашагане:
высокая температура, агрессивная морская
среда (больше 6 месяцев зима). Наиболее приоритетным направлением
на данный момент
является производство вспомогательных судов для
работы как на Кашагане, так и
в казахстанском секторе Каспийского
шельфа. Такие отечественные предприятия
как Зенит, Гидроприбор способны выпускать
судна мелкой посадки для поддержки работ
на искусственных островах.
Казахстанский объем рынка сельскохозяйственного машиностроения в 2003 г. составил 170 млн. долларов, что на 28% выше уровня прошлого года. Рынок увеличился из-за значительного прироста производства на внутреннем рынке, а именно увеличился выпуск основных частей и компонентов. То есть, в силу сильной изношенности основных видов сельхозтехники, а также неспособности отечественных фермеров своевременно покупать новую технику существенно вырос рынок запчастей для старой техники. Таким образом, по вышеназванным проблемам рынок запчастей в 2003 г. увеличился больше чем в 5 раз, с 13 млн. долл. США до 70,7 млн. долл. США.
По прогнозам, среднегодовой рост отрасли составит 10-15%. Этот рост в основном произойдет за счет требуемого обновления парка сельхозтехники Казахстана.