Планирование и прогнозирование в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной главе раскрывается сущность прогнозирования и планирования, показывается взаимосвязь прогноза и плана, рассматриваются формы планирования и их особенности. Дается определение понятий "прогноз", "план", "мероприятие", "программа", "концепция". Знание теоретических основ прогнозирования и планирования позволяет разрабатывать научно обоснованные планы, программы, добиваться повышения точности прогнозных расчетов и выявлять наиболее эффективные пути развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

для печати.doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

При разработке прогнозного  платежного баланса особое значение должно придаваться прогнозированию экспорта и импорта.

Спрос на экспорт зависит от уровня доходов и расходов в странах, являющихся торговыми партнерами, а также от цены экспортных товаров по отношению к цене товаров, производимых в самих этих странах. Функция спроса на экспорт имеет вид

где Cэ— стоимость экспорта в национальной валюте; Yм — мировой спрос, выраженный в национальной валюте; Рэ — цена экспорта в национальной валюте; Рм — мировая цена в национальной валюте; Pз — цена заменителей импорта для торговых партнеров, выраженная в национальной валюте.

Уравнение спроса на импорт описывается следующим образом:

где Си — стоимость импорта; Ри — цена за импорт в национальной валюте; Yв — внутренний доход (или спрос на внутреннем рынке); Рв — внутренние цены.

Необходимо отметить, что импорт в любую страну создает предложение валюты этой страны на рынках валютных обменов, а экспорт из страны приводит к спросу на ее валюту. Операция валютного обмена — это купля-продажа валюты различных стран. Цена, по которой осуществляется такой обмен, называется курсом обмена валют.

Таким образом, валютный курс — цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. Такая цена может устанавливаться исходя из соотношения спроса и предложения на определенную валюту в условиях свободного рынка, либо быть регламентированной решением правительства или его главным финансово-кредитным органом (центральным банком).

Увеличение экспорта ведет к  росту стоимости валюты этой страны. Увеличивается стоимость валюты и при уменьшении импорта. Вместе с тем воздействие экспорта и импорта на обменный курс взаимозависимы.

При прогнозировании  валютного курса используются методы экспертных оценок и статистические методы. В мировой практике широкое распространение получили многофакторные модели. Уравнение для прогноза курса валют строится с учетом факторов, влияющих на его формирование.                                                                                     

 

 

Глава 7. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  И ПЛАНИРОВАНИЕ

ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И  ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Трудовые ресурсы являются важнейшим  фактором развития экономики. Критериями для выделения из общей численности населения трудовых ресурсов являются границы трудоспособного возраста, которые устанавливаются государством.

Для определения трудовых ресурсов и их использования необходимо разрабатывать  демографические прогнозы и производить  прогнозные расчеты потребности в рабочей силе по отраслям экономики и видам деятельности.

 

7.1. Трудовые ресурсы,  их состав и воспроизводство 

Трудовые ресурсы — это часть  населения, которая в силу совокупности физических способностей, специальных  знаний и опыта может участвовать  в создании материальных благ или трудиться в сфере услуг.

В состав трудовых ресурсов включаются: трудоспособное население в трудоспособном возрасте; работающие подростки (до 16 лет); население старше рабочего возраста, принимающее участие в общественном производстве.

К трудоспособному населению относятся  лица в работоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов I и II групп, а также лиц, перешедших на пенсию на льготных условиях раньше установленного в общем порядке рабочего возраста.

Трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики. К первым относятся показатели численности и состава (по возрасту, полу, общественным группам и т.д.). Ко вторым — показатели образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры и т.п. Трудовые ресурсы формируются в процессе воспроизводства населения. При увеличении уровня рождаемости и продолжительности жизни будет иметь место рост численности населения, а следовательно, и трудовых ресурсов. Существенное влияние на величину трудовых ресурсов оказывают миграционные процессы.

 

7.2. Прогнозирование трудовых  ресурсов и их использования 

Прогнозирование трудовых ресурсов является составной частью процесса разработки демографических прогнозов. Демографические прогнозы базируются на показателях естественного и механического движения населения.

Перспективная численность населения  определяется, исходя из численности  населения в базисном периоде  и ожидаемых коэффициентов рождаемости и смертности. Коэффициент рождаемости рассчитывается как отношение числа родившихся детей в определенном периоде к среднегодовой численности населения, а коэффициент смертности — путем деления числа умерших.

При прогнозных расчетах необходимо принимать во внимание мероприятия социально-демографической политики.

Прогнозные расчеты  структуры населения осуществляются методом передвижки возрастов. Сущность его заключается в следующем. На определенный момент времени (на дату последней переписи населения, являющейся базой для дальнейших вычислений) фиксируется сложившаяся структура населения, т.е. распределение населения по полу, возрасту, семейному состоянию и т.д. На расчетный период эта структура изменяется под влиянием изменения коэффициентов рождаемости, смертности, миграционных процессов и других факторов. Влияние этих факторов учитывается в прогнозе с помощью коэффициентов передвижки. Численность той или иной группы населения на данный период умножается на указанные коэффициенты. Полученный результат "передвигается" на следующий период.

Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте определяется путем вычитания из прогнозируемой численности населения в трудоспособном возрасте ожидаемого числа неработающих инвалидов I и II групп в трудоспособном возрасте, а также неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсию на льготных условиях.

Наряду с прогнозированием трудовых ресурсов важное значение имеет  разработка прогнозов их использования. Производятся прогнозные расчеты численности занятых в отраслях материального производства и непроизводственной сферы и по другим направлениям деятельности (занятых на учебе с отрывом от производства, в домашнем и личном подсобном хозяйстве).

Численность занятых  в отраслях материального производства определяется, исходя из прогнозируемого  объема производства и прогнозируемого уровня производительности труда.

На начальных этапах разработки краткосрочных прогнозов  можно применять методы экстраполяции  в сочетании с экспертными  оценками. В непроизводственной сфере  численность занятых определяется, как правило, по нормативам обслуживания. Этот метод широко распространен в здравоохранении, образовании и других отраслях сферы обслуживания населения.

Численность работающих по сферам и отраслям должна совпадать  с общей численностью занятых  в народном хозяйстве.

Количество обучающихся  с отрывом от производства рассчитывается с учетом количества учебных заведений  и потребности подготовки специалистов по разным направлениям.

При расчете численности  занятых в домашнем и личном подсобном  хозяйстве могут использоваться методы экстраполяции. Кроме того, должна учитываться политика государства, способствующая увеличению или снижению численности занятых в этом направлении.

 

7.3. Планирование  занятости. Сводный баланс трудовых  ресурсов 

В системе трудовых балансов центральное место занимает сводный баланс трудовых ресурсов. Он является важнейшим инструментом регулирования рынка труда. На его основе формируется политика занятости.                                                                                             

Сводный баланс трудовых ресурсов характеризует  наличие трудовых ресурсов, их использование  и миграционные процессы. Он разрабатывается в целом по стране и регионам на всех этапах прогнозирования и планирования.

Баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух разделов. В первом разделе отражаются трудовые ресурсы и их состав, во втором — распределение трудовых ресурсов по видам занятости, сферам и отраслям народного хозяйства, формам собственности. На его основе определяется количество безработных и уровень безработицы.

Процесс разработки прогнозного сводного баланса трудовых ресурсов предполагает проведение ряда прогнозных расчетов. Составление баланса начинается с формирования первого раздела  — определения трудовых ресурсов по изложенной выше методике.

При формировании второго раздела  сводного баланса трудовых ресурсов используются результаты прогнозных расчетов потребности в рабочей силе и числа занятых по всем видам деятельности.

На основе данных сводного баланса  трудовых ресурсов производятся расчеты числа безработных и уровня безработицы в прогнозируемом периоде.

Количество безработных определяется как разница между трудовыми  ресурсами в прогнозируемом периоде  и численностью занятых в народном хозяйстве, домашнем хозяйстве и учащихся в возрасте 16 лет и старше, обучающихся с отрывом от производства.

Уровень безработицы может определяться как отношение численности безработных  к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте или к экономически активному населению. К экономически активному населению относятся занятые в народном хозяйстве и число безработных.

Для решения проблемы занятости  разрабатываются специальные программы (государственные и региональные), создаются государственные службы занятости, фонд содействия занятости. Средства фонда занятости направляются на: социальную поддержку незанятого населения; профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных; содержание Государственной службы занятости; научно-техническое обеспечение программ занятости населения.

 

 

Глава 8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  И ПЛАНИРОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАРОДА

 

Проблема уровня жизни населения  должна быть в центре внимания в  процессе управления экономикой. Необходимо осуществлять комплексный анализ уровня жизни в трех аспектах: в сравнении с прошлым периодом; в сопоставлении с научными нормами уровня жизни (с рациональным и минимальным потребительскими бюджетами и т.п.) и в сравнении с другими государствами. Особая значимость должна придаваться формированию и использованию социальных норм и нормативов, разработке социальной политики, направленной на поддержание уровня жизни всего населения и обеспечение социальной защиты наиболее нуждающихся групп.

 

8.1. Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень  жизни населения

Социальная политика государства  — это комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам. Социальная политика включает политику доходов населения, социальную защиту граждан, развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания, молодежную политику.

Уровень жизни населения характеризуется  системой обобщающих и частных показателей. Обобщающими показателями являются ВНП на душу населения, реальные доходы населения, общий объем потребления материальных благ и услуг. В мировой практике в качестве обобщающего показателя используется индекс человеческого развития (ИЧР). Он может колебаться от 0 до 1 (от 0 до 0,5 — низкий уровень, от 0,5 до 0,8 — средний, от 0,8 до 1 — высокий). ИЧР учитывает размер ВНП надушу населения, продолжительность жизни и уровень образованности граждан. Частные показатели характеризуют ту или иную сторону уровня жизни населения. К ним относятся обеспеченность населения жильем, товарами народного потребления, различными услугами, условия труда, продолжительность свободного времени и др.

 

8.2. Социальные нормы  и нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата

Социальные нормы и нормативы  являются критериями эффективного распределения ресурсов потребления, социальными гарантиями в области доходов, цен, потребления. Они должны представлять собой научно обоснованные общественные ориентиры, являться эталонами, к достижению которых необходимо стремиться при решении проблем социально-экономического развития.

Главным обобщающим социальным нормативом является минимальный потребительский  бюджет (МПБ).

Минимальный потребительский  бюджет представляет собой баланс доходов  и расходов, используемых для удовлетворения потребностей человека в продуктах питания на уровне минимальных физиологических норм, основных непродовольственных товаров и услуг. МПБ рассчитывается на одного человека для различных социально-демографических групп населения. Формируется МПБ на основе потребительской корзины. МПБ должен служить основой для определения минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. Исходя из МПБ, устанавливается бюджет прожиточного минимума (минимальный уровень потребления материальных благ и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность человека и сохранение его здоровья). Прожиточный минимум определяет черту бедности, ниже которой не обеспечивается простое воспроизводство населения.

На практике применяются  два метода разработки МПБ — статистический и нормативный. Статистический метод  используется при определении потребительских  расходов населения на основе данных обследования бюджетов семей. Обычно он применяется при расчете расходов на непродовольственные товары и услуги. Нормативный — применяется при определении потребностей на продовольственные товары.

При прогнозировании МПБ используется нормативная потребительская корзина. Наборы продуктов, включаемых в потребительскую корзину, по мере изменения условий жизни и развития экономики систематически должны пересматриваться.

Информация о работе Планирование и прогнозирование в экономике