Планирование и прогнозирование в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной главе раскрывается сущность прогнозирования и планирования, показывается взаимосвязь прогноза и плана, рассматриваются формы планирования и их особенности. Дается определение понятий "прогноз", "план", "мероприятие", "программа", "концепция". Знание теоретических основ прогнозирования и планирования позволяет разрабатывать научно обоснованные планы, программы, добиваться повышения точности прогнозных расчетов и выявлять наиболее эффективные пути развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

для печати.doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

Процесс непосредственного прогнозирования  и планирования на макроуровне, на уровне отраслей, регионов, предприятий и организаций осуществляется специализированными органами в составе центральных органов управления, аппарата соответствующих министерств, ведомств, исполнительных комитетов, органов управления предприятий и организаций.

К центральным экономическим органам относятся: Министерство экономики; Министерство финансов; Министерство труда и социальной защиты; Министерство статистики и анализа.

Планирующим и координирующим центром  является Министерство экономики. Его  роль в современных условиях возрастает в связи с повышением значимости прогнозов в системе управления народным хозяйством. Главными задачами Министерства экономики являются: разработка государственной экономической политики, обеспечивающей преодоление экономического кризиса, рациональное использование собственного ресурсного потенциала и повышение уровня жизни народа.

Важнейшие функции Министерства экономики  — анализ и оценка социально-экономического состояния страны; разработка и реализация стратегии социально-экономического развития; подготовка методических рекомендаций по проведению прогнозных расчетов и разработке планов-прогнозов; разработка концепций, основных направлений, планов-прогнозов экономического и социального развития, целевых программ; формирование механизма государственного регулирования экономики и установление количественных значений управляющих параметров (государственного заказа и квот, финансовых, социальных и экологических нормативов, регулируемых цен, государственных инвестиций и др.); методическое и научное обеспечение проведения экономических реформ и др.

Важным центральным экономическим  органом является Министерство финансов. Его основная задача заключается в мобилизации денежных средств и планировании их эффективного использования. Министерство финансов разрабатывает проект государственного бюджета, рассматривает проекты финансовых планов министерств, участвует в разработке механизма государственного регулирования экономики. В его функции входят формирование налогов и целевых сборов, организация республиканского финансового рынка и др.

Министерство труда и социальной защиты формирует тарифную систему (тарифно-квалификационные справочники, тарифную сетку, ставку 1-го разряда), разрабатывает и утверждает минимальный потребительский бюджет для различных социально-демографических групп населения, решает проблемы обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения с учетом профессионально-квалификационной подготовки кадров, разрабатывает рекомендации по совершенствованию форм организации труда, прогнозирует и регулирует заработную плату, рынок труда и выполняет ряд других функций.

Министерство статистики и анализа  обеспечивает плановые и другие органы управления необходимой статистической информацией, осуществляет анализ, дает оценку развития социально-экономических процессов, конъюнктуры рынка, уровня жизни народа и т.д. Главной его задачей является повышение степени достоверности информации, комплексности и оперативности ее представления.

Отраслевое прогнозирование и  планирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами. К ним относятся: Министерство промышленности, Министерство архитектуры и строительства, Министерство топлива и энергетики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство связи, Министерство торговли и др. В составе каждого министерства функционируют планово-экономические управления. Главными их функциями являются: разработка планов-прогнозов развития отраслей, определение приоритетов и мер по их реализации; регулирование производства; комплексное исследование рынка; разработка методических рекомендаций, целевых программ; формирование заказа на поставку продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления для государственных нужд, его размещение на предприятиях и обеспечение выполнения; реализация инвестиционной и научно-технической политики и др.

С целью рационального использования  природных ресурсов и сокращения выбросов вредных веществ в окружающую среду создано Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Оно разрабатывает программы по рациональному использованию ресурсов и охране окружающей среды, осуществляет экспертизу проектов и выполняет другие функции.

Региональные органы планирования и управления решают проблемы социально-экономического развития регионов. Плановые органы областей, районов, городов разрабатывают планы-прогнозы их развития с учетом региональных особенностей.

Плановые органы хозяйствующих  субъектов определяют стратегию, разрабатывают  прогнозы и планы их производственно-хозяйственной деятельности. Главной задачей планирования является определение наиболее эффективных направлений деятельности предприятий, повышение конкурентоспособности продукции и достижение высоких конечных результатов.

 

2.3.3. Порядок разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития

Разработка планов-прогнозов  представляет собой сложный процесс, в котором взаимосвязаны элементы научного предвидения тех или иных экономических явлений и принятия плановых решений.

Порядок и сроки разработки планов-прогнозов экономического и  социального развития определяются правительством. Основой разработки годовых планов-прогнозов являются: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития; Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу; концепции, программы и решения президента и правительства по важнейшим направлениям экономического развития, межгосударственные соглашения.

В этих документах обосновываются главные цели, задачи преобразования экономики, сформирована ее перспективная модель.

Всю работу по составлению  плана-прогноза можно подразделить на ряд этапов:

1. Аналитическая, научно-исследовательская и организационно-методическая работа.

2. Разработка Концепции  прогноза социально-экономического  развития.

3. Разработка проекта  плана-прогноза.

4. Рассмотрение проекта  плана-прогноза в Совете Министров,  парламенте и его уточнение. Одновременно рассматриваются Государственный бюджет и Основные направления кредитно-денежной политики.

После уточнения отдельных  показателей принимается, утверждается Государственный бюджет, одобряется план-прогноз экономического и социального  развития страны на соответствующий год. Президентом утверждаются важнейшие параметры развития экономики. До исполнителей доводятся целевые ориентиры социально-экономического развития, заказ на поставку продукции для государственных нужд, лимиты ресурсов и нормативы.

С целью обеспечения  выполнения плана-прогноза и бюджета  Совет Министров и другие органы управления осуществляют контроль и принимают соответствующие меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  И ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМПОВ, КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

И СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ

 

В масштабе всего общественного  производства экономический рост характеризует  увеличение объема производства товаров и услуг. Конечной целью экономического роста является рост потребления и благосостояния народа. Для достижения цели необходимо прогнозировать макроэкономические показатели, формировать оптимальную структуру экономики и добиваться повышения эффективности производства.

 

3.1. Экономический  рост. Факторы и проблемы темпов  экономического роста

 Под экономическим  ростом принято понимать изменение результатов функционирования экономики и использования ресурсов. Динамику изменения характеризуют темпы роста и прироста.

Годовые темпы роста  рассчитываются как отношение физического  объема показателя, характеризующего экономический рост за два определенных года.

гдеJt — годовой темп роста, %; Пt, Пб— соответственно уровни показателя в t-м прогнозируемом и базисном году.

Годовые темпы прироста (∆Jt) могут быть определены как разница между темпами роста и 100 %

∆Jt(%)=Jt(%)-100.

Среднегодовые темпы  роста (прироста) рассчитываются исходя из темпов роста (прироста) показателя по годам прогнозируемого периода.

Темпы и качество экономического роста зависят от потенциала национального  хозяйства и эффективности его  использования, а также внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

Различают два типа экономического роста: экстенсивный интенсивный. Сущность первого состоит в том, что  увеличение объема производства материальных благ и услуг достигается за счет увеличения использования производственных ресурсов: трудовых, топливно-энергетических, сырьевых, основного капитала. Второй тип экономического роста характеризуется тем, что прирост производства обеспечивается за счет применения более совершенной техники, прогрессивных технологий, т.е. за счет НТП.

Существенное влияние  на экономический рост, его темпы  и качество оказывают следующие  факторы: количество и качество природных и трудовых ресурсов; размеры основного капитала; НТП и совокупный спрос общества; развитие международных экономических связей.

Важнейшим источником экономического роста выступают инвестиции. Исследования экономистов показывают, что вложение средств в увеличение производства товаров и услуг в рыночной системе дает результат, умножающий доход. Этот эффект называют "мультиплицирующим", а числовой показатель, характеризующий степень такого умножения, — мультипликатором. Например, если средства в размере 1 млн. р. приносят 2,5 млн. р. дохода, то мультипликатор в таком случае равен 2,5 (2,5 млн. р./1 млн. р.).

 

3.2. Макроэкономические  цели, показатели и счета 

К основным макроэкономическим целям относятся: стабильный рост национального  объема производства; стабильный уровень цен; высокий уровень занятости; поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Система макроэкономических показателей включает показатели, характеризующие  производство, занятость, средний уровень цен и заработной платы, внешнеторговые потоки, налоговые поступления и государственные расходы, денежную массу и др. Центральное место в данной системе отводится показателям, характеризующим развитие производства и услуг.

Обобщающим показателем  конечных результатов функционирования экономики выступает валовой  национальный продукт (ВНП). Модификацией ВНП является показатель валового внутреннего продукта (ВВП).

ВНП характеризует результаты функционирования звеньев национальной экономики независимо от того, где  они территориально расположены. Валовой  внутренний продукт включает в себя производство материальных благ и оказание материальных и нематериальных услуг (за вычетом промежуточного потребления) на территории данной страны за определенный период. Разница между ВНП и ВВП называется "чистым факторным доходом из-за рубежа". ВНП и ВВП рассчитываются в текущих ценах для увязки с другими показателями и в сопоставимых ценах — для изучения динамики физического объема производства. Поэтому в практике прогнозирования и планирования рассчитываются: номинальный ВНП (ВВП) — в текущих ценах, реальный — в сопоставимых ценах (ценах определенного года). Отношение номинального ВНП к реальному показывает, насколько возрос ВНП исключительно за счет роста цен, т.е. характеризует изменение общего их индекса. Последний называют дефлятором ВНП. Если из внутреннего национального продукта вычесть амортизационные отчисления, то получится чистый национальный продукт (ЧНП). Применяются также категории: потенциальный ВНП и лаг ВНП. Первая категория характеризует объем производства, который может быть достигнут при имеющихся ресурсах и рабочей силе. Вторая категория — это разрыв между потенциальным и реальным валовым национальным продуктом.

Расчеты макроэкономических показателей на прогнозируемый период должны осуществляться в увязке с  Системой национальный счетов (СНС).

Выделяются четыре основных счета: 1 . Счет внутреннего продукта, характеризующий производство. 2. Счет доходов. 3. Счет операций с капиталом (счет накопления). 4. Платежный баланс — счет операций по взаимодействию с внешним миром. По каждому из этих четырех счетов возможна детализация в той или иной стране.

 

 

 

3.3. Методы прогнозирования  макроэкономических показателей 

В зарубежной практике прогнозирование  ВНП (ВВП) осуществляется различными методами. Широко используются методы экстраполяции, дефляции, экономико-математические модели (факторные, межотраслевые "затраты — выпуск", эконометрические), производственный, распределительный и метод конечного использования ВВП. Эти методы получают широкое распространение в странах СНГ, в том числе в Республике Беларусь. Рассмотрим основные их положения.

Методы экстраполяции  предполагают исследование возможных  тенденций изменения рядов динамики показателей (ВВП и др.) с помощью  различных временных функций.

Информация о работе Планирование и прогнозирование в экономике