Планирование и прогнозирование в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной главе раскрывается сущность прогнозирования и планирования, показывается взаимосвязь прогноза и плана, рассматриваются формы планирования и их особенности. Дается определение понятий "прогноз", "план", "мероприятие", "программа", "концепция". Знание теоретических основ прогнозирования и планирования позволяет разрабатывать научно обоснованные планы, программы, добиваться повышения точности прогнозных расчетов и выявлять наиболее эффективные пути развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

для печати.doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 4. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  И ГОСУДАРСТВЕННОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

 

Цена относится к  числу наиболее сложных экономических  категорий. В ней перекрещиваются  взаимоотношения, экономические интересы коллективов предприятий, различных  социальных групп и общества в целом. На микроуровне цена является регулятором производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. На макроуровне цена формирует структуру экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях. Поэтому важную роль в управлении процессами ценообразования играют прогнозирование цен и формирование ценовой политики.

 

4.1. Сущность  и виды цен. Ценовая политика 

Цена представляет собой  денежное выражение стоимости товара. Однако в любом товарном производстве цены отклоняются от стоимости. При директивном планировании отклонения устанавливались в плановом порядке и применялись государством как экономический инструмент планового воздействия на производство, реализацию и использование продукции.

В переходный период цена складывается под влиянием рынка и государства. К факторам, влияющим на цены в этих условиях, относятся: издержки производства и обращения; соотношение спроса и предложения; конкуренция; качество и полезность продукции; внешнеэкономические факторы (долгосрочные экономические соглашения с другими странами, соглашения по таможенной политике, ценам и тарифам и т.п.); состояние денежного обращения (увеличение массы денег вызывает рост цен); государственное регулирование цен.

Нижнюю границу цены, как правило, формируют издержки производства. Каждый предприниматель стремится в первую очередь возместить собственные затраты на производство продукции.

Исходя из экономических  особенностей продукции и характера  ее обращения, цены подразделяются на оптовые, закупочные, цены на продукцию строительства, розничные цены и тарифы на услуги.

По способу установления цены подразделяются на свободные (договорные) и регулируемые.

Во многих странах  регулируются цены на энергоносители, услуги жилищно-коммунального характера, транспорта, связи, на изделия медицинского назначения и другую продукцию согласно установленному перечню. По видам продукции, не включаемым в перечень регулируемых цен, действуют свободные.

Главные элементы цены: издержки производства, прибыль, налоги, оптовые и торговые надбавки и скидки. Ценовая политика должна базироваться на гибком сочетании формирования свободных цен и их частичного государственного регулирования. Степень государственного вмешательства должна дифференцироваться в зависимости от видов товаров и их социальной значимости, состояния конкурентной среды, а также того, является эта продукция отечественной или импортной.

В Беларуси, например, важнейшими направлениями ценовой политики в переходный период являются: политика свободных цен; регулирование цен на социально значимые товары и услуги, продукцию предприятий-монополистов, базовых отраслей (естественных монополий) и вывозимую за пределы республики; защита собственных товаропроизводителей, т.е. цены на импортные товары на внутреннем рынке не должны быть ниже цен на товары отечественного производства; сближение ценовой политики Беларуси с ценовой политикой России.

 

4.2. Методы прогнозирования  цен

В мировой практике широкое  распространение получили следующие  методы прогнозирования цен.

Методы экспертных оценок. Среди индивидуальных экспертных оценок в области ценообразования применяются методы интервью и анкетирование, коллективных — методы "комиссий", "мозговой атаки", "Дельфи".

Параметрические модели и методы прогнозирования. Основу параметрических методов прогнозирования затрат и цен составляют количественные зависимости между ценами (затратами) и основными потребительскими свойствами продукции или уровнем качества изделий в пределах параметрического ряда.

К наиболее распространенным из параметрических методов прогнозирования относятся следующие: удельной цены; структурной аналогии; агрегатный, балловый, корреляционно-регрессионного анализа.

Сущность метода удельной цены заключается в определении  удельной цены (себестоимости) на единицу  основного параметра (на основе цены (себестоимости) базового изделия и значения его основного параметра) и затем ее умножения на значение основного параметра нового изделия. Другие потребительские свойства можно учитывать в цене нового изделия путем установления доплат (скидок).

Метод структурной аналогии предполагает определение структуры  себестоимости по элементам затрат, т.е. находится удельный вес материальных затрат, заработной платы и других элементов затрат в полной себестоимости продукции. Зная абсолютную величину материальных затрат, заработной платы по новому изделию и удельный вес затрат в структуре себестоимости по аналогичной группе продукции, можно рассчитать себестоимость нового изделия. Этот метод применяется при определении цен на стадии технического задания.

По агрегатному методу цена (себестоимость) нового изделия  определяется путем суммирования цен (себестоимости) отдельных конструктивных частей или узлов изделия с добавлением стоимости оригинальных узлов и деталей.

По балловому методу цены формируются на основе экспертных оценок значимости параметров качества изделий для потребителей.

Его целесообразно применять  в тех случаях, когда цена зависит  от многих параметров, характеризующих  качество изделия, которые не поддаются  количественному соизмерению. К ним относятся удобство изделия, дизайн, экономичность, эстетические свойства, противопожарность, запах, вкус, цвет, модность и т.д.

Каждому параметру присваивается  определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода интегральную оценку технико-экономического уровня изделия. Умножением суммы баллов по новому изделию на стоимостную оценку балла изделия-эталона определяется ориентировочная цена нового изделия. Средняя стоимостная оценка одного балла рассчитывается путем деления цены базового изделия-эталона на сумму его баллов.

Балловый метод применяется  во многих странах мира. С его  помощью осуществляется обоснование  цен на продукцию часовой, радиотехнической, легкой, пищевой, парфюмерной промышленности. Он широко используется при изучении конъюнктуры рынка и оценке конкурентоспособности продукции.

Метод корреляционно-регрессионного анализа считается более совершенным  методом параметрического прогнозирования. Суть его заключается в построении уравнений регрессии и определении зависимости цены от влияющих на нее факторов. При этом цена выступает как функция от параметров.

Модели прогнозирования  индексов цен. В формирующейся новой  экономической среде, где основным регулятором является рынок, особую значимость приобретает прогнозирование индексов цен.

Рассчитываются индексы  оптовых, потребительских, экспортных (импортных) цен, индекс цен (дефлятор) ВВП. Расчет индекса оптовых цен производится на основе данных об изменении цен на ресурсы, заработной платы, ставок налогов и других элементов затрат и долей каждого вида затрат в стоимости продукции.

Индекс потребительских  цен определяется на основе стоимости  фиксированного набора товаров и  услуг, потребляемых населением. Индекс цен (дефлятор) ВВП характеризует изменение общего уровня цен.

На основе индексов цен определяются темпы инфляции, осуществляется соизмерение затрат с результатами, анализируется и прогнозируется производственная и торговая деятельность.

Для более точного  прогнозирования индексов цен целесообразно  использовать модели межотраслевого баланса. В межотраслевом балансе аккумулируется информация о межотраслевых взаимосвязях. Это позволяет отслеживать воздействие изменения экономических показателей в одной из отраслей на другие отрасли. При решении задачи прогнозирования цен используются первый и третий квадранты межотраслевого баланса, разрабатываемого в СНС.

Динамическая макромодель  рыночного ценообразования. Она  базируется на динамических моделях  расчета макропоказателей (валового продукта, капиталоемкости валового продукта и др.) и расчетах уровня цен в зависимости от спроса и предложения.

Регрессионные модели. Данные модели позволяют рассчитать индекс цен (7Ц) в зависимости от влияющих факторов (x1,x2,….xn), т.е. формируется многофакторная модель, где индекс цен выступает как функция от факторов (см. формулу (2.4)).

При прогнозировании  индексов цен в качестве важнейших  факторов целесообразно учитывать  изменение цен на импортируемые  энергоносители, изменение курса валюты, заработной платы и амортизации под влиянием инфляционных процессов, ставок налогов, процентных ставок за кредит.

Формирование цен с  ориентацией на спрос. Уровень цены на товар ставится в зависимость от изменения спроса на него.

При определении цен  на основе спроса производственные затраты  рассматриваются лишь как ограничительный фактор.

Определение цен с  ориентацией на конкуренцию. Суть данного  подхода к определению цен  на товары состоит в том, что производитель исходит исключительно из конкуренции, устанавливая цены на свои товары чуть выше или чуть ниже уровня цен на товары ближайшего или крупнейшего конкурента. Этот метод используется на тех рынках, где продаются однородные товары.

Формирование цен, ориентированное  на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка. Этот метод представляет собой сочетание рассмотренных выше методов определения цен с ориентацией на издержки, спрос и конкуренцию.

Статистическая теория игр и ее применение при принятии решений по ценам. Статистическая теория игр предполагает обоснование оптимальных решений по ценам в конкретных ситуациях. Например, предприятие производит товар и знает, что он подвержен быстрому изменению моды. Если своевременно не продать товар, то в будущем возникнут затруднения с его реализацией. Поэтому предприятие может принять решение о снижении цен, чтобы вызвать дополнительный спрос на данный товар.

 

4.3. Зарубежный опыт прогнозирования  и государственного регулирования цен

В развитых странах с рыночной экономикой выработаны общие принципы и методы формирования цен. Государственные органы берут на себя функции установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение, а также регулирования цен и осуществления контроля за ними. Доля контролируемых цен на продукцию и услуги в разных странах колеблется от 10 до 30 %.

Наиболее широкое применение при  прогнозировании цен получили экспертные оценки, параметрические методы и модели.

Меры воздействия на производителей со стороны государства применяются как прямые (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенные (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др.).

Под контролем государства находятся  отрасли, имеющие особую социальную значимость. Речь идет о ценах в топливно-энергетическом комплексе, на медикаменты, основные продовольственные товары, а также железнодорожных, почтово-телеграфных и других тарифах. Свободное колебание цен допускается на продукты питания только в пределах "коридора" между верхним и нижним пределами.

 

 

Глава 5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  ИНФЛЯЦИИ

И УПРАВЛЕНИЕ ИНФЛЯЦИОННЫМИ

ПРОЦЕССАМИ

Проблема инфляции сложна и многогранна. Инфляционные процессы приводят к широкому спектру негативных последствий. Экономика в условиях галопирующей или гиперинфляции скатывается в полосу затяжного и глубокого экономического кризиса.

Для выработки наиболее эффективных  мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать степень воздействия тех или иных мер на инфляционные процессы.

 

5.1. Инфляция, ее виды  и измерение 

Под инфляцией следует понимать дисбаланс спроса и предложения, а также нарушение других пропорций  национального хозяйства, проявляющееся в росте цен.

Темпы роста цен являются одним  из критериев определения вида инфляции. Выделяют три вида инфляции: умеренная, галопирующая, гипер- и суперинфляция. Все. перечисленные выше виды инфляции представляют собой тип так называемой открытой инфляции. Скрытая (подавленная) инфляция протекает при хроническом дефиците товаров и услуг в условиях государственного контроля над ценами и неудовлетворенного спроса.

В качестве основных типов инфляции экономисты выделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек).

Инфляция спроса означает нарушение  равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Она имеет место в том случае, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг.

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства.

На практике часто имеют место  одновременно инфляция спроса и инфляция предложения. Инфляционные процессы усиливаются при эмиссии бумажных денег, увеличении дефицита госбюджета, снижении платежеспособности предприятий.

Информация о работе Планирование и прогнозирование в экономике