Планирование и прогнозирование в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной главе раскрывается сущность прогнозирования и планирования, показывается взаимосвязь прогноза и плана, рассматриваются формы планирования и их особенности. Дается определение понятий "прогноз", "план", "мероприятие", "программа", "концепция". Знание теоретических основ прогнозирования и планирования позволяет разрабатывать научно обоснованные планы, программы, добиваться повышения точности прогнозных расчетов и выявлять наиболее эффективные пути развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

для печати.doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

Прогнозирование в Соединенных  Штатах Америки сформировалось и  функционирует как отрасль коммерческой деятельности.

Для США характерно стратегическое планирование. Суть его состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых играет государство. Разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации, стране факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы. Особая значимость придается технологическим, экономическим, конкурентным, международным, рыночным и политическим факторам.

 

1.3.3. Прогнозирование  и планирование в Японии 

Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно-технических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. В стране разрабатываются пятилетние планы-программы, которые носят индикативный характер. Планы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей. Планы-программы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с   которыми могут столкнуться правительственные и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Частные фирмы составляют детальные планы, определяющие их производственную и коммерческую деятельность, а также учитывающие общенациональные задачи и правительственные финансово-кредитные и налоговые льготы.

 

1.3.4. Общегосударственное  планирование в Южной Корее 

Государственное планирование в Южной Корее началось с так называемого плана Натана, разработанного в 1954 г. с привлечением экспертов ООН. Однако этот и ряд последующих планов были весьма несовершенными и не опирались на целостную концепцию экономического развития.

В начале 60-х гг. экспертами Американского агентства международного развития была разработана долгосрочная (на 20 лет) программа развития экономики Южной Кореи. Она опиралась на рекомендации МВФ.

В концептуальном плане  программа предполагала ориентацию индустриального развития на: всемерное укрепление связей с рынками ведущих промышленно развитых стран; включение экспортного сектора экономики в систему международного разделения труда; приоритетное инвестирование конкурентоспособных отраслей экономики; поддержание внутреннего потребления на минимальном уровне; контроль государства над производсвом. Программой предусматривалось последовательное выполнение пятилетних планов.

В Южной Корее широкое  распространение в прогнозировании  получили экспертные оценки. Для количественных расчетов с помощью методов моделирования Южная Корея прибегает к помощи США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  ОСНОВЫ

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Изучение методологии  прогнозирования и планирования необходимо для учета в процессе проведения прогнозных и плановых расчетов важнейших методологических принципов, использования системы методов, соблюдения логики, подходов, важнейших положений экономических теорий. Это способствует повышению научной обоснованности прогнозов и планов, а, следовательно, принятию наиболее эффективных управленческих решений.

 

 

Тема 2. Методология прогнозирования

 и планирования

 

2.1.1. Научные  основы методологии прогнозирования  и планирования Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.

Принципы — это  основополагающие правила прогнозирования  и планирования.

Методы — это способы, приемы, используемые при разработке прогнозов, планов, программ. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования.

Логика — упорядоченная  последовательность действий при прогнозировании и планировании экономических и социальных процессов.

Составной частью методологии  является методика. Она носит частный  характер и находится в соподчинении с методологией. Методика представляет собой совокупность конкретных способов и приемов для расчета определенных показателей. Среди общих подходов можно выделить следующие: исторический; системно-структурный; комплексный, в рамках которого выделяются генетический и целевой подходы. Генетический подход позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без оказания влияния на этот объект.

При целевом подходе  определяются цель и возможные пути ее достижения, связь явлений рассматривается  от будущего к настоящему.

Два этих подхода должны использоваться во взаимосвязи.

Научными основами методологии  прогнозирования и планирования экономики служат законы развития общества и экономическая теория (кейнсианская, монетарная, марксистская и др.).

Кейнсианская теория делает упор на совокупные расходы (совокупный спрос) и их компоненты. Основополагающее кейнсианское уравнение

C+G+I+(E-M)=Y

где С — внутреннее потребление в частном секторе; G — государственные расходы; I — инвестиции; Е — экспорт товаров и услуг; М — импорт товаров и услуг, Y – объем товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления.

MV=PQ,

Где М – предложение  денег; V – скорость обращения денег; Р – уровень цен; Q – физический объем произведенных товаров и услуг.

 

Монетарная политика – один из основных макроэкономических инструментов, опирающихся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно – на ставку процента.

Среди важнейших положений  марксистской теории необходимо выделить положение о прибавочном продукте как источнике накопления и о  накоплении как источнике расширенного воспроизводства. Это положение имеет важное значение при формировании общеэкономических пропорций.

 

2.1.2. Методологические  принципы прогнозирования и планирования

Разработка прогнозов  и планов должна основываться на методологических принципах. Основным из них является принцип альтернативности, который требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив).

К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования, следует отнести принципы: системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования.

 

2.1.3. Система  показателей планов-прогнозов

Система показателей  состоит из блоков, соответствующих  различным аспектам расширенного воспроизводства. Основные блоки: показатели производства, трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, инвестиций, природных ресурсов, научно-технического прогресса, финансов и денежного обращения, социального развития и уровня жизни населения, внешнеэкономических связей.

Все показатели подразделяются на натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, количественные и  качественные, утверждаемые, индикативные и расчетные.

К утверждаемым относятся  показатели, принимаемые вышестоящими органами и доводимые до нижестоящих  в качестве заданий на поставку продукции (госзаказа) или ограничений по использованию природных ресурсов (лимиты). К ним можно отнести и экономические нормативы, используемые в качестве регуляторов экономики.

Индикативные показатели носят информационный характер. С  их помощью государство информирует  субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике.

Расчетные показатели носят вспомогательный характер.

Главным утверждаемым показателем  является государственный заказ. Он выполняет роль важнейшего регулятора экономики.

При формировании государственного заказа должны соблюдаться следующие  принципы: размещение его на конкурсной основе; стимулирование выполнения заказа; взаимная ответственность сторон — исполнителя и заказчика.

В состав государственного заказа включаются поставки важнейших  видов продукции для государственных  нужд, ввод в действие производственных мощностей и объектов общегосударственного значения, задание на разработку и реализацию научно-технических программ.

Государственный заказ  широко применяется в зарубежных странах (США, Японии, Франции и др.) и странах СНГ, в том числе  в Республике Беларусь. В Соединенных Штатах Америки госзаказ стал устанавливаться с 1933 г. В Беларуси впервые он был сформирован в составе государственного плана экономического и социального развития на 1988 г.

Его доля в настоящее  время составляет около 15 % к ВВП.

 

2.1.4. Система  прогнозов и планов. Методологические основы их сопряжения

Для формирования стратегии  и тактики развития экономики  разрабатывается система прогнозов. Она включает в себя прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.

По масштабу прогнозирования  выделяют прогнозы: макроэкономические; межотраслевые и межрегиональные; развития народнохозяйственных комплексов; отраслевые и региональные; звеньев экономики (предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов).

Во временном аспекте  прогнозы подразделяются на: долгосрочные (от 5 до 15—20 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); краткосрочные (от месяца до года); оперативные (до 1 месяца — на каждый день, неделю, декаду).

Система частных прогнозов  включает в себя следующие прогнозы: демографические; природных ресурсов, их освоения и экологические; развития науки и техники; социальные и экономические.

На основе частных  прогнозов, характеризующих различные  стороны процесса воспроизводства, разрабатываются комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.

Система планов. С целью  обеспечения скользящего планирования и взаимодействия макро- и микроуровней должна разрабатываться система планов, в которую входят планы по уровням управления экономикой и планы временного аспекта.

На макроуровне должны разрабатываться планы, программы  экономического и социального развития страны, на региональном уровне — планы развития регионов (областей, районов, городов). Развитие отдельных отраслей должно отражаться в отраслевых планах. На микроуровне разрабатываются планы развития предприятий.

Долгосрочный план должен отражать стратегию экономического и социального развития страны, регионов на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Стратегия развития отдельных предприятий (фирм) отражается в бизнес-планах. В среднесрочных планах должны конкретизироваться основные направления стратегии. Их целесообразно разрабатывать сроком на 3 — 5 лет. Годовые планы формируются на основе среднесрочных. В то же время учитываются изменения условий в соответствующем году и вносятся коррективы. Одновременно корректируется и пятилетний план. Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.

В 1998 г. был принят Закон  Республики Беларусь "О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь". Он определяет цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, а также порядок их разработки.

В республике разработаны: Национальная стратегия устойчивого  развития; Концепция и Программа развития промышленного комплекса на 1998 — 2015 гг.; Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г.; Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 — 2005 гг.

Ежегодно разрабатывается  прогноз экономического и социального развития республики.

 

2.1.5. Объекты  макроэкономического прогнозирования  и планирования

Приставка "макро" означает, что прогнозирование и планирование отнесено к высшему уровню государственной структуры управления, а в качестве его объекта используется экономическая система в целом, национальная экономика. Субъектами макроэкономического прогнозирования и планирования являются центральные планирующие органы.

На макроуровне прогнозируются макроэкономические показатели: ВНП (ВВП), инфляция, доходы и расходы госбюджета, занятость, совокупный спрос на товары народного потребления, инвестиции, экспорт и импорт, платежный баланс, цены, валютный курс, товарные ресурсы, реальные доходы населения и др.

На основе прогнозных расчетов определяются наиболее эффективные варианты развития экономики, а также разрабатывается система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финансово-бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики.

Информация о работе Планирование и прогнозирование в экономике