Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
изучить планирование в хлебопекарной промышленности в стране и охарактеризовать его методологию расчета;
спланировать производственную программу продукции на предприятии на примере конкретного вида хлеба путем расчета плана его производства и реализации, основных затрат (для выявления специализации предприятия, т. д.);
предложить пути повышения эффективности производства хлеба, как в общем в отрасли, так и по предприятию в целом.
Введение………………………………………………………………..…...........….4
Теоретические основы планирования производственной программы продукции хлебопекарной промышленности……………………………….……5
Факторы и условия, определяющие планирование производственной программы на пищевых перерабатывающих предприятиях АПК…...…..………5
Методология планирования производственной программы продукции хлебопекарной промышленности…………………………………………………..8
2 Оценка развития производства продукции хлебопекарной промышленности…………………………...………………………………………16
2.1 Организационно – экономическая характеристика Хлебозавода №6………..…….……………………………………………………………………16
2.2 Эффективность производства основных видов товарной продукции Хлебозавода №6…………………………………………………………………….18
2.3 Оценка сильных и слабых сторон развития Хлебозавода №6. SWOT-анализ………………………………………………………………………………22
Планирование производственной программы хлеба «Ситний новый» Хлебозавода №6…………………………………………………………………….27
Планирование объема производства хлеба «Ситний новый» в натуральном и денежном выражении…………….………………………………27
Планирование потребности в сырье и материалах, электроэнергии на производство хлеба «Ситний новый»…………………………………………......28
Планирование фонда оплаты труда………………………………………30
Планирование себестоимости хлеба «Ситний новый»……………….......31
План реализации хлеба «Ситний новый» и финансовые результаты.…...37
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……
Весь ассортимент хлебов, как массовых, так и улучшенных, вырабатывается по 4-х фазной технологической схеме, которая обеспечивает не только хорошие вкусовые качества, но и замедляет процессы очерствения готовых изделий.
На предприятии внедрена одна из самых точных систем учета муки: устройство весовое тензометрическое ВК-1050, предназначенное для автоматического измерения массы муки в силосах.
Кондитерский участок ежесуточно вырабатывает 6 тонн овсяного печенья на 2-х комплексно-механизированных линиях с печами А2-ШБГ, в ассортименте – печенье овсяное с курагой, с черносливом и др., печенье имеет срок годности 2 месяца; 2,5 тонны пряничных изделий, фигурных, малого развеса, в 1кг – до 60 шт., весь ассортимент пряников – свыше 10 наименований вырабатывается с использованием заварок, которые выдерживаются от 2-х суток и более, что обеспечивает хорошие вкусовые качества изделий и позволяет увеличить срок годности до 2-х месяцев. Кроме этого, в ассортименте кондитерского участка: коврижка, сладости мучные, сладости сахарные – типа драже с орехом, изюмом, а также зефир.
Из вышеперечисленного ассортимента особой популярностью у покупателя пользуется печенье овсяное, которое по своему качеству и вкусовым свойствам выгодно отличается в лучшую сторону от аналогичной продукции других производителей.
Высокие вкусовые качества имеет зефир, для производства которого используется яблочное пюре с высоким содержанием пектина, которое производится предприятиями Минской области.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов хлебозавода №6 за 2010 год составила 36489 млн р., что на 9% выше аналогичного показателя 2008 года. Стоимостная структура фондов имеет следующий состав: здания – 72%, сооружения – 5%, оборудование – 12%. Средний процент износа составляет 53,5%.
Показатели эффективности использования основных средств делятся на 2 группы: обобщающие и частные.
К обобщающим показателям относят:
Фондоотдача, которая отражает, сколько рублей продукции можно получить с одного рубля затраченных основных средств и фондоемкость, которая показывает, сколько рублей затрат основных фондов надо произвести, чтобы получить 1 р. выпущенной продукции.
Частные показатели характеризуют уровень использования отдельного фактора, например, оборудования или средств производства.
Эффективность использования производственных фондов определяется увеличением фондоотдачи и снижением фондоемкости.
,
где ФО – фондоотдача;
ВП – объем выпущенной продукции, млн р.
В 2010 году фондоотдача составила 1,13 млн р., а в 2009 году – 1,09 млн р. Полученный результат означает, что вложение предприятием основных средств в 2010 году приносит прибыль, а не убыток, так как нормативное значение данного показателя больше 1.
Факторы первого порядка
В том числе:
В целом фондоотдача увеличилась. В том числе за счёт увеличения выпуска валовой продукции на 0,09, а за счёт увеличения основных производственных фондов сократилась на 0,05. Таким образом, в связи с тем, что валовая продукция увеличилась на 7,8%, а основные производственные фонды на 3,9%, уровень фондоотдачи повысился на 0,04 р. Мы видим, что более быстрыми темпами растёт выпуск валовой продукции по сравнению с ростом основных производственных фондов, что положительно влияет на деятельность предприятия.
Фондоемкость является показателем, обратным фондоотдаче, следовательно, его значение должно быть < 1.
,
где ФЕ – фондоёмкость.
В 2009 и 2010 годах эта величина составила 0,92 млн р. и 0,88 млн р. Таким образом, данные показатели являются нормальными так как нормативное значение должно быть < 1.
Таблица 4 – Показатели использования основных производственных фондов хлебозавода №6
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Среднегодовая стоимость, млн р. |
33782 |
35115 |
36489 |
Фондоемкость, р. |
0,94 |
0,92 |
0,88 |
Фондовооруженность, млн р. |
98,7 |
96,7 |
100,5 |
Фондоотдача, р. |
1,06 |
1,09 |
1,13 |
Производительность труда, млн р. |
7,60 |
9,42 |
9,88 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Производственные фонды используются эффективно так как фондоотдача увеличивается, а фондоемкость снижается.
Внедрение новой техники, передовой технологии, механизации и автоматизации производственных процессов с целью увеличения объема производства продукции и повышения производительности труда приводят к росту ОПФ предприятия, укреплению его материально-технической базы. В связи с этим с каждым годом возрастает доля ОПФ, приходящихся на одного работающего. Следовательно, повышается фондовооруженность труда, которую определяют как отношение стоимости ОПФ к среднесписочной численности промышленно-производственного персонала. Рост фондовооруженности труда должен сопровождаться ростом производительности труда. При этом темпы роста производительности труда должны быть выше темпов роста фондовооруженности труда. На хлебозаводе №6 фондовооруженность в 2010 году по сравнению с 2009 увеличилась на 3,8 млн р. или на 3,9%, а производительность увеличилась на 0,46 млн или 4,86%. Мы видим, что на данном предприятии производительность труда растёт опережающими темпами.
Среднесписочная численность работающих на Хлебозаводе №6 за 2010 год составила 363 человек, из которых 97 % составляет промышленно-производственный персонал.
Таблица 1 – Показатели использования трудовых ресурсов по хлебозаводу №6
Наименование показателей |
2008 г. |
2009 г. |
Темп роста, % |
2010 г. |
Темп роста, % |
2011 г. (прогноз) |
Темп роста, % |
Среднесписочная численность работников, чел |
342 |
363 |
106,1 |
363 |
100 |
339 |
93,4 |
в т.ч. - промышленно-производственный персонал, чел |
333 |
353 |
106 |
353 |
100 |
330 |
93,4 |
Производительность труда по товарной продукции в действующих ценах, тыс р. |
7600 |
9422,9 |
124 |
9880,7 |
104,8 |
14760 |
149,4 |
Фонд зарплаты – всего, млн р. |
309,6 |
411,3 |
132,8 |
474,2 |
115,3 |
- |
- |
Среднемесячная заработная плата 1-го работника |
904,4 |
1131,7 |
125,1 |
1305,8 |
115,4 |
1652,7 |
126,6 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Мы наблюдаем рост производительности труда в 2010 году по сравнению с 2008 и 2009 годами. Однако опережающими темпами растёт фонд оплаты труда и заработная плата 1 работника. Если рост оплаты труда превышает рост его производительности, увеличивается расход зарплаты на единицу товарооборота, и на эту же величину уменьшится сумма прибыли получаемой предприятием. Таким образом это негативно сказывается на работе предприятия.
По половому составу в структуре кадров преобладают женщины (276 человек или 76 %). Средний возраст работников предприятия – 38 лет. 35% от общего количества работников – молодежь в возрасте до 31 года. Все работники трудятся на условиях контрактной формы трудовых отношений. 33% сотрудников имеют высшее или среднее специальное образование.
Оплата труда работников предприятия
осуществляется по сдельно-премиальной
(для производственного
Можно сделать
вывод о том, что Хлебозавод №6
имеет высокий уровень
2.2 Эффективность производства основных видов товарной продукции на Хлебозаводе №6
Широкий
ассортимент выпускаемой
Предприятием производятся следующие виды продукции:
1) хлеба и хлебобулочные изделия;
2) кондитерские изделия;
3) другая
продукция: заказные караваи;
полуфабрикаты (основа для
На хлебозаводе № 6 освоен выпуск ассортимента кондитерских изделий: производство пряничных изделий (коврижка), печенья овсяного. Освоено производство слоеных изделий на оборудовании ведущих производителей Швейцарии (Rondo) и Германии (Диосна, Miwe). Участок оборудован холодильными камерами шоковой (-30°С) и глубокой (-20°С) заморозки, что позволяет ежесуточно производить до 1,5 тонны/сутки замороженных полуфабрикатов на основе слоеного теста. Освоено производство тортов. Производительность участка составляет 2,5 т/сутки. Приобретена, установлена и освоена автоматическая линия по глазировке изделий шоколадной и какаосодержащей глазурью, производство «Таурас-Феникс» г. Санкт-Петербург. Установлены современные тестомесильные машины «Диосна» (Германия) с системой дозировочного оборудования «Инженеринг» (Словакия), что обеспечило оптимальные режимы замеса и точность дозировки дополнительного и основного сырья. Тесторазделочное отделение укомплектовано оборудованием производства «Гостол» (Словения), «Глимек» (Швеция). Установлены три термомасляные печи «Miwe thermo-rollomat» для производства ржано-пшеничных сортов хлеба, две печи ПГШ для производства булочных и сдобных изделий.
Весь
ассортимент хлебобулочных
Хлебозавод №6 постоянно расширяет ассортимент выпускаемых хлебобулочных изделий функционального назначения. Появляются новые виды диетического, диабетического и обогащенного хлеба.
Структура себестоимости имеет вид, представленный на рисунке 1. Как видно, наибольший удельный вес занимают затраты на основное сырье и материалы (33%), а также общехозяйственные расходы (15%) и коммерческие расходы (10%).
Рисунок 1 – Структура фактической себестоимости товарной продукции по Хлебозаводу №6 за 5 месяцев 2010 года, %
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Так как ассортимент предприятия постоянно расширяется, то и потребности в сырье постоянно растут, что приводит и к общему росту себестоимости.
В 2010 г. Хлебозаводом №6 производилось 17037,6 тыс.т хлебобулочных изделий (хлеб – 10564,8тыс.т, булочные изделия – 6472,8 тыс.т); кондитерских изделий – 2852,4 т (торты – 97,2 т, печение – 1920 т, пряники – 699,6 т, сладости, рулеты, кексы, коврижки – 135,6 т); Тесто и замороженные полуфабрикаты – 260,4 т.
Сведения о выпуске готовой продукции, ее себестоимости и оптовых ценах реализации, а также ее рентабельности приведены в таблице А.1 приложения А.
Как видно из таблицы А.1, объемы выпуска основных видов продукции предприятия за последние три года изменился. Реализация хлебобулочных изделий в 2010 году по сравнению с 2008 выросла практически по всем видам продукции. Однако постоянную тенденцию к снижению имеют торты и пирожные, а также сладости, рулеты, кексы и коврижки. В 2010 году по сравнению с 2009 годом наоборот наблюдается снижение практически по всем видам продукции. Сократилось производство хлебобулочных изделий (97,7% к уровню 2009 года), булочных и сдобных изделий (98,7% к уровню 1009 года), а также кондитерских изделий (98,8% к уровню 2009 года). Незначительный рост есть только по хлебобулочным изделиям в упакованном и расфасованном виде, по хлебобулочным нарезным изделиям и по печенью.
Таблица 2.2 – Показатели производственной деятельности по Хлебозаводу №6
Наименование показателей |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Темп роста 2009 к 2008 г, % |
Темп роста 2010 к 2009 г, % |
Товарная продукция в |
35778 |
38642 |
41320 |
108 |
106,9 |
Себестоимость товарной продукции, млн р. |
31849 |
36800 |
42080 |
115,5 |
114,3 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции, р. |
98,0 |
86,21 |
93,95 |
88,0 |
108,9 |
Прибыль, млн р. |
651,6 |
5884 |
2712 |
903 |
46,1 |
Рентабельность продукции, % |
2,04 |
12,9 |
6,45 |
632,4 |
50 |
Информация о работе Планирование производственной программы продукции хлебозавода №6