Планирование производственной программы продукции хлебозавода №6

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
изучить планирование в хлебопекарной промышленности в стране и охарактеризовать его методологию расчета;
спланировать производственную программу продукции на предприятии на примере конкретного вида хлеба путем расчета плана его производства и реализации, основных затрат (для выявления специализации предприятия, т. д.);
предложить пути повышения эффективности производства хлеба, как в общем в отрасли, так и по предприятию в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…...........….4
Теоретические основы планирования производственной программы продукции хлебопекарной промышленности……………………………….……5
Факторы и условия, определяющие планирование производственной программы на пищевых перерабатывающих предприятиях АПК…...…..………5
Методология планирования производственной программы продукции хлебопекарной промышленности…………………………………………………..8
2 Оценка развития производства продукции хлебопекарной промышленности…………………………...………………………………………16
2.1 Организационно – экономическая характеристика Хлебозавода №6………..…….……………………………………………………………………16
2.2 Эффективность производства основных видов товарной продукции Хлебозавода №6…………………………………………………………………….18
2.3 Оценка сильных и слабых сторон развития Хлебозавода №6. SWOT-анализ………………………………………………………………………………22
Планирование производственной программы хлеба «Ситний новый» Хлебозавода №6…………………………………………………………………….27
Планирование объема производства хлеба «Ситний новый» в натуральном и денежном выражении…………….………………………………27
Планирование потребности в сырье и материалах, электроэнергии на производство хлеба «Ситний новый»…………………………………………......28
Планирование фонда оплаты труда………………………………………30
Планирование себестоимости хлеба «Ситний новый»……………….......31
План реализации хлеба «Ситний новый» и финансовые результаты.…...37
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование производственной программы продукции хлебозавода №6.docx

— 138.48 Кб (Скачать файл)

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Из приведенных  данных видно, что увеличивается  выпуск товарной продукции в сопоставимых ценах. Однако, прибыль и рентабельность за последний год снизились примерно на 50 %, это обусловлено ростом цен на сырьё и снижением объёмов выпуска продукции.

В разрезе  отдельных видов выпускаемой  продукции наиболее рентабельными являются хлеб (рентабельность 7,6%) и печенье (рентабельность 8,8%). Наиболее рентабельные изделия – это хлеб «Ситний новый» (рентабельность 21%) и батон «Столичный» (рентабельность 15%).

За 5 месяцев  текущего 2011 года объем реализации продукции на хлебозаводе составил 20747 млн рублей при себестоимости 13783,5 млн р., полученная прибыль – 945,2 млн р., рентабельность – 6,9%. Фактические показатели оказались существенно ниже прогнозных, в первую очередь за счет роста себестоимости продукции.

На Хлебозаводе №6 сертифицирована система менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2001.

Продукция реализуется преимущественно в  торговой сети Минска и области. Небольшой объем продукции реализуется также в других регионах страны. Кроме того некоторые виды кондитерских изделий реализуются в России, США и Германии.

Для более  успешной деятельности предприятия, необходимо решить некоторые проблемы, что в свою очередь даст положительный результат в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции, позволит добиться планируемых показателей по производству и сбыту хлебобулочных и кондитерских изделий, позволит развивать наиболее рентабельную продукцию предприятия, позволит достичь наибольшей рентабельности и финансовой ликвидности, а также обеспечить выполнение утвержденных показателей прогноза социально-экономической деятельности. 

 

2.3 Оценка сильных и слабых сторон развития Хлебозавода №6.  SWOT-анализ

 

 

Хлебопекарная промышленность Республики Беларусь обладает потенциалом, который позволяет обеспечить население республики широким ассортиментом хлеба и хлебобулочными изделиями, но и не достаточно развита и имеет свои проблемы.

Хлебозавод  №6 является одним из ведущих минских предприятий, специализирующихся на производстве хлеба и хлебобулочных, в том числе кондитерских, имеет небольшое количество конкурентов среди производителей хлеба и хлебобулочных изделий на рынке столицы. Продукция Хлебозавода №6 реализуется на рынке г. Минска, Минской области, а также других регионов Республики Беларусь. Незначительные объемы продукции поставляются на экспорт. Продукция предприятия, представленная хлебобулочными изделиями, ориентирована преимущественно на удовлетворение спроса местного потребителя (около 70% продукции реализуется в г. Минске).

Хлебозаводу №6  необходимо проводить постоянный анализ конъюнктуры рынка, спрос на хлеб, определять сильные и слабые стороны предприятия, потенциальных возможности и угрозы, на основании проводимого анализа разрабатывать эффективную стратегию функционирования. Это позволит предприятию удержать занимаемые позиции в Минске и завоевать новые рынки сбыта. Для выявления слабых и сильных сторон деятельности предприятия, возможностей и угроз целесообразно провести SWOT – анализ. Данный метод анализа позволяет установить связи между сильными и слабыми сторонами деятельности предприятия, возможностями и угрозами.

Методология данного вида анализа предполагает в первую очередь выявить сильные  и слабые стороны, угрозы и возможности, затем определить связи между  ними, которые в дальнейшем лягут  в основу разработки стратегии деятельности предприятия.

Сильные места в производственно-хозяйственной  деятельности:

1.на хлебозаводе  установлено современное оборудование, которое позволяет получать широкий ассортимент новых высококачественных видов хлеба и хлебобулочных изделий с длительными сроками хранения, для определенных потребителей, а также  расфасованных в упаковку, отвечающих современным требованиям;

2. на  хлебозаводе работают лица, имеющие  в основном высшее и среднее  специальное образование;

3. Цены  на хлебобулочные изделия разнообразны;

4.Широкий  ассортимент выпускаемой продукции;

5.Месторасположение  в самой населенном пункте  республики.

Слабые  места в производственно-хозяйственной  деятельности:

1. Плохо  налажена сеть реализации продукции;

2.Производственные  мощности по хлебу на предприятия  полностью не загружены, что ведет к увеличению себестоимости продукции и снижению ее конкурентоспособности на рынке;

3. Ухудшение  качества хлебобулочных изделий;

4.Неудовлетворительная  организация маркетинговых исследований;

5.Государственное  регулирование цен – предельные  максимальные отпускные цены на социально значимую хлебобулочную продукцию при свободном ценообразовании в Республике Беларусь.

Имеющиеся возможности:

1.Рост  доходов населения;

2.Расширение  рынков сбыта либо освоение  новых сегментов рынка;

3.Участие  в различных государственных  программах;

4.Снижение  налоговой нагрузки;

5.Появление  новых технологий.

Существующие  угрозы:

1.Повышение  цен на сырье;

2.Изменение  потребностей и вкусов покупателей;

3.Изменение  требований в области качества  выпускаемой продукции;

4.Усиление  конкуренции на рынке, что может  быть связано с выходом на  рынок новых производителей с  более низкими издержками или  усиление позиций уже существующих  конкурентов;

5.Установление  квот.

SWOT –  анализ внешней среды деятельности  Хлебозавода №6 представлен в таблице 2.1.

Проанализировав таблицу 2.1 , можно сделать выводы:

- I3 < I4 – неблагоприятная ситуация на  рынке хлебопродуктов;

- I2 < I4 –  способность предприятия  противостоять угрозам со стороны  внешней среды;

- I1 < I3  –  предприятие не полностью  использует в своей деятельности  возможности внешней среды.

Предприятие имеет больше слабых сторон, чем  сильных, а рынок хлебопродуктов открывает перед ним ряд новых угроз при минимальных возможностях. В такой ситуации предприятие должно предпринимать действия по укреплению своей позиции на рынке, наращивая долю участия, диверсифицировать хлебобулочные изделия, повышать качество продукции, предлагать всевозможные новинки и налаживать эффективные сети реализации продукции.

Вышеизложенная  стратегия может быть реализована  по средствам сокращение издержек производства готовой продукции, максимизация прибыли, ростом производительности труда и повешения качества выпускаемой продукции, выпуск новых видов продукции и обновление ассортимента продукции, внедрение инновационных систем управления предприятием, создание более совершенной  системы подготовки и контроля за осуществлением мероприятий, улучшения условий труда работником, создания благоприятного климата в коллективе и провидение маркетинговые исследования с целью изучения предпочтений потребителей для более стабильного продвижения хлебобулочных изделий.

 

Таблица 2.1 - SWOT – анализ внешней среды деятельности Хлебозавода №6

Сильные стороны

Вес

(1-5)

Оценка

(1-10)

Слабые стороны

Вес

(1-5)

Оценка (1-10)

1

2

3

4

5

6

Современные технологии

5

7

Качество изделий

2

5

Квалифицированные

кадры

4

7

Государственное регулирование цен

5

6

Цена

3

6

Недозагрузка мощностей

4

8

Широкий ассортимент

2

8

Слабый сбыт

3

8

Месторасположение

1

7

Слабые маркетинговые исследования

1

9

I1

104

I2

105

Возможности

Вес

(1-5)

Оценка 

(1-10)

Угрозы

Вес

(1-5)

Оценка (1-10)

1

2

3

4

5

6

Рост доходов населения

3

9

Повышение цен на сырье

5

10

Рынки сбыта

5

8

Усиление конкуренции

4

10

Государственные программы

1

8

Изменение потребностей и вкусов

3

7

Научно-технический прогресс

4

8

Усиление требований к качеству

2

6

Налоговые льготы

2

6

Квоты

1

4

I3

119

I4

127


Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Таким образом, проведенный SWOT-анализ Хлебозавода №6   позволил разработать перспективную стратегию развития предприятия, оценить имеющиеся возможности и существующие угрозы, сильные и слабые стороны организации.

Анализ преимуществ и недостатков Хлебозавода №6, а также имеющихся возможностей определяет в качестве основных приоритетов активизацию и усиление роли маркетинга, развитие инновационной составляющей деятельности предприятия, существенное повышение внимания к лечебно-профилактическим качествам продукции, что обеспечит рост конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Планирование производственной  программы хлеба «Ситний новый» Хлебозавода №6

 

3. 1. Планирование объема производства  хлеба «Ситний новый» в натуральном и денежном выражении

 

 

Разработка  производственной программы начинаем с определения наименований и количества продукции (готовые изделия, полуфабрикаты, услуги проблемы именного характера и т. п.), которые нужны народному хозяйству и индивидуальным потребителям.

В данном разделе приводятся  подробные  расчеты по определению плана  производства одного из видов хлеба  Хлебозавода №6 в 2010 г.

Ниже  приведен расчет на примере хлеба  «Ситний новый», массой 0,9 кг.

Хлеб  «Ситний новый» - заварной хлеб из муки ржаной сеяной, пшеничной первого  или второго сорта, солода ржаного  сухого с добавлением сахара-песка  и другого сырья.  Выработается массой 0,9 кг.

Для изделия  хлеб «Ситний новый» суточная выработка:

• по производственной мощности на планируемый ассортимент- 2,95 
т/сутки;

• выработка, намечаемая по плану - 2,79т/сутки,

Режим работы хлебозавода планируется при  условии трехсменной работы при  непрерывной неделе для производства данных видов хлеба. Количество рабочих дней производства хлеба в год 365.

Выпуск  продукции в тоннах (Вn) рассчитывается по формуле:

Вn = Nn*F ,

где N n - технико-экономическая норма производительности по плану;

F - количество  дней работы печи в год.

Данные  по плановому объему производства хлеба  представлены в таблице 3.1

 

Таблица 3.1 – Объём производства хлеба  «Ситний новый»

Наименование изделия 

Выработка в сутки, т

Количес-

тво

дней работы

Выпуск продукции,

 т

Годовая производ-

ственная мощность,

 т

Общий коэффициент использова-

ния мощности

по производствен-

ной мощности

по плану

Хлеб 

«Ситний новый»

2,95

2,79

365

1018,7

1076,8

0,946


Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

         Для хлеба «Ситний новый» выпуск продукции составит: 1018,7 т, а годовая производственная мощность составит 1076,8 т, что составит использование мощности на 94,6%. Причины недовыполнения плана могут быть как внешние, так и внутренние. Рассмотрим их подробнее. Внешние причины – это конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние логистики, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей по независящим от организации причинам.Внутренние причины связаны с недостатками в организации производства, высокой степенью износа основных фондов (как физическим, так и моральным), низкой культурой производства, недостатками в системе управления персоналом.

         Таким образом, мы видим, что наблюдается тенденция к снижению объёмов выпускаемой продукции. На данном предприятии это связано в первую очередь с ростом себестоимости из-за увеличения цен на сырьё и материалы. А также со снижением спроса на продукцию в связи с ростом цен на неё.

 

3.2 Планирование  потребности в сырье и материалах

 

 

В хлебопекарной  промышленности основой расчета  потребности муки является производственная программа и плановый выход готовой продукции, а для расчета прочих основных материалов - плановая потребности в основном сырье и утвержденная рецептура.

Норма выхода утверждена на стандартную влажность  муки 14,5 % по изделию хлеб «Ситний новый»  массой 0,9 кг в размере 138,1%.

Мука  поступает на хлебозаводы с пониженной влажностью – 13,3 %,

Норма выхода хлеба составляет:

ВС = (138,1 * 90)/(90 – (14,5 – 13,3)) = 139,9%

           Рецептура на 1 т муки:

мука  ржаная хлебопекарная сеяная – 570 кг (54,9%);

мука  пшеничная хлебопекарная – 400 кг (38,5%);

дрожжи  хлебопекарные прессованные –6 кг (0,58%);

соль  поваренная пищевая йодированная – 13 кг(1,25%) ;

солод ржаной сухой – 30 кг (2,89%);

сахар-песок  – 20 кг (1,9%).

Итого 1039 кг (100%).

          Расход   составит:

Расход = ВП*% данного вида сырья /ВС,

где ВП - выпуск продукции;

       % данного вида сырья  - % данного  вида сырья в общем объёме  сырья;

       ВС - норма выхода хлеба.

Мука  ржаная 1018,7*54,9/ 139,9= 399,76 т;

мука  пшеничная 1018,7 *38,5/100 = 392,2 т;

солод ржаной сухой   1018,7*2,89/100= 3,5 т.

Информация о работе Планирование производственной программы продукции хлебозавода №6