Планирование снижения себестоимости продукции ЗАО «Строймир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 23:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в разработке и плане мероприятий по снижению себестоимости на предприятии. В соответствии с этой целью в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
- изучить сущность и значение планирования снижения себестоимости продукции для развития предприятия;
- провести анализ себестоимости продукции на исследуемом предприятии;

Содержание

Введение 6
1 Сущность и значение планирования снижения себестоимости продукции для развития предприятия 8
1.1 Планирование себестоимости продукции и ее снижения как инструмент управления предприятием 8
1.2 Показатели, резервы и пути снижения себестоимости продукции и их планировани4е 16
2 Анализ себестоимости продукции на ЗАО «Строймир» 27
2.1 Характеристика производственно-экономической деятельности ЗАО «Строймир» 27
2.2 Анализ уровня, структуры и динамики себестоимости продукции ЗАО «Строймир» 42
2.3 Практика планирования снижения себестоимости продукции на предприятии 54
3 Разработка и обоснование плана снижения себестоимости продукции ЗАО «Строймир» 64
3.1 Выявление резервов и обоснование путей снижения себестоимости продукции 64
3.2 Совершенствование управления затратами и планирования снижения себестоимости продукции ЗАО «Строймир» 71
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом - Планирование снижения себестоимости продукции (ЗАО Строймир).doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

 

 

Полученные результаты говорят, что увеличение объема выпуска данной продукции идет на пользу, уменьшая себестоимость продукции и перекрывая, компенсируя затраты на постоянные издержки. По производству полотен для дверей можно сказать, что наибольшее влияние оказывает изменение переменных затрат (увеличение издержек по электроэнергии, сырью и материалам), а в производстве рам и заливкой их бетоном больше повлиял рост постоянных издержек (общезаводских).

2.3 Практика планирования  снижения себестоимости продукции  на предприятии

Основной целью планирования себестоимости на ЗАО «Строймир» является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, предприятие добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости на ЗАО «Строймир» должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Плановая себестоимость определяется путем технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого вида изделий. В зависимости от характера производства применяется ряд показателей, характеризующих себестоимость продукции.

При выпуске одного вида продукции себестоимость единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции и затрат на 1 руб. товарной продукции. План предприятия на ЗАО «Строймир» содержит также сводную смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных изделий.

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции по отношению к стоимости продукции в оптовых ценах предприятия ЗАО «Строймир».

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции выражает совокупность материалоемкости, трудоемкости (обратная производительности), фондоемкости и его анализ позволяет разложить общее отклонение фактических затрат на 1 руб. товарной продукции от затрат 2007 г. по удельному весу отдельных элементов производственного процесса и определить направление поиска резервов. То есть:

2008г. З1рубль=Ме+Те+Фе=5337/8716+2270/8716+299/8716=0,612+0,260+0,034=0,906

2007г.

З1рубль=Ме+Те+Фе=4017/6860+1811/6860+467/6860=0,586+0,264+0,068=0,918

В данных расчетах не учитывается влияние прочих затрат, влияния каждого показателя исследуем при помощи цепных подстановок 0,906/0,918*100% = 98,7% или 0,906 - 0,918= - 0,012 это общее влияние материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости.

(2007 г.) З1 рубль =0,586+0,264+0,068=0,918;

З1 рубль= 0,612+0,264+0,068=0,944;

З1 рубль= 0,612+0,26+0,068=0,94;

(2008 г.) З1 =0,612+0,260+0,034=0,906

За счет изменения материалоемкости 0,944-0,918=0,026;

За счет изменения трудоемокоости 0,94-0,944=-0,004;

За счет изменения фондоемкости 0,906-0,94=-0,012

Таким образом, снижение затрат на 1 рубль товарной продукции было вызвано снижением трудоемкости и фондоемкости в 2008 г. по сравнению с 2007 г. На увеличение затрат на рубль товарной продукции оказало непосредственное влияние увеличение материальных затрат и увеличение доли прочих затрат. Следует пересмотреть состав прочих затрат: уменьшить арендуемые помещения, затраты на банковские услуги и другие затраты.

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции не только характеризует планируемый уровень снижения себестоимости, но и определяет также уровень рентабельности товарной продукции. Его величина зависит как от снижения себестоимости продукции, так и от изменения оптовых цен, ассортимента и качества продукции.

Рентабельность производственной деятельности – это отношение чистой прибыли к сумме по реализованной продукции. Рентабельность производственной деятельности, рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменение структуры реализованной продукции, ее себестоимости, средних цен реализации. Также имеет место показатель рентабельности продаж – это отношение прибыли от продажи продукции к сумме полученной выручки: Р=ЧП/В. Имеет место упомянуть о показателе – рентабельности капитала – это отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости оборотного капитала. Данные для расчета и приведения этих показателей взяты из баланса предприятия за 2007 и 2008 год, а также Отчета о прибыли и убытках (таблица 2.14).

Таблица 2.14 – Рентабельность в ЗАО «Строймир»

Показатели

за период:

Отклонение

Темпы  роста, %

2007

2008

Рентабельность продаж, %

2,6

3,7

1,1

141,5

Выручка от реализации, млн. руб.

8340,0

10641,0

2301,0

127,6

Прибыль от реализации, млн. руб.

221,0

399,0

178,0

180,5

Рентабельность собственного капитала, %

12,6

33,4

20,9

266,3

Оборотный капитал, млн. руб.

1521,0

1555,0

34,0

102,2

Балансовая прибыль, млн.руб.

191,0

520,0

329,0

272,3

Рентабельность производства, %

3,3

4,8

1,5

144,3

Прибыль, млн. руб.

221,0

399,0

178,0

180,5

Себестоимость, млн. руб.

6635

8301

1666,0

125,1

Выручка от реализации, млн. руб.

6856

8700

1844,0

126,9

Объем произведенной продукции, тыс. м2

25,92

31,68

5,8

122,2

Средняя цена 1 м2

264506

274621

10115,0

103,8

Средняя себестоимость 1 м2

255980

262027

6046,5

102,4


 

Данные говорят о том, что рентабельность в целом поднялась по всем показателям, что говорит об удовлетворительной работе предприятия. Рентабельность продаж возросла на 41,5 % что говорит о эффективной работе сбытового отдела и конкурентоспособности продукции. Рентабельность производства возросла на 43,4 %, что говорит также о эффективности производства, а также возросла рентабельность собственного капитала 166,3 %, что скорее говорит о повышение суммы балансовой прибыли за счет увеличения прибыли по реализации, прибыли по операционным доходам, внереализационным доходам. Рассмотрим изменение рентабельности производства за счет изменения средней цены продукции, себестоимости единицы продукции,  структурного изменения, объема произведенной продукции. Рассмотрим модель:

Р=Объем произв.*(Ср.цену-Ср.себест.)/Объем произв.*Ср.себест.

Р2007 = 25920*(264506-255980)/ 25920*255980 = 3,3%

Русл1=31680*(264506-255980)/ 3168*255980= 270103680/810944640=33,3%

Русл2=31680*(274621-255980)/ 3168*255980=59054880/810944640=7,2,%

Русл2=31680*(274621-262027)/ 31680*262027=4,8%

Изменения за счет увеличения объема выпуска продукции: 33,3%-3,3%=30%

Изменения за счет увеличения цены продукции: 7,2%-33,3%=-26,1%

Изменения за счет увеличения себестоимости продукции: 4,8%-7,2%=-2,4%

Полученные результаты свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности вырос в связи с повышением объема выпуска продукции, а увеличение отпускной цены продукции и увеличение себестоимости продукции вызвало снижение рентабельности производства. В результате, можно рекомендовать, приложить все силы для увеличения объема производства, расширение производственных мощностей, увеличение производительности, уменьшение затрат на производство.

Для полноценного изучения рентабельности на ОАО «Молодечножелезобетон» необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Ред.=ценаед.- себест.ед./себест.ед.

Расчет влияния этих факторов нужно произвести способом цепной подстановки. Рентабельность по всем видам продукции будет колебаться в приделах от 15 % до 25 %. Рассмотрим влияние факторов в таблице на примере дверной рамы с заливкой бетоном, полотен для двери. Для простоты расчета возьму продукцию: дверная рама с заливкой бетоном и полотна для двери.

Таблица 2.15 – Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

Вид продукции

Средняя цена реализации без платежей из выручки

Себестоимость 1 м3, руб.

Рентабельность,%

Отклонение 2006 г., %

Общее

за счет

2007 г.

2008 г.

2007г.

2008 г.

2007г.

усл.

2008г.

цены

себ.

дверная рама с заливкой бетоном

51289

59304

42577

48421

20,462

39,286

22,476

2,014

18,825

-16,811

полотна для двери (0.406)

104900

139298

90078

116860

16,455

54,642

19,201

2,746

38,187

-35,441


 

Простой анализ рентабельности отдельных видов продукции, говорит об изменении цены продукции, которая благотворно влияет на повышение рентабельности продукции, увеличение себестоимости продукции уменьшает рентабельность продукции. Данная тенденция характерна для всех видов продукции, только уровень рентабельности может быть или чуть меньше или чуть больше.

Формирование отпускной цены изделия это, то благодаря чему формируется прибыль предприятия. Рост цены на продукцию должно быть жестко обосновано и допускается рост цены продукции на 0,05% каждый месяц. Необоснованное занижение или завышение цен на продукцию, может привести предприятие к экономической несостоятельности или санкциям со стороны  госорганов. Рентабельность продукции на нашем предприятии в течении нескольких лет балансирует между 15% и 25%. Уровень постоянных издержек приблизительно должен быть равен 30 %, а переменных около 70 %. Определяющим фактором для закладки той или иной рентабельности в конкретный вид продукции может являться ее конкурентоспособность. Повышенный спрос на некоторые виды продукции, заставляет понизить планку рентабельности, так как большие объемы реализации увеличивают общую сумму прибыли.

План по себестоимости промышленной продукции составляется по единым для всех предприятий правилам, установленным в инструкциях по планированию, учету и калькулированию себестоимости промышленной продукции. В этих инструкциях содержится перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, и определяются способы калькулирования себестоимости.

Установление общих, единых для всех предприятий правил имеет важное значение для правильного планирования и учета себестоимости продукции. В частности, общим для всех отраслей промышленности является порядок включения в себестоимость продукции только тех затрат, которые прямо или косвенно связаны с производством продукции. Поэтому нельзя включать в плановую себестоимость продукции расходы, не относящиеся к производству продукции, например расходы, связанные с обслуживанием бытовых нужд предприятия (содержание жилищно-коммунальных хозяйств, расходы других непромышленных хозяйств и т.д.), по капитальному ремонту и строительно-монтажным работам, а также расходы культурно-бытового назначения.

Некоторые расходы хотя и учитываются в фактических затратах на производство, однако в силу их особого характера также не могут включаться в плановую себестоимость продукции. К таким затратам относятся разного рода непроизводительные расходы и потери, например обусловленный отступлениями от установленного технологического процесса производственный брак.

Плановая себестоимость продукции определяется путем соответствующих расчетов технико-экономических факторов. На предприятии ЗАО «Строймир» определен следующий перечень технико-экономических факторов, обусловливающих снижение себестоимости продукции:

1) повышение технического уровня  производства;

2) улучшение организации производства  и труда;

3) изменение объема, структуры и  размещения производства;

4) развитие производства.

В плане по себестоимости продукции на предприятии наряду с затратами на 1 руб. товарной продукции имеются следующие показатели: себестоимость отдельных видов продукции, себестоимость товарной продукции, снижение себестоимости сравнимой продукции.

Определение плановой себестоимости отдельных видов продукции служит основой планирования затрат на производство. Плановая себестоимость всей товарной продукции рассчитывается на основе данных об объеме выпуска товарной продукции и плановой себестоимости отдельных видов изделий.

Оценка выполнения плана по себестоимости всей товарной продукции осуществляется с учетом происшедших в течение отчетного года изменений цен на материалы и тарифов на перевозки и энергию.

Вся товарная продукция при планировании и учете себестоимости на предприятиях подразделяется на сравнимую и несравнимую. Сравнимой считается продукция, выпускавшаяся в предыдущем (по отношению к плановому) году, а также изделия с длительным циклом производства, которые выпускались в прошлом году в единичных экземплярах. В состав сравнимой продукции не включаются работы по заказам на сторону, услуги, оказанные своему капитальному строительству, работы по капитальному ремонту и продукция, изготовлявшаяся в опытном порядке. К несравнимой относится продукция, освоенная производством в текущем году.

В плане предприятия определяется задание по снижению себестоимости сравнимой продукции. Оно выражается процентом снижения себестоимости продукции по отношению к прошлому году. Наряду с этим может быть указана и сумма планируемой экономии в результате снижения себестоимости сравнимой продукции.

Для определения задания по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции составляется расчет себестоимости по всей номенклатуре изделий исходя из предусмотренного планом предприятия объема продукции и с учетом планового показателя по уровню затрат на 1 руб. товарной продукции в оптовых ценах.

Таблица 2.16 – Плановый расчет материальных затрат

Наименование

ед.изм.

Отчетный 2008 год

План на 2009 год

В том числе по кварталам с нарастающим итогом

цена

колич.

ст-ть

цена

колич.

ст-ть

1

2

3

4

1

Сырье

т

120

800

96

130

920

120

25

56

91

120

 

арматура

т

1100

1095

1205

1150

1260

1449

308

682

1101

1449

 

цемент

т

120

14020

1682

125

16123

2015

429

949

1531

2015

 

полистирол

т

4100

25

103

4217

29

123

26

58

93

123

 

нащельник

т

18

44200

796

20

50833

1017

217

479

773

1017

 

ребра жести

т

8

46000

368

9

52900

476

101

224

362

476

 

пр.мат.на изг.

     

198

   

228

48

107

173

228

 

пр.мат.на рем.

     

352

   

282

70

140

210

282

 

ИТОГО

     

4800

   

5710

1224

2695

4334

5710

2.

Топливно-энергетические ресурсы, в том числе газ природный

млн.р.

   

407

   

539

135

270

405

539

 

электрическая энергия

тыс. кв./ч

0,205

1374

282

0,242

1368

331

83

166

249

331

 

прочие ресурсы приравненные к ТЭР

Гкал

41,2

3030

125

45,7

4556

208

52

104

156

208

3

Работы и услуги производственного характера

млн.р.

   

62

   

65

16

32

48

65

4

Прочие материальные затраты

млн.р.

   

28

   

34

8

16

24

34

5

Всего материальные затраты

млн.р.

   

5297

   

6348

1383

3013

4811

6348

Информация о работе Планирование снижения себестоимости продукции ЗАО «Строймир»