Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть пути совершенствования такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков.
Для реализации данной цели ставятся такие задачи, как:
Рассмотрение общих вопросов, а именно: возникновение потребительского кредитования, его природу, виды и специфику. Кроме того, здесь же освещены вопросы истории развития потребительского кредитования.
Введение………………………………………………………………………....11
Теоретические аспекты потребительского кредитования………………..
Природа, сущность потребительского кредитования…………………….
Специфика потребительского кредитования……………………………..
Развитие потребительского кредитования………………………………..
Факторы, определяющие состояние потребительского кредитования....
2 Развитие потребительского кредитования в России……………………….
2.1 Динамика рынка потребительского кредитования в России……………
2.2 Практика потребительского кредитования на рынке Оренбургской области
2.3 Роль потребительского кредитования в России…………………………….
3 Роль дальнейшего развития потребительского кредитования в России……
3.1 Задачи в области потребительского кредитования………………………
3.2 Посткризисная модель потребительского кредитования в России……..
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников……………
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Финансово-экономический факультет
Кафедра банковского дела и страхования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организация деятельности коммерческого банка»
Потребительское кредитование в России
_____________ «_____»_______________2012г.
Исполнитель
Студент гр. 11 Эк(м) БМ
________________
«_____»_______________2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
2 Развитие потребительского
кредитования в России………………………
2.1 Динамика рынка потребительского кредитования в России……………
2.2 Практика потребительского
кредитования на рынке
2.3 Роль потребительского кредитования в России…………………………….
3 Роль дальнейшего
развития потребительского
3.1 Задачи в области
потребительского кредитования…
3.2 Посткризисная модель потребительского кредитования в России……..
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение А Классификация потребительских кредитов………………….
Приложение Б Участие ключевых субъектов
инфраструктуры потребительского кредитования
в обеспечении основных стадий процессов
потребительского кредитования………………………………………………
Приложение В Инфляция на потребительском рынке………………………..
Приложение Г Сравнительная динамика выпуска и импорта
по группам товаров……………………………………………………………
Приложение Д Рейтинг регионов по закредитованности населения…...…....
Приложение Е Ренкинг регионов по сумме просрочки на одного человека…
Приложение Ж Рейтинг регионов по доле просроченной задолженности населения в общем объеме выданных населению кредитов………………….
Приложение И Динамика производительности труда и заработной платы………
Приложение К Изменение производительности труда по сравнению с докризисным уровнем ……………………………………………………………
Приложение Л Кредитные продукты, предлагаемые Сбербанком России………
Приложение М Кредитные продукты, предоставляемые АКБ «Форштадт»….
Приложение Н Кредитные продукты, предоставляемые ОАО КБ «Оренбург»…
Приложение П Кредитные продукты, предоставляемые ОИКБ «Русь»……
Приложение Р Участие в потребительском кредитовании доходных и социально-демографических групп домашних хозяйств в 2007 г.
Приложение С Будущее потребительского кредитования в России
Введение
В течение последних 15 лет развитие банковского сектора России было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике страны приводили к крушению крупнейших кредитных институтов (например, кризис 1998 год). Особенностью деятельности российских банков являлось то, что сфера этой деятельности была традиционно в обслуживании крупных корпоративных клиентов, прежде всего в нефтяной и металлургической сфере, а также осуществление операций на финансовых рынках. В 90-е годы важную роль играло и участие в обслуживании бюджетных платежей. В этой связи важнейшие функции кредитных институтов страны, связанные с обслуживанием физических лиц и малых и средних предприятий были развиты лишь на начальном уровне.
Проводимая в стране экономическая
реформа открыла новый этап и
задачи в развитие банковского дела.
И современное состояние
Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования, таких как автомашины, бытовая техника и т. п.
Уже сейчас рынок кредитования
населения развивается
Помимо этого, в российской практике потребительского кредитования существует еще много проблем, которые освещаются в данной курсовой работе. Поэтому тема данной курсовой работы весьма актуальна.
Цель курсовой работы – рассмотреть пути совершенствования такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков.
Для реализации данной цели ставятся такие задачи, как:
Объектом исследования в данной работе послужил современный рынок потребительского кредитования, а так же тенденции его развития в пространстве и во времени.
В процессе работы над курсовой работой использовались нормативные документы, учебники, а также периодические издания и интернет-ресурсы, что позволило рассмотреть тему, как с точки зрения теории, так и ознакомиться с мнением специалистов-практиков, непосредственно работающих в сфере потребительского кредитования.
1 Теоретические
аспекты потребительского
Динамичное развитие национального хозяйства России невозможно без дальнейшего поддержания высоких темпов роста потребления населением страны производимых товаров, работ и услуг. Определяющая роль в этом процессе в условиях российской экономики принадлежит государственному контролю, регулированию и финансовому обеспечению сферы кредитования физических лиц.
Сложность исследования любого вопроса в области финансово-кредитных отношений связана с существованием ряда дискуссионных моментов и отсутствием в отечественной науке единого мнения. В соответствие с этим определение сущности ведущих категорий является наиболее важным направлением финансовой науки.
По итогам изучения различных
взглядов на категорию «кредит» автор
дополняет и конкретизирует определение
данной категории. По мнению автора, кредит
– это экономические отношения
в форме движения ссудного капитала,
которые возникают между
В отечественной финансово-кредитной науке определение потребительского кредита также не получило однозначной трактовки. Ведущие ученые-экономисты при терминологическом обозначении данного вида кредита используют различные субъектно-объектные параметры.
По итогам проведенного теоретического исследования категории «кредит» представим авторские определения потребительского кредита и потребительского кредитования.
Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения. [1]
Кредит является одной из самых сложных экономических категорий. Он выступает как передача во временное пользование материальных ценностей в денежной или товарной формах. Как форма движения ссудного капитала, кредит выражает экономические отношения между кредитором и заемщиком. [2]
Авторы современного финансово-кредитного словаря кредит характеризуют таким образом. «Кредит - ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности, платности и других на основе заключения между кредитором и заемщиком кредитного договора». [6]
По мнению профессора Лаврушина О.И. между терминами «кредит» и «ссуда» существует различие. Кредит является более широким понятием, которое предполагает наличие разных форм организации самих кредитных отношений, как формирующих источники средств банка, так и представляющих одну из форм их вложения. Ссуда же является только одной из форм организации кредитных отношений, возникновение которых сопровождается открытием ссудного счета. [7]
В современных условиях главным критерием формирования заемных средств является производительное использование кредита в интересах экономики страны, хозяйствующих субъектов, индивидуальных заемщиков. Потребительский кредит можно считать основой кредитной политики коммерческого банка во взаимоотношениях с населением.
Потребительский кредит
охватывает как кредит, связанный
с удовлетворением потребностей
текущего характера, в том числе
с развитием производства в личном
хозяйстве, так и кредит на приобретение,
строительство и поддержание не
Профессор Жуков Е.Ф. так характеризует потребительский кредит: «Кредит, предоставляемый банком населению с целью приобретения дорогостоящих предметов потребления, улучшения жилищных условий и т.д.». [8]
Так, Лаврушин О.И. считает, что «в России к потребительским ссудам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и прочее». [7]
В зарубежной банковской практике можно встретить следующее определение потребительского кредита: «Потребительский кредит - персональный кредит частному лицу для оплаты личных покупок либо услуг (дом, машина, мебель, путешествие и т.д.». [2]
В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользования. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае - это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны - заемщики - население.