Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть пути совершенствования такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков.
Для реализации данной цели ставятся такие задачи, как:
Рассмотрение общих вопросов, а именно: возникновение потребительского кредитования, его природу, виды и специфику. Кроме того, здесь же освещены вопросы истории развития потребительского кредитования.
Введение………………………………………………………………………....11
Теоретические аспекты потребительского кредитования………………..
Природа, сущность потребительского кредитования…………………….
Специфика потребительского кредитования……………………………..
Развитие потребительского кредитования………………………………..
Факторы, определяющие состояние потребительского кредитования....
2 Развитие потребительского кредитования в России……………………….
2.1 Динамика рынка потребительского кредитования в России……………
2.2 Практика потребительского кредитования на рынке Оренбургской области
2.3 Роль потребительского кредитования в России…………………………….
3 Роль дальнейшего развития потребительского кредитования в России……
3.1 Задачи в области потребительского кредитования………………………
3.2 Посткризисная модель потребительского кредитования в России……..
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников……………
В банках кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных документов.
В них входят:
- нотариально заверенные
копии учредительных
- Финансовый отчет, включающий баланс предприятия заемщика и счет прибылей и убытков за последние три года. Баланс отражает структуру активов, обязательств и капитала. Счет прибылей и убытков охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, ее распределении и отчислении в резервы, выплатах дивидендов и т.д.
- отчет о движении
кассовых поступлений. Отчет
- внутренние финансовые отчеты, которые более детально характеризуют финансовое положение компании, изменение ее потребностей в ресурсах в течение года, поквартально или помесячно;
- Данные внутреннего
оперативного учета. Эти
- Прогноз финансирования,
который содержит оценки
Это прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование денежной наличности /по неделям, месяцам, кварталам/;
- Налоговые декларации , как важный источник дополнительной информации.
- Бизнес – план;
Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов, а так же результатов бесед является определение характера заемщика и его кредитоспособности.
При оценке кредитных заявок сотрудником кредитных отделов, предстоит проанализировать не только все вопросы с конкретным заемщиком, но и экономическую ситуацию, сложившуюся в регионе и отрасли, в которой он действует. Заявка заемщиков относительно кредитов, связанных с международными торгово – экономическими и финансовыми операциями, рассматриваются с учетом конъюнктуры мировых валютных рынков.
В конечном итоге, кредитный инспектор принимает решение о продолжении работы с инспектором или отказе ему.
2. Оценка кредитоспособности предполагает прежде всего использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности.
При анализе кредитоспособности используются различные источники информации:
- материала, полученного непосредственно от клиента;
- материала о клиенте, имеющемся в архиве банка;
- сведения, сообщенные
теми, кто имел деловые контакты
с клиентом (его поставщиками, кредиторами,
покупателями его продукции,
- учетные и другие материалы частных и государственных учреждений и агентов (отчеты о кредитоспособности, справочники по инвестициям и т.д.). Не последнюю роль могут играть фирмы собирающие информацию о заемщиках и о том, как они раньше погашали свои долги, т.е. кредитные истории.
Существует множество различных методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку.
Среди разнообразных
методик обращает на себя
Определяя надежность коммерческих банков, ЦБ РФ применяет систему оценки их финансового состояния, базируясь на:
- расчете обязательных нормативов;
- анализе общей финансовой отчетности, критериев проблемности коммерческих банков и системы показателей их деятельности.
Эти системы оценки используются комплексно. Информационной базой для анализа служат данные балансов банков, отчетов о прибылях и убытках (форма № 2), оборотные ведомости по балансовым счетам, общая финансовая отчетность, данные о выполнении установленных экономических нормативов, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, другие формы отчетности и другая имеющаяся информация о деятельности банка.
3. Кредитный договор – соглашение, по которому банк или другая кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней.
По законодательству РФ кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. Структура же кредитного договора законом не регламентируется, и на практике он, как правило, имеет следующие разделы:
- вводная часть;
- общие положения;
- предмет договора;
- условия предоставления кредита;
- условия и порядок расчетов;
- права и обязанности сторон;
- прочие условия;
- юридические адреса, реквизиты и подписи сторон.
Договор считается заключенным, когда сторонами достигнуто согласие по всем его существенными условиями.
Срок кредита наступает на следующий день после календарной даты с момента заключения договора.
В кредитном договоре
должна быть указана не одна цель, а
несколько или общее
3. Ставки по кредиту. При определении ставки по кредиту надо учитывать разные факторы, такие как:
- стоимость для банка
привлеченных средств (
- надежность заемщика и степень риска, связанного со ссудой;
- расходы по оформлению и контролю за погашением кредита;
- характер отношений между кредитором и заемщиком и др.
Единицей платы за услуги банка, является годовой процент, т.е. сумма, которую заемщик обязан заплатить банку за пользование кредитом в течение года. Но кредит предоставляется на разное время. Поэтому на практике годовая процентная ставка делится на количество дней, месяцев, на которые предоставлен кредит. В договоре необходимо предусмотреть какое количество дней в году (360 или 365) или дней в месяце (30) будут приниматься во внимание при погашении процента за пользование кредитом.
И наконец, заключительной части договора необходимо указать реквизиты банка – кредитора и заемщика:
- полное наименование сторон;
- юридический адрес;
- почтовый адрес;
- телефон (факс, телефакс);
- банковские реквизиты сторон;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- регистрационные реквизиты. [10]
1.3 Развитие потребительского кредитования
Более половины
всех кредитов приходится на
автокредитование и наиболее
популярный среди программ потр
История потребительского
кредитования в России не
насчитывает еще и десятка
лет. Если в период его
зарождения только единицы
знали о существовании данной
услуги, то сегодня вряд ли
можно представить
Динамика кредитования
свидетельствует об
В становлении современного рынка потребительского кредитования можно выделить 3 этапа:
- этап «первых игроков»;
- этап «бума» потребительского кредитования;
- этап «конкурентной борьбы».
Первым игроком, активно заявившем о себе на рынке потребительского кредитования в России, является «Банк Русский стандарт». Однако в 2007 году программа ипотечного кредитования была им приостановлена.
Реализация
данным банком первой
Тогда, как отмечала пресса, « люди получили возможность буквально течении часа прямо в торговой точке получит ссуду и приобрести понравившийся им товар». Новая услуга оказалась очень востребованной на, так как в тот период многие потеряли свои сбережения, но сохранили рабочие места. Данная сервисная инновация вывала даже некую эйфорию у покупателей. Причем первые кредиты оказались достаточно дорогими. Но инфляция была еще выше, да и население, обрадовавшись возможности совершить нежелаемую покупку, не замечало этого. Первопроходцами в данной области стали магазины бытовой техники и мебели.
Когда практика подтвердила, что проект потребительского кредитования имеет хорошие финансовые перспективы, им начали активно заниматься и другие российские банки. При этом, как на любом рынке, первопроходцы могли диктовать свои условия и начали получать солидные доходы: эффективная ставка по кредитам доходила до 49 % годовых. Далее в связи с растущим спросом на данную услугу процент постепенно увеличивался. Самая высокая процентная ставка была в июле – октябре 2002 года 70% годовых. А тот же БРС мог заключать с магазинами договоры на довольно жестких условиях: они должны были выплачивать банку до 8-10% от стоимости покупки, так называемый дисконт с торговца.
На втором этапе, в 2002 году на российском рынке появились банки « Первое О.В.К.» и «Home Credit», «ДельтаБанк», также выпустив кредитные карты, сделал первый шаг к выходу на рынок потребительского кредитования.
Однако на
этапе «бума» потребительского
кредитования сохранить
Надо отметить,
что именно «Банк Русский
Что касается
географического развития
К началу 2003 года практически во всех городах с численностью населения больше миллиона ( Новосибирск, Красноярск, Краснодар, Казань, Самара, Омск, Екатеринбург, Челябинск и т.д.) функционировали крупные банки. На сегодня существует тенденция их экспансии на более мелкие рынки, так как местные банки не обладают достаточно финансовыми ресурсами для обеспечения потребности покупателей.
Завершение
второго этапа связано с
Постепенно, потребительское
кредитование приобрело