Потребительское кредитование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть пути совершенствования такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков.
Для реализации данной цели ставятся такие задачи, как:
Рассмотрение общих вопросов, а именно: возникновение потребительского кредитования, его природу, виды и специфику. Кроме того, здесь же освещены вопросы истории развития потребительского кредитования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....11
Теоретические аспекты потребительского кредитования………………..
Природа, сущность потребительского кредитования…………………….
Специфика потребительского кредитования……………………………..
Развитие потребительского кредитования………………………………..
Факторы, определяющие состояние потребительского кредитования....
2 Развитие потребительского кредитования в России……………………….
2.1 Динамика рынка потребительского кредитования в России……………
2.2 Практика потребительского кредитования на рынке Оренбургской области
2.3 Роль потребительского кредитования в России…………………………….
3 Роль дальнейшего развития потребительского кредитования в России……
3.1 Задачи в области потребительского кредитования………………………
3.2 Посткризисная модель потребительского кредитования в России……..
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая потреб кредит.doc

— 750.00 Кб (Скачать файл)

    Пытаясь увеличить  спрос на потребительские кредиты,  банки выходят на рынок с  новыми условиями. Появляется  такое понятие как "акция", а соответственно банки вводят  новые продукты: "бесплатный кредит", "кредит без первоначального  взноса", "10-10-10", "беспроцентный кредит". Однако, такие акции не могут появляться в ущерб банку. Именно этого, так и не понимает потенциальный заемщик, когда обращается в банк за кредитом. Думая о том, что банки действительно выдают беспроцентные кредиты, клиент пытается успокоить себя, что, по сути, он покупает товар в рассрочку.

     На самом  деле банки применяют изощренные  механизмы, за счет которых,  компенсируются недополученные  доходы. К примеру, широко распространен  способ включения недополученных  процентов в стоимость товара. На ценниках в магазинах можно встретить две цены: первая – в кредит, вторая – за наличные. Разница таких цен составляет порядка 6-9%. Таким образом, покупая в кредит товар за 10 000 рублей (а если без кредита, то цена составляла бы – 9 300 рублей), клиент уже заплатил те самые проценты, которые он считает, что платить не будет. Заманивая клиентов подобными акциями, банки увеличивают свои прибыли, а организации объемы продаж.

    Однако, несмотря  на выгодность таких продуктов,  банки несут и большие риски. За время, работы на данном сегменте банковского рынка, банки собрали большое количество досье на заемщиков, которые брали кредиты. Такие базы данных есть практически у всех банков, которые занимаются потребительским кредитованием и составляют особую коммерческую тайну. На "черных" рынках цена таких баз данных доходит до нескольких десятков миллионов долларов. В свете принятия закона о создании кредитных бюро, большой объем таких данных станет доступными в широком доступе, что, безусловно, уменьшит для банков (особенно тех, кто только начинает заниматься потребительским кредитованием) риск невозвратности кредитных ресурсов.[11]

     На сегодняшний  день потребительское кредитование  охватило всю территории нашей  страны. Что говорит о том, что  розничный банковский сегмент развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.

    Специалисты  отмечают, что рынок потребительского  кредитования далеко не насыщен.  Причина в том, что пользуется  этой банковской услугой ограниченный  слой потребителей.[13]

 

1.4 Факторы, определяющие состояние потребительского кредитования

 

В данный момент банковская сфера российской экономики переживает этап стабильного существования, который  обусловливается  спросом на банковские продукты. В этой связи необходимо создать предпосылки для роста эффективности  банковского сектора  и его перехода в стадию развития. Главным фактором, который сможет обеспечить этот переход  является динамичное развитие реального сектора экономики, а не создание  всевозможных фондов  и резервов, не гарантирующих защиту от опасных явлений на рынке.

Создание резервов не должно ограничивать капиталотворческую функцию банковского сектора  и тормозить общественное воспроизводство. В связи с этим следует приступить к стимулированию банковского инвестирования в реальный сектор экономики, предоставляя льготы и государственную поддержку специализированным банкам. Эти вложения обеспечат не только прирост ВВП, но и реальную капитализацию банковской отрасли, рост вмененной ценности рубля.

Теперь необходимо непосредственно определить какие же факторы могут влиять на потребительское кредитование.

 Состояние экономики. Несомненно, общая экономическая ситуация в стране, в реальном секторе экономики оказывает определяющее влияние и на всю финансово-банковскую систему. Более того, именно она определяет и направления государственной денежно-кредитной и финансовой политики. Антиинфляционная политика Центробанка, включающая повышение ставки рефинансирования и норматива обязательных резервов (политика «дорогих денег») снижает кредитный потенциал банковской системы. Экономический спад, падение числа экономических субъектов, имеющих доступ на рынок, обусловили падение спроса на банковские продукты. В потребительском кредитовании наблюдается сужение района и сферы деятельности, монополизация отдельных банков на локальных рынках.

Макроэкономические факторы  носят объективный характер, и  банк должен максимально приспосабливать  к ним свою кредитную политику.

         Региональные различия в состоянии экономики очень заметны в такой огромной стране, как Россия. Центральный регион, и в особенности Москва, сосредоточил подавляющую долю всех финансовых ресурсов страны, в то время как периферийные регионы испытывают недостаток в них. Кроме того, в регионах острее проявляются спад производства, безработица, снижение уровня жизни населения. Многие небольшие города зачастую полностью зависят от состояния дел на нескольких крупных предприятиях, где трудится практически все местное население. Все это оказывает огромное влияние на формирование клиентуры банков, возможности привлечения средств и кредитования.

Экономическая стабилизация важна с той точки зрения, что  она порождает взаимное доверие  кредитора и заемщика (потребителя) в контексте долгосрочной финансовой состоятельности друг друга. При  сделках потребительского кредитования и для кредитора, и для заемщика важна предсказуемость другой стороны. Иными словами, выдавая кредит на покупку автомобиля в рассрочку или выдавая кредитную карточку, банк-кредитор ориентируется на уровень заработной платы (или иных доходов потребителя) и для него важно, чтобы этот уровень дохода, являющийся источником покрытия кредита, с большой степенью вероятности сохранился на весь – иногда весьма продолжительный – срок кредитования. Точно так же потребитель должен быть уверен в долгосрочной финансовой стабильности банка-кредитора как фактора выполнения им своих обязательств (особенно актуально это, например, при покупке дома в рассрочку, частично финансируемой за счет единовременного взноса покупателем собственных накоплений).

Четкая спецификация нормативной базы является защитой  как кредитора, так и покупателя от форс-мажорных обстоятельств, вызванных  сознательным либо вынужденным уклонением участника сделки от исполнения своих  обязательств по договору потребительского кредита. Эффективное хозяйственное законодательство в таких случаях оперативно и с минимальными издержками в судебном порядке защищает финансовые интересы пострадавшей стороны.

 Несомненно, наличие  банков-конкурентов оказывает значительное  влияние на формирование кредитных ресурсов и на возможности их выгодного размещения.[8]

  С точки зрения предоставления кредитов наиболее привлекательными для банков являются стабильные отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала, которых на сегодняшний день очень мало. Отсюда — повышенные кредитные риски. К сожалению, потребность в заемных источниках у российских предприятий в современных условиях чаще всего возникает не в связи с расширением производства и необходимостью финансирования прироста оборотных средств, а по причине финансовых затруднений в связи с неплатежами. В настоящее время широко распространилось вынужденное взаимное финансирование отраслей. Все отрасли производства четко разделились на чистых кредиторов и чистых заемщиков (по сальдо взаимного зачета дебиторской и кредиторской задолженности). Чистые кредиторы — строительство, топливная индустрия, электроэнергетика, транспорт; чистые заемщики — все остальные (машиностроение, сельское хозяйство, химическая, металлургическая и другие отрасли). Существуют по крайней мере, три причины сложившегося положения:

            1) низкая экономическая эффективность второго сектора (чистые заемщики), связанная с переизбытком мощностей после падения спроса на продукцию, медленными темпами банкротства; 
            2) предприятия первого сектора (чистые кредиторы), преимущественно естественные монополии, диктуют завышенные цены; 
            3) радикальное изменение соотношения цен на продукцию различных отраслей.

 Отраслевые различия в структуре себестоимости могут заключаться в повышенных рисках банков при кредитовании, особенно при общей экономической нестабильности в стране. Дело в том, что банковский кредит оказывает на деятельность предприятия двойственное влияние. С одной стороны, он увеличивает силу финансового рычага предприятия, т.е. заемные средства заставляют предприятие работать на свой финансовый результат, повышая в то же время рентабельность собственного капитала, что оценивается положительно. С другой стороны, банковский кредит одновременно увеличивает силу операционного (хозяйственного) рычага предприятия, которая определяется динамикой показателя прибыли при изменении суммы поступающей выручки, что оценивается отрицательно. Предприятия, имеющие в составе затрат на производство высокую долю постоянных расходов, не зависящих от изменения объема производства (амортизация, аренда, постоянная часть фонда оплаты труда) в случае падения объема реализации быстрее теряют прибыль по сравнению с предприятиями, у которых доля постоянных затрат невелика. Проценты за банковский кредит в размере, равном ставке рефинансирования плюс 3%, относятся на издержки предприятия, увеличивая их постоянную часть. Проценты сверхуказанного предела относятся на финансовый результат, уменьшая прибыль предприятия. Таким образом, предприятия, имеющие высокую долю постоянных издержек в себестоимости, в большей степени подвержены неблагоприятным изменениям рыночной конъюнктуры, что следует учитывать банкам при кредитовании.

 Отраслевая специфика проявляется и в дифференциации нормативных финансовых коэффициентов, применяемых при оценке кредитоспособности предприятий в некоторых банках.

  Внутрибанковские факторы формирования кредитной политики во многом определяются качеством управления банком, уровнем финансового менеджмента, эффективностью внутреннего контроля, деловыми качествами и опытом персонала.

  Структура пассивов  и стабильность депозитов, их  структура по срокам привлечения  оказывают непосредственное влияние  на возможности кредитования. Банк  должен стремиться привлекать  средства на срочные депозиты, которые являются более надежным кредитным ресурсом, позволяют лучше прогнозировать и планировать размещение этих средств в качестве кредитов.[14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Развитие  потребительского кредитования  в России

 

2.1 Динамика  рынка потребительского кредитования  в России

 

В первой главе были рассмотрены  понятие и специфика организации  потребительского кредитования. Теперь целесообразно было бы рассмотреть  анализ.

Ситуация на рынке  потребительского кредитования явно улучшается: впервые за последние полтора года стал расти объем выдаваемых кредитов, уровень просрочки постепенно стабилизируется. Однако оставшиеся от кризиса проблемы и дефицит качественных заемщиков не позволяют банкам выдавать кредиты на докризисных условиях и в тех же объемах.

Рост рынка потребительского кредитования можно объяснить двумя  факторами. Это, во-первых, общее улучшение  экономической ситуации. Во-вторых, реализация отложенного спроса: заемщики стали более уверенными в своем  будущем и перестали отказывать себе в крупных покупках. [15]

Прошедший год для  рынка потребительского кредитования мог бы стать весьма успешным, ведь объем выданных кредитов превысил докризисные  показатели. Однако в таком бурном росте государственные органы усмотрели  угрозу, а потому потребительское кредитование подверглось критике и попыткам ограничения.

           В 2011 году рыночные составляющие были, в целом, благосклонны к сегменту потребительского кредитования: банки наращивали объемы выданных кредитов, ставки постепенно снижались, да и спрос не падал. Количество игроков на рынке выросло как минимум в 2 раза, а также значительно выросли объемы выдач. В течение года условия кредитования становились все более привлекательными для заемщиков, средняя стоимость кредита на рынке снижалась, а рисковые критерии становились все более лояльными.

Но все эти факторы, вызывающие оптимизм у банков, вызвали  беспокойство регулятора. Еще в июле-2011 подсчитали, что финансовые учреждения кредитуют преимущественно на потребительские  цели, в то время как объемы ипотечного кредитования снижаются. В том же месяце задолженность населения по потребительским кредитам обновила исторический максимум и превзошла докризисные показатели. [21,24,32]

Объемы кредитов, выданных населению в 2011г., снизился почти на 50% по сравнению с 2010г. Причины данной тенденции в нежелании лишний раз связываться с кредитованием. Если у потребителей это связано с неопределенностью в отношении своего дальнейшего финансового положения, то для банкиров актуальной остается проблема «плохих» долгов и необходимость создания под них резервов.

Количество банков, предлагающих беззалоговые кредиты наличными, в 2011 году удвоилось: с семи учреждений, выдававших кредиты в январе-2011, их число выросло до 14-ти в декабре-2011. Правда, к концу года отдельные банки стали приостанавливать кредитование, но общую тенденцию это изменить не смогло. 
 

Рис. 1 – Динамика количества банков, предлагающих беззалоговые кредиты  наличными

Источник: Центр макроэкономического  анализа и краткосрочного прогнозирования

 
         Как видно из таблицы 1, у значительного количества участников данного рэнкинга произошло снижение объемов беззалоговых кредитов в 2011 году. Так, объем кредитов «ВТБ 24» (1 место) за истекший год снизился почти на 28% и составил порядка 75 млрд руб. На второй строчке находится «ХКФ-Банк» с показателем 53.5 млрд руб., тогда как в 2010 данным банком было выдано беззалоговых кредитов на сумму 79.5 млрд руб. – снижение на 33%. Меньшие потери, всего 14% от объема 2010 года, понес «Альфа-Банк», занимающий третье место (44.6 млрд руб.). Объемы беззалоговых кредитов у «ОТП Банк», «Россельхозбанк» и «Русфинанс Банк», занимающих четвертое, пятое и шестое места, соответственно, упали менее чем на 10%.[25]

Таблица 1 – Самые потребительские банки в 2011 году

Банк

Выдано беззалоговых кредитов в 2011 году (тыс. руб.)

Выдано беззалоговых кредитов в 2010 году (тыс. руб.)

Изменение (%)

ВТБ 24

74 666 135.06

103 453 970.03

-27.83

ХКФ-Банк

53 497 019.85

79 512 597.97

-32.72

Альфа-Банк

44 584 436.45

51 908 479.65

-14.11

ОТП Банк

31 245 945.79

33 220 288.06

-5.94

Россельхозбанк

27 249 928.82

28 474 731.95

-4.30

Русфинанс Банк

25 318 418.41

28 090 017.45

-9.87

Восточный Экспресс

24 745 397.00

14 959 629.00

65.41

Росбанк

12 914 192.40

34 602 106.06

-62.68

Совкомбанк

11 529 639.00

12 163 197.00

-5.21

Уралсиб

7 456 778.24

13 687 823.46

-45.52

Информация о работе Потребительское кредитование в России