Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:07, контрольная работа
Введение. России и народам, проживающим на её территории испокон веков приходилось бороться за свою независимость. С одной стороны, приходилось обороняться против явных врагов: татаро-монгол или Наполеона. С другой стороны, приходилось бороться за рынки сбыта своей продукции, за транспортные пути. Вспомним в этой связи хотя бы борьбу Петра 1 за выход к Черному и Балтийскому морям. Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики.
Введение. 3
Глава 1. Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности. 10
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России. 26 Заключение. 33
Приложения. 34
Список литературы. 35
Управляемость
экономики и обеспечение
1 Россия в цифрах: Крат. стат. сб.: Офиц. изд. / Госкомстат России: Редкол.: Соколий В.Л. (пред.) и др. - М., 2001. - С. 29.
Управляемость экономики России значительно снижается из-за своеобразной структуры собственности. Основная масса собственности в наиболее эффективных отраслях передана в частные руки. Наличие клана олигархов, экономическая мощь которых превосходит силу государства, создает постоянную внутреннюю угрозу национальной экономической
безопасности. Финансовые кризисы октября 1994 г. и августа 1998 г. преследовали интересы крупных финансовых групп. В настоящее время создание в Союзе предпринимателей совета 28 олигархов создает возможности не просто лоббирования интересов крупного капитала, но в случае проведения независимой, например антимонопольной политики, создать прямую экономическую угрозу государству.
Социальные
аспекты экономической
Во-первых, со1тально-политическая ситуацию в стране, степень и уровень решения социальных проблем в обществе. При возрастании социальной напряженности, исходом которой могут быть мощные социальные взрывы, вплоть до гражданской войны, экономика пострадает настолько, что разговоры об экономической безопасности станут излишними. Так экономические потери в результате либерализации значительно превосходят ущерб, нанесенный стране во время второй мировой войны. В случае продолжения неэффективной экономической политики страна может быть далеко отброшена назад в своем развитии, а потребность в иностранной помощи-стать постоянной. И здесь социологический мониторинг и прогнозирование степени социальной напряженности становятся весьма актуальными задачами.
Во-вторых,
социокультурный уровень
В-третьих,
состояние интеллектуального
нии научно
ориентированной социально-
В-четвертых, национальные проблемы и связанные с ними вопросы деления национального богатства, языковых барьеров, беженцев и т.д., которые уже сейчас создают серьезную угрозу экономической безопасности. В дальнейшем они могут нарастать, обретая тотальный характер.
Экономическая безопасность получает сейчас определенное правовое обеспечение. Принят закон Российской Федерации "О безопасности", который определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок функционирования органов обеспечения безопасности. В стране создана система защиты национальной безопасности. Высший орган-Совет Безопасности1 - конституционный орган, осуществляющий разработку проблем защиты национальной безопасности России, разработку Государственной политики в области обеспечения безопасности России, подготовку решений Президента по защите государства и общества от внутренних и внешних угроз. Совет безопасности - государственный орган, ответственный за институциональное оформление системы мер по укреплению экономической безопасности. По сути дела он должен оценивать разрабатываемую экономическую политику с позиций соответствия критериям экономической безопасности и снижения реальных и потенциальных угроз. В связи с этим, его влияние на экономику России будет воВ|рш8твтого, проблемы экономической безопасности рассматриваются в директивных документах, определяющих основные направления развития сфер: финансовой, внешнеэкономической, бюджетной, инве-
См.: Совет Безопасности Российской Федерации: функции, структура. Нормативные документы. (Сб. справ, материалов) / Аппарат Совета Безопасности РФ. - М., 1997.
стиционной1.
Совет безопасности рецензирует
проекты законодательных актов
и правительственных
В период трансформации экономики, формирования цивилизованных рыночных отношений, противодействия криминалу экономическая роль государства по обеспечению экономической безопасности может заключается в следующем:
1 См., например: О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. -№ 15. - Ст. 769; О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами: Федеральный закон от 14 апр. 1998 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 16. - Ст. 1798; О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апр. 1996 г. № 608 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 18. - Ст. 2117; Концепция национальной безопасности: Указ Президента Российской Федерации от 10 янв. 2000 г. № 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 1. - Ст. 170.
- создании
нормативно-законодательной
- осуществлении постоянного контроля за их соблюдением;
- защите
внутренних рынков, национальных
товаропроизводителей и
- создании
экономических и правовых
-
1.2.Конкурентоспособность
экономики как отражение
Категория
конкурентоспособности в
По определению конкуренция - это элемент рыночного механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов, представляющий собой борьбу за наиболее выгодное (прибыльное) приложение факторов производства, позволяющее производить пользующиеся спросом товары и услуги, обладающие значительной добавленной стоимостью. В этом отношении конкурентоспособность национальной экономики является важнейшим фактором экономической безопасности России.
Конкурентоспособность
может рассматриваться по отношению
к экономике в целом, отдельным
отраслям экономики, конкретным фирмам
и предприятиям. Все больше исследователей
приходит к выводу, что показатель,
или рейтинг конкурентоспособно
Категория
и механизмы регулирования
страны как макроэкономический фактор, зависящий от обменного курса национальной валюты, процентных ставок и бюджетного дефицита. Однако Япония, Италия и Южная Корея в определенные периоды времени быстро повышали уровень жизни, несмотря на большой бюджетный дефицит, а Россия имеет сегодня низкий уровень конкурентоспособности, несмотря на огромный бюджетный профицит. Определение конкурентоспособности страны как достижение положительного торгового баланса также не может считаться адекватным. Расширение экспорта вследствие низкой заработной платы национальных рабочих и дешевой национальной валюты одновременно с импортом сложных товаров, которые национальные компании не могут выпускать на достаточно высоком уровне, энергоемкий и ресурсоемкий экспорт, могут привести к положительному торговому балансу, но уровень жизни будет низким и иметь тенденцию к дальнейшему понижению. Экономическая безопасность в этом случае не может быть достигнута.
Другие
исследователи полагают, что национальная
конкурентоспособность
Иногда конкурентоспособность связывают с наличием богатых природных ресурсов. Однако многие развитые страны, такие как Япония, Швейцария, добившиеся огромных успехов в создании конкурентоспособной экономики, практически не имеют природных ресурсов.
В последнее время наиболее распространена точка зрения, согласно которой конкурентоспособность зависит от политики правительства. Например, защита от импорта и экспортные субсидии способствовали щи
рокому распространению в мире японских и южнокорейских автомобилей, развитию кораблестроения и индустрии полупроводников.
Однако
при более внимательном рассмотрении
не все так однозначно. В Италии
вмешательство правительства в
экономику оказалось
Еще одно
объяснение различной
Исходя
из сложившихся в мировой
уровне - это 1ГОоизводительность>> , достигаемая в использовании трудовых ресурсов, капитала и технологий. Это соответствует содержанию "производственной функции", отражающей основные факторы производства. Производительность измеряется объемом выпуска, производимого единицей затраченного труда, капитала или совокупных затрат ресурсов. Она зависит от технологического уровня производства, обеспечивающего его эффективность, качества и свойств продукции. Это основной источник национального дохода и уровня жизни населения. Производительность, обеспечиваемая людскими ресурсами, обусловливает заработную плату, а производительность использования капитала определяет доходы, получаемые его владельцами.
Уровень жизни конкретной нации зависит от способности национальных компаний достигать высокого уровня производительности и повышать ее с течением времени. Постоянный рост производительности требует непрерывного совершенствования технологий. Национальные компании должны постоянно повышать качество продукции, придавать ей новые потребительские свойства, совершенствовать применяемые технологии. Технологическая стагнация неизбежно приводит к экономическим спадам и кризисам, наглядным примером чему может служить экономика России.
1 См.: Портер М. Конкуренция: Учеб. пособие: Пер. с англ./Под ред. ЯЗ. Заболоцкого. - М.: Вильяме, 2000. - С. 168.
Различный уровень производительности определяет различную величину совокупного дохода, а тем самым и характер национальной экономической безопасности. /Для бедных стран экономическая безопасность заключается прежде всего в обеспечении нормального функционирования основных систем жизнеобеспечения страны, т.е. в обеспечении граждан в минимально допустимых размерах продовольствием, жильем, услугами в сфере образования, транспорта и общественной безопасности. И только тогда, когда минимальные потребности удовлетворены, страна
СОДЕРЖАНИЕ