Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:07, контрольная работа
Введение. России и народам, проживающим на её территории испокон веков приходилось бороться за свою независимость. С одной стороны, приходилось обороняться против явных врагов: татаро-монгол или Наполеона. С другой стороны, приходилось бороться за рынки сбыта своей продукции, за транспортные пути. Вспомним в этой связи хотя бы борьбу Петра 1 за выход к Черному и Балтийскому морям. Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики.
Введение. 3
Глава 1. Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности. 10
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России. 26 Заключение. 33
Приложения. 34
Список литературы. 35
10
деиндустриализации экономики и разрушения научно-технического потенциала, свертывания инвестиционной деятельности, развития теневой экономики и ее криминализации и т.д., необходим пересмотр подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Требуется разработка стратегической программы - концепции экономической безопасности, опирающейся на долговременные национально-государственные интересы.
В разработке
концепции обеспечения
Определение содержания понятия экономической безопасности, которое имеет сложную внутреннюю структуру является проблемой полемической. В исследованиях отдельных аспектов данной проблемы отсутствует комплексный подход ко всей совокупности взаимосвязан-ных элементов экономической безопасности. "
Традиционно экономическая безопасность рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, ко-торая определяет способность поддерживать последовательную реализацию национально-государственных интересов, устойчивую дееспособность хозяйствующих субъектов, нормальные условия жизнедеятельности населения.
Следует отметить, что проблема экономической безопасности имеет как собственный объект - экономическую систему страны, так и объекты на пересечении с другими возможными сферами: военной, об-
11
щественной, экологической, информационной, криминогенной и др., которые обеспечиваются как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера. Экономическая безопасность - это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
В условиях
кризисных и крупномасштабных переходных
экономических процессов
На наш взгляд наиболее обобщенная и логичная характеристика экономической безопасности включает три важнейших элемента:
- экономическая
независимость, которая в
- стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных неоправданных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т.д.);
- способность
к саморазвитию и прогрессу,
что особенно важно в
12
изводства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.
Таким образом содержание понятия экономическая безопасность может быть определено как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.1
Для обеспечения стабильности общества, его самосохранения и развития, отражения возможных угроз безопасности страны необходимо выявление системы показателей-индикаторов экономической безопасности, имеющих научно обоснованные границы и определенные количественные значения.
Для экономической безопасности, как справедливо отмечает академик В.Сенчагов (научный руководитель творческого коллектива по разработке концепции экономической безопасности России), важное значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Приближение к ним свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение пороговых значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности.
По отношению к внутренним угрозам в первую очередь можно назвать такие показатели как: уровень падения объемов и эффективности отечественного производства, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции, уровень
1 Л. Абалкин, Экономическая безопасность России. Вопросы экономики, 1994, №12,с.5
13 безработицы,
активизация деятельности
криминогенной ситуации в обществе. В качестве внешних угроз прежде всего следует назвать предельно допустимый уровень государственного долга, зависимость национальной экономики и ее важнейших секторов от импорта, утрата позиций на мировом рынке.
Оптимальная
степень экономической
v Наряду
с этими показателями
2 В.
Сенчагов, Осущности и основах
стратегии экономической безопа
14
компенсационный потенциал в целом, могут быть охарактеризованы рядом количественных и качественных показателей, образующих (по своей адекватности тем или иным критическим ситуациям) важные пороговые значения для оценки степени экономической безопасности страны. Этим как бы предполагается, что соответствие достаточно обоснованных оценок системы рисков потенциалу прямых компенсаций и предупреждения ущерба есть один из важнейших индикаторов экономической безопасности любой страны.
К системе
показателей экономической
- экономического роста (динамика и структура национального продукта и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капитальные вложения и др.);
- природно-ресурсного,
производственного и научно-
- динамичность
и адаптированность к
- качества
жизни населения (ВВП на душу
населения, уровень
15
Выбор
политической стратегии, направленной
на обеспечение надежной экономической
безопасности страны должен стать содержанием
первого этапа государственной
концепции экономической
Распад СССР и СЭВ, возникновение новых государств и становление России как суверенного государства и другие изменения геополитических условий потребовали осмысление подходов и разработки концепции национальной безопасности российского государства, а в рамках общей концепции - основных положений государственной стратегии в области экономической безопасности Российской Федерации.
Опыта в разработке такого рода документа в условиях перехода России к рыночной экономике не было, отсутствовал даже понятийный аппарат: экономической безопасности, внутренних и внешних угроз, путей воздействия на них, возникло также много других сопряженных с ними вопросов.
Определенной попыткой решения рассматриваемых проблем можно считать создание Совета Безопасности и принятие закона Россий-
V
ской Федерации "О безопасности", в котором были закреплены следующие основные принципиальные положения:
- безопасность
- состояние защищенности жизненн
- жизненно
важные интересы - совокупность потребностей,
удовлетворение которых
3 Конкретные
предложения разработаны
16
- к основным
объектам безопасности
- угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно интересам личности, общества и государства;
- реальная
и потенциальная угроза
Однако современные реалии требуют принципиально нового комплексного подхода к концепции экономической безопасности, рассматриваемой как составной и одной из приоритетных частей национальной безопасности, реализации интересов как государства, так и отечественных хозяйствующих субъектов и граждан с выделением внешних и внутренних угроз.
Зарубежные страны уже давно разрабатывают стратегии своей национальной безопасности, составной частью которых является соблюдение экономических интересов страны. Несмотря на интеграционные процессы, специфика национальных интересов требует определенных механизмов их реализации и разработки соответствующей стратегии; возрастает значение фактора конкуренции, особенно в сфере финансово-банковских услуг.
Многие
примеры из арсенала реальной политики
американского правительства в
области национальной безопасности
свидетельствуют о том, что в
США уделяют все большее
4 Закон Российской Федерации "О безопасности", 1992 г.
17
ности и всеми способами отстаивают национальные интересы в различных сферах мирохозяйственных связей.
Так, в подготовленном в 1994 г. очередном докладе американского президента "Стратегия национальной безопасности США", в частности, признается, что интересы этой страны в области экономики и безопасности становятся все более взаимосвязанными. Рост конкурентоспособности американской экономики, содействие доступу американских товаров на зарубежные рынки, развитие зоны свободной торговли в Северной Америке названы среди приоритетов политики национальной безопасности США.
Экономический аспект давно стал неразрывной частью стратегии национальной безопасности США. В целях безопасности государства американская администрация может, например, запрещать и ограничивать скупку зарубежными фирмами американских компаний и предприятий по производству ключевых технологий. Этот принцип "гарантирования защиты американских фирм в интересах национальной безопасности" был использован, например, когда была приостановлена попытка японской фирмы "Никон" скупить передовое производство полупроводников американской компании "Перкин Элмер". Как отмечают американские эксперты по вопросам экономической дипломатии в мире после "холодной войны" "низкая" политика - вопросы экономики, соперничества между странами, становится "высокой" политикой - жизненные интересы нации, затрагивающие ее безопасность.