Проблемы экономической безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:07, контрольная работа

Краткое описание

Введение. России и народам, проживающим на её территории испокон веков приходилось бороться за свою независимость. С одной стороны, приходилось обороняться против явных врагов: татаро-монгол или Наполеона. С другой стороны, приходилось бороться за рынки сбыта своей продукции, за транспортные пути. Вспомним в этой связи хотя бы борьбу Петра 1 за выход к Черному и Балтийскому морям. Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности. 10
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России. 26 Заключение. 33
Приложения. 34
Список литературы. 35

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы экономической безопасности России.doc

— 688.00 Кб (Скачать файл)

10

деиндустриализации  экономики и разрушения научно-технического потенциала, свертывания инвестиционной деятельности, развития теневой экономики и ее криминализации и т.д., необходим пересмотр подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Требуется разработка стратегической программы - концепции экономической безопасности, опирающейся на долговременные национально-государственные интересы.

В разработке концепции обеспечения экономической  безопасности особая роль отводится  науке. Это касается проблем содержания понятия экономической безопасности, определения факторов, критериев и показателей экономической безопасности государства, сопоставления и выявления реальных внутренних и внешних угроз, поиска рациональных и эффективных методов их отражения, разработки стратегии экономической безопасности как текущего, так и долговременного характера.

Определение содержания понятия экономической  безопасности, которое имеет сложную  внутреннюю структуру является проблемой  полемической. В исследованиях отдельных  аспектов данной проблемы отсутствует комплексный подход ко всей совокупности взаимосвязан-ных элементов экономической безопасности. "

Традиционно экономическая безопасность рассматривается  как важнейшая качественная характеристика экономической системы, ко-торая  определяет способность поддерживать последовательную реализацию национально-государственных интересов, устойчивую дееспособность хозяйствующих субъектов, нормальные условия жизнедеятельности населения.

Следует отметить, что проблема экономической  безопасности имеет как собственный объект - экономическую систему страны, так и объекты на пересечении с другими возможными сферами: военной, об-

11

щественной, экологической, информационной, криминогенной  и др., которые обеспечиваются как  чисто экономическими методами, так  и средствами неэкономического характера. Экономическая безопасность - это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

В условиях кризисных и крупномасштабных переходных экономических процессов механизмы  стабилизации и обеспечения безопасности многообразны и неоднозначны.

На наш  взгляд наиболее обобщенная и логичная характеристика экономической безопасности включает три важнейших элемента:

- экономическая  независимость, которая в современных  условиях означает возможность  контроля государства за национальными  ресурсами, достижения такого  уровня производства эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями;

- стабильность  и устойчивость национальной  экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных неоправданных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т.д.);

- способность  к саморазвитию и прогрессу,  что особенно важно в современном  динамично развивающемся мире; создание  благоприятного климата для инвестиций  и инноваций, постоянная модернизация про-

12

изводства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными  условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Таким образом содержание понятия экономическая безопасность может быть определено как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.1

Для обеспечения  стабильности общества, его самосохранения и развития, отражения возможных угроз безопасности страны необходимо выявление системы показателей-индикаторов экономической безопасности, имеющих научно обоснованные границы и определенные количественные значения.

Для экономической безопасности, как справедливо отмечает академик В.Сенчагов (научный руководитель творческого коллектива по разработке концепции экономической безопасности России), важное значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Приближение к ним свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение пороговых значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности.

По отношению к внутренним угрозам в первую очередь можно назвать такие показатели как: уровень падения объемов и эффективности отечественного производства, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции, уровень

1 Л. Абалкин, Экономическая безопасность России. Вопросы экономики, 1994, №12,с.5

13 безработицы,  активизация деятельности теневой  экономики, ухудшение

криминогенной ситуации в обществе. В качестве внешних угроз прежде всего следует  назвать предельно допустимый уровень государственного долга, зависимость национальной экономики и ее важнейших секторов от импорта, утрата позиций на мировом рынке.

Оптимальная степень экономической безопасности достигается при условии, что  весь комплекс показателей находится  в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела; или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т.д.2 I

v Наряду  с этими показателями заслуживают  внимания показатели экономической  безопасности, характеризующие потенциалы  компенсаций и предупреждения ущерба. Экспертные прогнозы издержек, необходимых для возмещения ущерба от тех или иных критических ситуаций, дают возможность оценить и своевременно сформировать ресурсы общества, ориентированные на восстановление и обретение стабильности и устойчивости социально-экономического развития, а также на предупреждение последствий дестабилизации. В этих целях концепцией экономической безопасности вводятся принципиально новые для нашей системы экономического анализа, расчетов и информации показатели -компенсационные ресурсы (потенциал прямых компенсаций) и общий компенсационный потенциал, прежде всего в качестве потенциала предупреждения ущерба. При этом компенсационные ресурсы, как и

2 В.  Сенчагов, Осущности и основах  стратегии экономической безопасности России. Вопросы Экономики, 1995, №1, с.99

14

компенсационный потенциал в целом, могут быть охарактеризованы рядом количественных и качественных показателей, образующих (по своей адекватности тем или  иным критическим ситуациям) важные пороговые значения для оценки степени экономической безопасности страны. Этим как бы предполагается, что соответствие достаточно обоснованных оценок системы рисков потенциалу прямых компенсаций и предупреждения ущерба есть один из важнейших индикаторов экономической безопасности любой страны.

К системе  показателей экономической безопасности, для придания анализу комплексного характера, могут быть отнесены и  общеэкономические показатели текущего и среднесрочного социально-экономического развития:

- экономического  роста (динамика и структура национального продукта и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капитальные вложения и др.);

- природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

- динамичность  и адаптированность к настоящим  условиям хозяйственного механизма,  а также его зависимость от  внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета,  действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внешняя задолженность и пр.);

- качества  жизни населения (ВВП на душу  населения, уровень дифференциации  доходов, обеспеченность основных  групп населения материальными  благами и услугами, трудоспособность  населения, состояние окружающей среды и т.п.).

15

Выбор политической стратегии, направленной на обеспечение надежной экономической  безопасности страны должен стать содержанием  первого этапа государственной  концепции экономической безопасности России, которую следует синхронизировать с общей программой социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (1995-1997 гг).3

Распад  СССР и СЭВ, возникновение новых  государств и становление России как суверенного государства  и другие изменения геополитических  условий потребовали осмысление подходов и разработки концепции национальной безопасности российского государства, а в рамках общей концепции - основных положений государственной стратегии в области экономической безопасности Российской Федерации.

Опыта в разработке такого рода документа в условиях перехода России к рыночной экономике не было, отсутствовал даже понятийный аппарат: экономической безопасности, внутренних и внешних угроз, путей воздействия на них, возникло также много других сопряженных с ними вопросов.

Определенной  попыткой решения рассматриваемых проблем можно считать создание Совета Безопасности и принятие закона Россий-

V

ской  Федерации "О безопасности", в  котором были закреплены следующие  основные принципиальные положения:

- безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;

- жизненно  важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно  обеспечивает существование и  возможности прогрессивного развития  личности, общества и государства;

3 Конкретные  предложения разработаны Экономической  академией при Минэкономики РФ, 1994 г. в "Концепции экономической  безопасности России. Основные положения"  и Институтом экономики РАН  в аналитическом докладе "От  кризиса к стабилизации экономики и ее последующему подъему".

16

- к основным  объектам безопасности относятся:  личность - ее права и свободы;  общество - его материальные и  духовные ценности; государство  - его конституционный строй, суверенитет  и территориальная целостность;

- угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно интересам личности, общества и государства;

- реальная  и потенциальная угроза объектам  безопасности, исходящая от внутренних  и внешних источников опасности,  определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.4

Однако  современные реалии требуют принципиально  нового комплексного подхода к концепции  экономической безопасности, рассматриваемой  как составной и одной из приоритетных частей национальной безопасности, реализации интересов как государства, так и отечественных хозяйствующих субъектов и граждан с выделением внешних и внутренних угроз.

Зарубежные  страны уже давно разрабатывают  стратегии своей национальной безопасности, составной частью которых является соблюдение экономических интересов страны. Несмотря на интеграционные процессы, специфика национальных интересов требует определенных механизмов их реализации и разработки соответствующей стратегии; возрастает значение фактора конкуренции, особенно в сфере финансово-банковских услуг.

Многие  примеры из арсенала реальной политики американского правительства в  области национальной безопасности свидетельствуют о том, что в  США уделяют все большее внимание проблемам безопас-

4 Закон  Российской Федерации "О безопасности", 1992 г.

17

ности и всеми способами отстаивают национальные интересы в различных  сферах мирохозяйственных связей.

Так, в  подготовленном в 1994 г. очередном докладе  американского президента "Стратегия  национальной безопасности США", в  частности, признается, что интересы этой страны в области экономики и безопасности становятся все более взаимосвязанными. Рост конкурентоспособности американской экономики, содействие доступу американских товаров на зарубежные рынки, развитие зоны свободной торговли в Северной Америке названы среди приоритетов политики национальной безопасности США.

Экономический аспект давно стал неразрывной частью стратегии национальной безопасности США. В целях безопасности государства  американская администрация может, например, запрещать и ограничивать скупку зарубежными фирмами американских компаний и предприятий по производству ключевых технологий. Этот принцип "гарантирования защиты американских фирм в интересах национальной безопасности" был использован, например, когда была приостановлена попытка японской фирмы "Никон" скупить передовое производство полупроводников американской компании "Перкин Элмер". Как отмечают американские эксперты по вопросам экономической дипломатии в мире после "холодной войны" "низкая" политика - вопросы экономики, соперничества между странами, становится "высокой" политикой - жизненные интересы нации, затрагивающие ее безопасность.

Информация о работе Проблемы экономической безопасности РФ