Проблемы экономической безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:07, контрольная работа

Краткое описание

Введение. России и народам, проживающим на её территории испокон веков приходилось бороться за свою независимость. С одной стороны, приходилось обороняться против явных врагов: татаро-монгол или Наполеона. С другой стороны, приходилось бороться за рынки сбыта своей продукции, за транспортные пути. Вспомним в этой связи хотя бы борьбу Петра 1 за выход к Черному и Балтийскому морям. Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности. 10
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России. 26 Заключение. 33
Приложения. 34
Список литературы. 35

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы экономической безопасности России.doc

— 688.00 Кб (Скачать файл)

Разрабатываются концепции национальной безопасности с учетом собственных экономических  интересов в государствах Европы, Японии; стоит эта проблема и перед новыми индустриальными странами, а также государствами СНГ. В мировом рыночном хозяйстве общенациональный престиж государства в значительной степени зависит от его

 

Экономическая безопасность России в свете европейских интеграционных процессов

А.О. Блинов

В статье анализируется  проблема взаимозависимости экономической безопасности ЕС и России. Показаны основные проблемы экономической безопасности ЕС в современных условиях. Рассмотрен вопрос экономической безопасности России в части развития экономики Калининградской области. Ставится проблема нахождения общеевропейской экономической политики в рамках взаимодействия ЕС и России.

Не только в  географическом, но и в цивилизационном  отношении  Россия неотъемлемая, органическая часть Европы. Не и может Европы без России, ровно так и Россия без Европы.  Разница меду России и остальной Европой  заключается в том, что те основные общецивилизационные задачи, которые Европа  так или иначе уже решила к настоящему времени, России ещё предстоит решить. Речь идет о создании в России демократического, правого государства, о строительстве  высокоэффективной рыночной экономики, об обеспечении достойного человека уровня жизни и надёжных социальных гарантий.  Общее  у нас одно- это духовно-нравственное состояние общества, будущие угрозы- терроризм, этно-национальные и религиозные конфликты,  наркоманию преступность. Российское государство обязано следовать по пути цивилизации, интегрироваться в мировое сообщество.

Изоляция России от общемировых процессов невозможна, однако открытость и включенность в общемировые процессы не является гарантией безопасного развития - обеспечение международной экономической безопасности является сложным, многогранным процессом.

Особое значение приобретает обеспечение экономической безопасности в рамках региональных интеграционных объединений, классическим примером которых является  Европейское сообщество (далее- ЕС). Особенность заключается, прежде всего, в том, что ЕС как интеграционное объединение является результатом открытости и вовлеченности его стран-членов в общемировые экономические процессы.

Целью системы  обеспечения экономической безопасности принято считать достижение такого состояния хозяйственного комплекса  страны, которое характеризуется  благосостоянием общества, позволяет удовлетворить всю совокупность экономических потребностей населения, обеспечивает его экономическую независимость, прогрессивное развитие, устойчивое положение в мировом хозяйстве, надежную защищенность от внутренних и внешних угроз. Такое понимание системы обеспечения экономической безопасности приемлемо и для ЕС. Иными словами, данные требования аналогичны и для систем экономической безопасности любого регионального интеграционного объединения и могут уточняться с учетом конкретных реалий.

Сегодня различными международными и российскими организациями  для изучения социальных процессов  в обществе используются разные методические схемы и комплексные показатели, которые позволяют с той или  иной степенью объективности оценить  безопасность России в свете европейских интеграционных процессов. Известны мировые фондовые индексы, характеризующие экономическую активность фондовых рынков различных стран, индексы деловой активности, индекс экономической свободы и экономического благосостояния и многие другие. Все они с разной объективностью и точностью описывают различные экономические и социально-политические процессы, но, и это главное, дают возможность осуществлять мониторинг их динамики.

Немаловажную роль в рамках исследования экономической безопасности в экономической науке играет установление основных критериев и основных индикаторов. Под критерием экономической безопасности, как правило, понимается оценка состояния экономики с точки зрения обеспечения экономической безопасности, а именно оценка:

- ресурсного потенциала и возможностей его развития;

- уровня эффективности использования факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов);

- конкурентоспособности экономики; целостности экономического пространства;

-  экономического суверенитета, независимости; социальной стабильности.

Как правило, в систему  основных индикаторов экономической  безопасности (ИЭБ) ученые включают: уровень  и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы; экономический  рост; государственный долг; вовлеченность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики; состояние экологии.

Для трактовки экономической  безопасности государства целесообразно  выделить такие категории, как пороговые  значения и угрозы. Пороговые значения отражают предельно допустимые уровни снижения экономической активности, уровня и качества жизни населения, затраты на поддержание и воспроизводство природно-экономического потенциала. Превышение пороговых значений ведет к формированию угроз экономической безопасности.

Угроза - это фактор, создающий  значительную опасность, то есть наносящий  существенный ущерб, разрушающий экономику  как систему. Следовательно, опасность  и угроза - однопорядковые, но количественно  различные феномены. Проявление опасности в виде реальных потерь следует рассматривать как сигнал возможного перерастания ее в угрозу, если не будут приняты адекватные меры. В этой связи мной разработана уточненная и дополненная классификация угроз экономической безопасности государства, в которую введены две новые группы угроз - прямые и косвенные, первичные и вторичные ( рис.1)

В основу предлагаемой классификации  угроз положены не только распределение  их по группам в зависимости от различных признаков, но и роль этих групп по их значимости для развития экономики. Такой подход позволяет выделить угрозы, представляющие наибольшую опасность для любой экономической системы. К ним относятся глобальные и общенациональные, прямые, первичные угрозы реального характера. Ранжирование угроз имеет большое практическое значение для субъектов экономической безопасности и органов управления. Ввиду того, что любое интеграционное объединение является в большей или меньшей степени искусственным образованием (и ЕС не является в данном случае исключением), его экономическая безопасность подвергается не только «стандартным» внутренним и внешним угрозам, с которыми сталкиваются национальные экономики. Экономическая безопасность  призвана противостоять специфическим угрозам как извне, так и изнутри. В рамках ЕС, на мой взгляд, можно выделить следующие потенциальные угрозы: несоответствие уровней развития национальных экономик стран-участниц  ЕС; неспособность экономики ЕС в целом достаточно быстро реагировать на изменение ситуации на мировых рынках; ярко выраженный политический фактор в судьбе ЕС в целом; обострение противостояния внутри национальных экономик; нестабильность евро на мировых рынках; борьба частей национальной экономики, за присвоение доли мирового дохода.

Система экономической безопасности ЕС должны быть выстроена таким образом, чтобы перечисленные выше угрозы были максимально нивелированы, поскольку они имеют столь масштабный характер, что только прогнозирование и превентивное создание целого комплекса механизмов их блокировки сможет привести к положительным результатам обеспечения внешнеэкономической безопасности.

И, разумеется, система обеспечения  экономической безопасности должна включать в себя диагностику экономической  безопасности. В случае ЕС речь о  системе диагностики экономической  безопасности на региональном  уровне, а именно:

-        определение совокупности потребностей национальных экономик ЕС в рамках единого целого;

-        выявление угроз и опасностей экономической безопасности для национальных экономик стран ЕС;

-        определение унифицированных критериев экономической безопасности на межстрановом уровне;

-        определение системы базовых индикаторов экономической безопасности государства.

Рис. 1. Угрозы экономической  безопасности

В настоящее  время общепризнанных и нашедших практическое применение методов оценки экономической безопасности  европейской  интеграции пока не существует.

Проведенные мной результаты исследований бизнес-сектора в большинстве стран ЕС в середине 2005 года продемонстрировал положительную динамику, хотя она объяснялась разными причинами. Например, экономический рост во Франции был стимулирован внутренним спросом, тогда как в Германии – внешней торговлей.

Сложившаяся ситуация позволяет предположить, что инвестиции в промышленный сектор будут увеличиваться, а уровень безработицы – сокращаться. Таким образом, впервые с 2000 года экономический рост в ЕС обусловлен внутренними факторами, частными инвестициями и ростом потребления со стороны домашних хозяйств, которые, в свою очередь, стимулируются улучшением на рынке труда и ростом покупательского доверия.  Показатель покупательского доверия в сфере розничной торговли впервые с 2000 года достиг своего пика. В свою очередь, этот рост может оказать позитивное стимулирующее воздействие на частные инвестиции.

Ситуация в  ЕС во многом обусловлено  внутренними  факторами, однако общемировая экономическая  ситуация также играет значительную роль. Темпы роста мировой экономики в настоящее время сопоставимы с темпами ее роста в 70-ых годах; они обусловлены благоприятными экономическими политиками ряда ведущих стран, низкими процентными ставками, а также продолжающимся экономическим ростом в Китае, Индии и нефтедобывающих стран. Таким образом, текущие внешние факторы также оказывают благоприятное воздействие на экономическую ситуацию и, как следствие, экономическую безопасность в странах ЕС.

Тем не менее, одной  из внешних угроз экономической безопасности ЕС остаются высокие и нестабильные цены на нефть. С другой стороны, высокие цены на нефть могут означать, что страны-экспортеры могут привнести значительную часть (в виде потребления или инвестиций) в европейскую экономику, увеличивая тем самым экспортные показатели ЕС. По сути, это есть ни что иное, как проявление внешней несбалансированности.

Помимо прогнозных методов, в рамках обеспечения экономической  безопасности в ЕС широко применяется  метод анализа и разработки сценариев.

Вместе с  тем, нельзя забывать, что ЕС являет собой трудный и рискованный проект, связанный с массой непредвиденных сложностей, требующий огромных затрат сил и финансовых средств всех его участников, и в этой связи проблема экономической безопасности такого крупного регионального объединения особенно актуальна.

Интеграционные  процессы в Европе всегда вызывали неоднозначную реакцию как внутри самого блока, так и за его пределами, и последний этап интеграции, начало которого ознаменовалось введением  единой валюты, не стал не исключением. В настоящее время высказывается множество мнений и прогнозов, связанных с будущим ЕС, а также оценок уже достигнутых результатов с позиций сегодняшнего дня. Это обусловливает неослабевающий интерес к вопросам экономической и финансовой деятельности Европейского Сообщества.

Очевидно, что  расширение ЕС оказывает существенное влияние на российскую экономику  в целом и ее экономическую  безопасность в частности. Степень  возможного участия России в европейских  интеграционных процессах в настоящее время основывается на краткосрочные последствия расширения ЕС для российской экономики.

Проблемы  энергетического сектора. Чтобы уменьшить отрицательное воздействие расширения ЕС на возможность реализации российских топливно-энергетических товаров на рынках стран-членов ЕС, России необходимо вести с Евросоюзом переговоры о том, чтобы в течение переходного периода на новые страны-участницы не распространялись рекомендации ЕС относительно порога снабжения энергетическими ресурсами из одного источника. Это позволит России в долгосрочной перспективе составить существенную долю в поставках энергоносителей в новые страны-члены ЕС, традиционно зависящие от импорта российских топливно-сырьевых товаров.

Вопросы торговых преференций. Сложная ситуация складывается в сфере торговых преференций. С одной стороны, на рынки новых: стран-членов распространятся тарифные преференции в торговле, которые ЕС предоставляет России. В результате РФ будет периодически получать льготные квоты на ввоз по сниженным ставкам таможенного обложения тех товаров, в которых Евросоюз испытывает временную нехватку. С другой - на те же рынки распространятся гораздо более обширные преференции, которые ЕС предоставляет развивающимся и ряду сопредельных стран. Это ухудшит конкурентные позиции, занимаемые на данных рынках российскими экспортерами, которые предлагают продукцию, аналогичную или сходную с товарами стран-бенефициаров. В первую очередь это касается полуфабрикатов и изделий с низкой добавленной стоимостью.

Задачи  развития инфраструктуры. Расширение Евросоюза может активизировать роль России как: транзитного пространства. Россия является Евразийским государством, занимающим значительную часть территории, как Европы, так и Азии. Такое положение России дает стране возможность играть активную роль не только в этом регионе, но и мире в целом.. Отсюда не случаен интерес ЕС к налаживанию трансконтинентальных маршрутов сообщения и к сотрудничеству с Россией в организации грузовых перевозок.

Взаимоотношения России и ЕС в области транспорта включают также строительство и модернизацию трансъевропейских транспортных коридоров. Планирование развития транспортной инфраструктуры является государственной задачей. При оценке перспектив транзита своих грузов Россия вынуждена учитывать вступление в ЕС новых стран. В новых членах ЕС будет введено единое и предсказуемое регулирование транзита взамен нынешнего негарантированного, обустроена цивилизованная таможенная граница. Новые страны-члены ЕС являются для России территорией доступа на рынок ЕС.

Информация о работе Проблемы экономической безопасности РФ