Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:21, курсовая работа
Прибыль - важнейшая экономическая категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости и является основной целью деятельности любого предприятия.
Введение……………………………………………….………………………....5
1 Понятие и роль прибыли на предприятии……………………………….....7
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее функции………………………7
1.2 Виды прибыли, ее формирование………………………………………..8
1.3 Факторы, оказывающие влияние на прибыль………………………….11
1.4 Распределение прибыли и ее использование…………………………..14
1.5 Методика исследования…………………………………………………15
2 Характеристика внутренней и внешней среды ассоциации предпринимателей Костанайской области……………………………………17
2.1 Правовое обоснование деятельности ассоциации…………………….17
2.2 Внутренняя среда ассоциации……………………………………….…19
2.3 Внешняя среда ассоциации…………………………………….……….24
2.4 Анализ формирования прибыли ассоциации………………………….30
2.5 Показатели экономической эффективности деятельности
предприятия……………………………………………………………….…35
3 Пути повышения прибыльности ассоциации……………………………...45
3.1 Рыночные факторы ……………………………………………………..45
3.2 Производственные факторы……………………………………………51
3.3 Расчет прибыли ассоциации на перспективу……………………….…57
3.4 Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности на перспективу……………………………………………………………….....64
Заключение………………………………………………………………..…68
Список использованной литературы……………………………………....72
Чистая прибыль оставшаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли. Рассчитывается следующим образом: прибыль за отчетный год минус налог на недвижимость минус налог на доходы минус налог на прибыль минус транспортный сбор.
На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние.
Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются: валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.
К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия (рисунок 2).
Рисунок 2. Факторы, влияющие на изменение прибыли
Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.
Основной источник денежных накоплений предприятий — доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.
В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель дохода от продажи продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности.
Заинтересованность предприятий в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.
Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов а также внепроизводственных затрат.
Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.
Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.
Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия зависит и от второй, не менее важной величины — объема валового дохода предприятия. Размер валового дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен.
Виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем валового дохода предприятия, а следовательно, прибыли.
Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. С помощью высоких цен предприятия возмещают любые по величине производственные затраты, что отнюдь не содействует повышению качества продукции и эффективности производства.
Следующий фактор, влияющий на величину прибыли — это амортизация основных фондов и нематериальных активов. Сумма амортизационных отчислений определяется на основании балансовой стоимости основных фондов и действующих норм амортизации и амортизации нематериальных активов, исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации. При этом учитывается ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что выражается в установленных законодательством более высоких нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов.
Таким образом, прибыль предприятия формируется под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.
Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятия могут создаваться фонды: фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, другие специальные фонды и резервы (рисунок 3).
Нормативы отчислений от прибыли в фонд специального назначения устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителем. Отчисления от прибыли в специальные фонды производятся ежеквартально.
Схема распределения чистой прибыли:
где ЧП - чистая прибыль;
РФ - резервный фонд;
ФН - фонд накопления;
ФП - фонд потребления.
Рисунок 3. Схема формирования и распределения прибыли
Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями.
Под фондом накопления понимаются средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия).
Под фондами потребления понимаются средства, направляемые на осуществления мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия, приобретение путевок в санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:
Основными методами планирования прибыли являются:
1.5 Методика исследования
Исследование по теме дипломной работы включает несколько этапов.
На первом этапе изучены основные литературные источники по теме: экономическая сущность прибыли и ее функции, факторы, влияющие на размер прибыли, пути распределения прибыли.
На втором этапе изучена деятельность ассоциации предпринимателей Костанайской области, ее внутренняя и внешняя среда, был произведен анализ формирования прибыли ассоциации, а также рассчитаны показатели ее экономической деятельности.
На третьем этапе были предложены пути повышения прибыльности ассоциации на перспективу, была рассчитана их окупаемость и тем самым доказана их целесообразность. Также нами были рассчитаны порог рентабельности и запас финансовой прочности на перспективу. На данном этапе были использованы методы стандартного распределения вероятностей, прогнозирования на базе прошлых лет, а также балансовый и метод цепных подстановок. Также нами были рассчитаны порог рентабельности и запас финансовой прочности ассоциации на перспективу.
В заключении выполнены конечные расчеты основных показателей экономической эффективности деятельности ассоциации на перспективу.
В дипломной работе используются аналитические данные за период 2009 – 2011 года.
2 Характеристика внутренней и внешней среды ассоциации предпринимателей Костанайской области
2.1 Правовое обоснование деятельности ассоциации
Объединение юридических лиц в форме ассоциации (союза) «Ассоциация содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области» является некоммерческой организацией, формируемой на основе членства юридических лиц. Ассоциация не имеет в качестве основной цели извлечение чистого дохода и его распределение между своими членами.
Юридический адрес ассоциации: Республика Казахстан, Костанайская область, Костанайский район, г.Костанай, Байтурсынова 72.
Ассоциация осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Гражданским Кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» № 142-II ЗРК от 16 января 2001 года, нормами международного права, уставом ассоциации и учредительным договором на принципах равноправия ее членов, законности, самоуправления, отчетности и гласности ее деятельности.
Наименование ассоциации:
- на государственном языке: «Қостанай облысындағы кәсіпкерлік қызметке жәрдем беру Қауымдыстығы» қауымдыстық (одақ) нысанындағы заңды тұлғалар бірлестігі;
- на русском языке: Объединение
юридических лиц в форме
Ассоциация приобретает права юридического лица с момента ее государственной регистрации.
Ассоциация обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, банковские счета, включая валютные, круглую печать со своим наименованием на государственном и русском языках, фирменные бланки и другие атрибуты.
Ассоциация отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации.
Ассоциация функционирует с февраля 2001 года. В ассоциацию входит 18 юридических лиц, а также группа индивидуальных предпринимателей, объединенных в единую группу (Приложение А). Целевая группа – малые и средние предприятия, начинающие предприниматели. Имеются филиалы в городах Житикара и Аркалык.
Ассоциация осуществляет свою деятельность в таких отраслях как: торговля, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, полиграфия, услуги медицины, производство стройматериалов, ресторанный бизнес, гостиничный и туристический бизнес, образовательные и консалтинговые услуги.
Целью деятельности ассоциации является содействие развитию малого и среднего бизнеса, создание условий для свободного предпринимательства, защита прав и интересов субъектов предпринимательства от необоснованного вмешательства государственных контролирующих и надзорных органов, создание новых рабочих мест и оказание позитивного влияния на дальнейшее социально-экономическое развитие Костанайской области, а также поддержка работающих или приостановивших производство предприятий, планируемых к созданию или вновь запустивших производство комплексов, а также тех предприятий, которые планируется перебазировать в область. Основной акцент ассоциация делает на содействие развитию малых и средних предприятий, а также начинающих предпринимателей, занятых в промышленности, ремесленничестве, сфере услуг, сельском хозяйстве и аграрной индустрии.
Предметом деятельности ассоциации является: