Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:21, курсовая работа
Прибыль - важнейшая экономическая категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости и является основной целью деятельности любого предприятия.
Введение……………………………………………….………………………....5
1 Понятие и роль прибыли на предприятии……………………………….....7
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее функции………………………7
1.2 Виды прибыли, ее формирование………………………………………..8
1.3 Факторы, оказывающие влияние на прибыль………………………….11
1.4 Распределение прибыли и ее использование…………………………..14
1.5 Методика исследования…………………………………………………15
2 Характеристика внутренней и внешней среды ассоциации предпринимателей Костанайской области……………………………………17
2.1 Правовое обоснование деятельности ассоциации…………………….17
2.2 Внутренняя среда ассоциации……………………………………….…19
2.3 Внешняя среда ассоциации…………………………………….……….24
2.4 Анализ формирования прибыли ассоциации………………………….30
2.5 Показатели экономической эффективности деятельности
предприятия……………………………………………………………….…35
3 Пути повышения прибыльности ассоциации……………………………...45
3.1 Рыночные факторы ……………………………………………………..45
3.2 Производственные факторы……………………………………………51
3.3 Расчет прибыли ассоциации на перспективу……………………….…57
3.4 Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности на перспективу……………………………………………………………….....64
Заключение………………………………………………………………..…68
Список использованной литературы……………………………………....72
2.2 Внутренняя среда ассоциации
Управление текущей деятельностью и финансами ассоциации находится в руках наблюдательного совета, который избирается общим собранием членов ассоциации. Для реализации политики ассоциации совет назначает директора.
Высшим органом управления ассоциацией является общее собрание его членов, в настоящее время их количество достигло 19 юридических лиц.
Собрание избирает из числа своих членов наблюдательный орган – совет содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области. Он состоит из 7 человек, избираемых сроком на три года.
Исполнительным органом является дирекция, возглавляемая директором. Директор полностью подотчетен общему собранию членов ассоциации.
Организационная структура ассоциации выглядит следующим образом:
Рисунок 4. Организационная структура АСПредКО
Ревизионная комиссия ассоциации осуществляет контроль над формированием и использованием средств ассоциации, избирается в количестве трех человек сроком на три года из числа членов ассоциации.
В настоящее время штат ассоциации состоит из трех сотрудников: директора, ассистента директора и кредитного эксперта. В филиалах штат сотрудников не укомплектован, в житикаринском филиале есть директор. В аркалыкском филиале исполнительный директор не назначен. Данные о квалификации персонала ассоциации приведены в приложении Б.
Основные средства ассоциации
К основным средствам ассоциации относятся:
1) Земля, как базисный
фактор, то есть пространство, на
территории которого
2) Собственного здания ассоциация не имеет. Офис ассоциации, в том числе фонда, расположен в арендованном помещении и находится по адресу Байтурсынова 72 г.Костанай.
3) Оборудование: персональный компьютер, принтер, телефон-факс, телефон, модем, стол компьютерный, шкаф, стулья, столы.
4) Нематериальные активы - база данных «Юрист».
Более подробный перечень имущества офиса представлен в приложении В.
Общая стоимость основных средств ассоциации составляет 734 тысячи тенге.
Оборотные средства на предприятии отсутствуют в связи со специфической деятельностью ассоциации.
Обычно для того, чтобы проанализировать размеры производства предприятия применяют следующую систему показателей:
В данной работе, учитывая специфику деятельности ассоциации, мы рассмотрим следующие показатели:
Таблица 2
Размеры деятельности ассоциации
Показатели |
В среднем за 2008-2009 г. |
В среднем за 2010-2011 г. |
Коэффициент изменения показателей 2010-2011г. к 2008-2009г. |
Темп роста, % |
1) Количество членов ассоциации |
8,5 |
17,5 |
2,06 |
105 |
2) Количество проведенных мероприятий |
3 |
8 |
2,67 |
166,7 |
3) Количество оказываемых услуг |
8 |
8 |
1 |
- |
4) Денежная выручка, тг |
92812,5 |
386020 |
4,16 |
315,9 |
5) Прочие доходы, тг |
931719 |
550016,5 |
0,59 |
41 |
Из данных таблицы можно сделать следующие выводы:
Количество оказываемых услуг в период с 2008 по 2011 год не изменилось и равно 8.
Количество членов ассоциации за анализируемый период увеличилось на 105%, что связано с возрастанием популярности ассоциации среди предпринимателей, чему в свою очередь способствовало увеличение количества проведенных мероприятий (на 166,7%).
Денежная выручка в 2010-2011 гг. составила 386020 тенге, что на 293207,5 тенге (т.е. на 315,9%) выше чем в 2008-2009гг. (92812,5тенге). Скорее всего, это связано с увеличением количества проведенных мероприятий, а также с увеличением количества членов ассоциации (так как логично предположить, что если членов ассоциации стало больше, то и услугами (в том числе и платными) воспользовалось в 2010-2011гг. большее количество предпринимателей, чем в 2008-2009гг).
В статью прочие доходы помимо всего остального входят также доходы от вступительных взносов. Поэтому, можно сделать вывод, что прочие доходы в период 2010-2011г. уменьшились на 41% по сравнению с 2008-2009 г. в связи с тем, что именно в 2009году в ассоциацию вступило наибольшее количество предпринимателей (7 юридических лиц).
Рисунок 5. Выявление зависимости количества членов ассоциации от количества проведенных мероприятий и количества оказываемых услуг
Как видно из рисунка 5 количество членов ассоциации напрямую зависит от количества и качества проведенных мероприятий.
Перечень оказываемых услуг очень узок и не соответствует потребностям членов ассоциации. Услуги по информационному и правовому обеспечению определены нечетко, то есть не разбиты на конкретные услуги, которые возможно предоставлять. Ассоциация до настоящего времени почти не оказывала полную консультационную юридическую помощь из-за отсутствия юриста. Большой спрос на сегодняшний день имеет получение консультации по правовым вопросам, так как многие малые и средние предприятия не имеют штатного юриста.
Одним из приоритетных направлений деятельности ассоциации является обучение персонала членов ассоциации, а также всех желающих. Однако, ассоциацией проводится недостаточное количество семинаров, а также наблюдается недостаточность актуальных тематик семинаров и курсов.
Таким образом, услуги ассоциацией предоставляются слабо и неорганизованно, причиной чего является пассивность членов ассоциации и руководства.
Все оказываемые ассоциацией услуги разделены на две группы:
Данные об услугах, предоставляемых ассоциацией, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Структура услуг, предоставляемых ассоциацией
Услуги |
Состав |
Структура, % | |||||
2008г. |
2011г. |
Коэффи-циент изменения показате-лей |
Темп роста,% |
2008г. |
2011г. | ||
Основные услуги |
1.Представление интересов членов |
5 |
10 |
2 |
100 |
25 |
9 |
2.Консолидация усилий членов |
0 |
0 |
- |
0 |
0 | ||
3. Предоставление информации |
5 |
18 |
3,6 |
260 |
25 |
30 | |
4. Повышение профессиональной квалификации |
3 |
15 |
5 |
400 |
15 |
20 | |
5.Сотрудничество и партнерство |
2 |
0 |
0 |
- |
7 |
0 | |
6. Консультирование, также посредством кооперации с партнерами |
1 |
13 |
13 |
1200 |
3 |
11 | |
7. Содействие развитию экономики и внешней торговли |
5 |
18 |
3,6 |
260 |
25 |
30 | |
Всего |
5 |
18 |
- |
260 |
100 |
100 | |
Дополнительные услуги |
8. Предоставление информации |
3 |
11 |
3,6 |
266,7 |
30 |
30 |
9.Повышение квалификации и консультирование |
2 |
8 |
4 |
300 |
25 |
20 | |
10. Консультирование, также
посредством кооперации с |
0 |
6 |
- |
- |
0 |
0 | |
11. Содействие развитию экономики и внешней торговли |
4 |
15 |
3,75 |
275 |
45 |
50 | |
Всего |
4 |
15 |
4,44 |
275 |
100 |
100 |
Количество предпринимателей, воспользовавшихся некоторыми основными услугами, предоставляемыми ассоциацией в 2008 году составило 5 ассоциированных членов, в 2011 году это число увеличилось на 260 процентов или на 13 предпринимателей и составило 18 ассоциированных членов.
Количество предпринимателей, воспользовавшихся дополнительными услугами, предоставляемыми ассоциацией в 2008 году составило 4 ассоциированных членов, в 2011 году это число увеличилось на 275 процентов или на 11 предпринимателей и составило 15 ассоциированных членов.
При этом, как видно из данных таблицы наиболее популярными стали услуги:
Изменения в составе привели к изменениям в структуре: удельный вес услуг «представление интересов членов», «сотрудничество и партнерство» уменьшился в первом случае на 36%, во втором случае на 100% (и стал равен 0), но, при этом увеличился удельный вес остальных услуг, а именно:
Как видно из данных таблицы наименьшей популярностью пользуется услуга «консолидация усилий членов», этой услугой ни в 2008, ни в 2011гг не воспользовался ни один предприниматель.
Также по данным таблицы можно сделать вывод о том, что предприниматели в основном предпочитают пользоваться основными услугами нежели дополнительными. Скорее всего, это связано с тем, что основные услуги предоставляются членам бесплатно, либо с определенной скидкой, а дополнительные оказываются всем организациям за определенную плату.
Таким образом, можно сделать вывод, что ассоциация специализируется, прежде всего, на содействии развитию экономики и внешней торговли, а также предоставлении информации. В 2008 году на эти услуги в структуре основных услуг пришлось 50%, а в 2011 году – 60%, в структуре дополнительных услуг – в 2008 году – 75%, в 2011 году – 80%.
2.3 Внешняя среда ассоциации
Внешнюю среду предприятия составляют:
В дипломной работе рассматриваются только те факторы, которые непосредственно влияют на деятельность ассоциации: внешние экономические факторы, внешние политические условия, а также социальные факторы.
Сегодняшний Казахстан – это одна из ведущих стран бывшего советского блока и первая страна с преимущественно мусульманским населением, председательствующая в ОБСЕ. В ходе председательства республика намерена утвердить себя в качестве двигателя развития Центральной Азии и ускорить процесс сближения с ЕС.
Политический и
Дипломатическая деятельность и экономическое развитие было бы невозможно без гарантии полной политической и социальной стабильности. Сегодня в Республике Казахстан проживают представители 140 этносов и 46 концессий. Конфликтов на этнической или религиозной почве между ними нет.
Казахстан очень выгодно находится на пересечении многих крупных мировых экономик: Китая, Индии, России и расширяющегося Европейского союза. На сегодняшний день Евразия насчитывает 60% мирового производства, по прогнозам специалистов через 30 лет этот динамичный регион достигнет 75% мирового производства. Принимая во внимание данные долгосрочные перспективы, сегодняшний Казахстан в состоянии извлекать пользу от процессов евразийской интеграции. Страна уже пожинает плоды региональной интеграции в области торговли энергоресурсами, по мере того, как трубопроводы, соединяющие ее нефть с потребителями в России, Китае и Европе, уже функционируют, или проекты по ним находятся в фазе рассмотрения. Следующая задача заключается в расширении евразийской интеграции, не ориентированной на энергетическую сферу. На сегодняшний день внутриевразийская торговля в неэнергетической сфере расширяется быстрыми темпами и для стран Азии, СНГ, Европы уже имеет большее значение, чем торговля с Северной Америкой. Находясь в самом центре континента, Казахстан идеально расположен для использования лучшим образом развивающихся направлений.