Развитие туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в обосновании необходимости формирования на территории Ленинградской области конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах и вносящей значительный вклад в социально-экономическое развитие Ленинградской области за счет увеличения доходной части областного и местных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы функционирования туристического бизнеса
1.1 Основные понятия и положения туристской отрасли РФ
1.2 Исследование конъюнктуры рынка туризма
1.3 Анализ развития туристской отрасли в Ленинградской области
2.Анализ деятельности ООО «Вокруг Света» на туристическом рынке
2.1 Общая характеристика компании ООО «Вокруг Света»
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности турфирмы
2.3 Анализ конкурентных позиций ООО «Вокруг Света»
3. Направления совершенствования деятельности ООО «Вокруг Света»
3.1 Рекомендации по выбору эффективных средств продвижения
турфирмы
3.2 Расчет влияния показателей эффективности на результаты деятельности предприятия
3.3 Направления государственной политики развития туризма в России
3.4 Анализ мероприятий и рекомендации для развития туристско-рекреационной отрасли Ленинградской области
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по макроэк.docx

— 270.64 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1.3

Число выездов российских граждан  за границу по целям поездок в 2008г. (в страны дальнего зарубежья; тысяч поездок)7

 

Всего

в том числе по целям поездок

служебная

туризм

частная

обслуживающий  
персонал

Число выездов - всего

20464

1614

10822

6072

1956

в том числе в страны:

         

Болгария

254

6

208

24

16

Германия

960

161

330

391

78

Греция

419

6

349

35

29

Египет

1610

6

1427

92

86

Испания

452

14

365

45

28

Италия

547

38

398

74

38

Китай

3167

527

2059

373

207

Кипр

208

5

172

19

12

Латвия

209

35

46

108

20

Литва

741

43

78

567

54

Объединенные Арабские Эмираты

290

11

228

33

19

Польша

399

28

46

295

30

Соединенное Королевство  
(Великобритания)

230

43

87

78

21

США

171

30

56

74

11

Таиланд

301

7

259

17

17

Турция

2718

63

2213

288

154

Финляндия

3172

237

667

1613

655

Франция

373

52

229

64

27

Чешская Республика

304

21

227

41

16

Швейцария

173

30

83

52

7


 

Эстония

1495

42

77

1337

40

Япония

139

14

32

11

82


 

Данные таблицы показывают, что  лидерами 2008г. являются Китай, Финляндия, Турция, Египет. Наибольшее число поездок  приходится на туризм. В служебных  целях лидирует Китай, в туризме  лидеры Китай, Финляндия, Турция, Египет, по частным поездкам выделяется Финляндия и страны Балтийского региона.

Основные показатели туристских фирм представлены в таблице 1.4.

 

Таблица 1.4

Основные показатели деятельности туристких фирм8

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Число туристских фирм (на конец года) - всего

4010

5079

5842

6639

6477

в том числе занимались:

         

туроператорской деятельностью

938

970

1007

1008

928

турагентской деятельностью

2558

3523

4060

4761

4787

только продвижением туров (путевок)

189

149

174

183

164

иной туристской деятельностью

325

271

350

377

290

только экскурсионной деятельностью

-

166

251

310

308

Средняя численность работников (включая внешних совместителей и работников несписочного состава), тыс. человек

33

35

41

44

42

Число реализованных населению туристских путевок - всего, тыс.

2034

4326

4641

5819

4305

из них гражданам России:

         

по территории России

739

1378

1460

1659

1030

по зарубежным странам

1140

2748

3027

4057

3183

Стоимость реализованных  
населению туристских путевок - всего, млн. руб.

29846

76301

88749

124133

117811

из них гражданам России:

         

по территории России

7030

13757

20761

26761

17736

по зарубежным странам

18843

52727

66578

96307

98940


 

 

Данные таблицы показывают, что  число туристских компаний в 2008г. уменьшилось, что в большей степени связано  с государственным регулированием рынка. Снижение количества проданных путевок определяется кризисными явлениями 2008г.

Кризис значительно затронул туристический  бизнес.

 

 

Согласно мировой статистике, представленной ежегодником «World Tourism Barometer», в 2009 году въездной турпоток потерял 4 процента, которые, впрочем, ему предстоит отыграть на уровне 3-4% в 2010 году. По мнению издания, возобновление роста в секторе, пришедшееся на последний квартал 2009 года, связано с активностью Азиатско-Тихоокеанского и Ближневосточного рынков, которые в первую очередь обеспечили достижение показателей, превысивших прогнозы аналитиков.

Это не помешало Генеральному секретарю UNWTO Талебу Рифаи (Taleb Rifai), выступая на одной  из пресс-конференций, оценить 2009 год  как «один из самых трудных  периодов для туристической индустрии  в долгосрочной ретроспективе».

По его словам, прошедший год, судя по всему, оказался одним из самых  напряженных за последние два  десятилетия, обойдя по тяжести большинство лет, ознаменованных событиями вроде 11-го сентября и им подобными катастрофами, а также периодическими уходами в минус мировой экономики. Сказав о том, что распространившийся по планете вирус А (H1N1) породил состояние неопределенности, усугубив кризисное состояние мировых финансов», Рифаи отметил, что достигший нулевой отметки туристический рынок вступил в фазу оживления. «Показатели последних месяцев указывают на начало выздоровления, наступившее раньше и протекающее гораздо более уверенными темпами, чем изначально предполагалось»,- отметил чиновник UNWTO, добавив, что 2010 год также потребует больших усилий для сохранения наметившейся тенденции.

«Большинство стран незамедлительно  отреагировали на кризис, приняв действенные  меры, направленные на смягчение его  последствий и стимулирование роста. Мы ожидаем, что в 2010 году сектор вернется в плюс. Вместе с тем, преждевременный отказ от этих оздоровительных мер и соблазн увеличения налогового бремени ставят под угрозу темпы выздоровления мирового туризма»,- сказал далее Рифаи9. Сообщая о 6%-ном сокращении поступлений в туристическом секторе в 2009 году, финансовые аналитики сравнивают их с фатальным 12%-ным спадом мирового экспорта, ставшего жертвой кризиса на всех финансовых рынках.

Рифаи также отметил «заметный  рост» внутреннего туризма, выделив  такие крупные страны, как Китай, Бразилия и Испания, что также  связал с мировой рецессией. По его  словам, туристическая отрасль «не  смогла выработать стойкий иммунитет» против пандемии свиного гриппа. Как отметил Рифаи, на региональном уровне Европа и Северная Америка пропустили вперед лидеров «гонки» - Азию и Ближний Восток.

Чрезвычайное оживление наблюдается  на Азиатско-Тихоокеанском направлении, потерявшем в прошлом 2% в туристическом  сегменте. Отмечая это, аналитики UNWTO, прогнозируют продолжение взятого  курса и в 2010 году. Отметив в  период с января по июнь 7%-ный спад въездного турпотока, во второй половине 2009 года регион перешел в позитив (+3%), как «отражение уже достигнутых экономических показателей и сигналов на будущее».

Число туристов, посетивших Ближний  Восток, сократилось на 6%. По-прежнему далекий от темпов роста, отмеченных в прошлые годы, во второй половине года регион перешел в плюс по этому  показателю. Африка с ее 5%-ным ростом движется, по словам авторов отчета, «против течения10.

В минусе (6%) закончила 2009 год Европа. Среди причин отчет называет чрезвычайно сложную экономическую ситуацию в первой половине года, когда особенно тяжело пострадали центральное, восточное и северное направления.

В обеих Америках, потерявших 5% въездного  турпотока, года рост возобновился в  Карибском бассейне, где он пришелся на последние четыре месяца 2009 года. В остальных регионах американского  сектора, экономика сохраняла значительную инертность на фоне вспышки вируса А(H1N1), усугубившей последствия экономического кризиса. Об этом также говорится в отчете.

В 2010 году мировая туристическая  отрасль встанет крепко на ноги, оставив позади один из самых трудных  годов, отмеченный экономическим кризисом и пандемией свиного гриппа. Такой  прогноз сделала Всемирная организация туризма ООН (UNWTO).

В кратко- и среднесрочной перспективе  рынок туризма ожидает значительный рост, обусловленный:

общемировой тенденцией, в соответствии с которой потребители отдают всё большее предпочтение таким  ценностям, как здоровье, отдых, комфорт, развлечение;

растущим благосостоянием россиян  и существенным изменением структуры  их потребления (по мере удовлетворения первичных потребностей расходы  на туризм растут с существенным опережением  роста доходов населения).

Прогнозируется, что в ближайшие 10 лет ёмкость рынка туризма  в физическом выражении будет расти темпом 10-15%.

По состоянию на 2009 г., в России выдано около 6477 лицензий на операторскую и агентскую деятельность. Соотношение операторов и агентов по официальным данным составляет 15:85.

Распределение туристических фирм по территории России далеко неравномерно. Безусловно, с большим отрывом лидирует Москва, за ней идет Санкт-Петербург. Только в 20 регионах количество фирм превышает 50 (например, в Новосибирске действует 140 фирм, в Казани – 190). В Москве же работает около 7 тыс. фирм, из которых около 60% находятся в центре города.

Несколько лет назад доля Москвы в общем объеме потребления туристических услуг составляла 85%, что соответствовало существенно более высокому благосостоянию москвичей в сравнении с жителями регионов. К настоящему времени этот показатель снизился до 50%. Прогнозируется, что доля регионов будет и далее расти, а через 5-10 лет может достичь 60%. При этом основная часть регионального спроса на туристические услуги будет сконцентрирована в крупных экономических центрах.

Как правило, средняя стоимость  туристической путевки из региона  ниже, чем из столицы. В регионах более популярны безвизовые направления, поскольку большинство посольств и консульств находится в Москве, а провинциалу весьма хлопотно оформлять визу в столице, даже при посредничестве туристической фирмы.

Российский рынок туроператоров  продолжает оставаться фрагментарным, т.е. его отличает немалое количество сравнительно небольших игроков. Их можно сгруппировать следующим образом.

Лидеры географических направлений. Примерно 20 операторов специализировались на одном или двух из самых массовых и доходных направлений (Турция, Египет, Испания, Италия и т.д.) с числом туристов более 50 тыс. в год. Их стратегия заключалась в завоевании лидерства по «своему» направлению и постепенным расширением числа направлений. Характерные особенности реализации этой стратегии заключаются в организации продаж исключительно или преимущественно через партнерские агентства, расширении сети продаж в Москве и регионах, выкупе и организации чартерных программ. Эта группа операторов представлена только столичными фирмами. Наиболее яркими их представителями являются Tez Тур, Натали Турс, Капитал Тур, Пак групп.

Диверсифицированные многофункционалы. Эти операторы строят свою деятельность на модели «всё и всеми способами». Они, как правило, занимаются, всеми  сегментами туристического рынка: въездной, выездной и внутренний туризм, все  направления и страны. Продажи  производятся как собственной сетью, так и агентства-ми-партнерами. Они  занимаются реализацией авиабилетов, содержат собственный автобусный парк и т.д. Такие операторы полагают, что могут удовлетворить абсолютно любой запрос любого клиента. Наиболее яркими представителями это группы являются «Интурист», Инна Тур, Нева.

Исчезающие мелкие и средние  столичные операторы. Они копируют методы работы операторов первой или  второй группы, но гораздо менее  успешно из технологических и  финансовых ограничений. Эффективность  деятельности всё сильнее зависит  от её масштаба, поэтому они постепенно теряют долю рынка.

Информация о работе Развитие туризма в России