Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 21:23, курсовая работа
Цель дипломной работы заключается в обосновании необходимости формирования на территории Ленинградской области конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах и вносящей значительный вклад в социально-экономическое развитие Ленинградской области за счет увеличения доходной части областного и местных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест.
Введение
1. Теоретические основы функционирования туристического бизнеса
1.1 Основные понятия и положения туристской отрасли РФ
1.2 Исследование конъюнктуры рынка туризма
1.3 Анализ развития туристской отрасли в Ленинградской области
2.Анализ деятельности ООО «Вокруг Света» на туристическом рынке
2.1 Общая характеристика компании ООО «Вокруг Света»
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности турфирмы
2.3 Анализ конкурентных позиций ООО «Вокруг Света»
3. Направления совершенствования деятельности ООО «Вокруг Света»
3.1 Рекомендации по выбору эффективных средств продвижения
турфирмы
3.2 Расчет влияния показателей эффективности на результаты деятельности предприятия
3.3 Направления государственной политики развития туризма в России
3.4 Анализ мероприятий и рекомендации для развития туристско-рекреационной отрасли Ленинградской области
Заключение
Список использованной литературы
Таблица 1.3
Число выездов российских граждан за границу по целям поездок в 2008г. (в страны дальнего зарубежья; тысяч поездок)7
Всего |
в том числе по целям поездок | ||||
служебная |
туризм |
частная |
обслуживающий | ||
Число выездов - всего |
20464 |
1614 |
10822 |
6072 |
1956 |
в том числе в страны: |
|||||
Болгария |
254 |
6 |
208 |
24 |
16 |
Германия |
960 |
161 |
330 |
391 |
78 |
Греция |
419 |
6 |
349 |
35 |
29 |
Египет |
1610 |
6 |
1427 |
92 |
86 |
Испания |
452 |
14 |
365 |
45 |
28 |
Италия |
547 |
38 |
398 |
74 |
38 |
Китай |
3167 |
527 |
2059 |
373 |
207 |
Кипр |
208 |
5 |
172 |
19 |
12 |
Латвия |
209 |
35 |
46 |
108 |
20 |
Литва |
741 |
43 |
78 |
567 |
54 |
Объединенные Арабские Эмираты |
290 |
11 |
228 |
33 |
19 |
Польша |
399 |
28 |
46 |
295 |
30 |
Соединенное Королевство |
230 |
43 |
87 |
78 |
21 |
США |
171 |
30 |
56 |
74 |
11 |
Таиланд |
301 |
7 |
259 |
17 |
17 |
Турция |
2718 |
63 |
2213 |
288 |
154 |
Финляндия |
3172 |
237 |
667 |
1613 |
655 |
Франция |
373 |
52 |
229 |
64 |
27 |
Чешская Республика |
304 |
21 |
227 |
41 |
16 |
Швейцария |
173 |
30 |
83 |
52 |
7 |
Эстония |
1495 |
42 |
77 |
1337 |
40 |
Япония |
139 |
14 |
32 |
11 |
82 |
Данные таблицы показывают, что лидерами 2008г. являются Китай, Финляндия, Турция, Египет. Наибольшее число поездок приходится на туризм. В служебных целях лидирует Китай, в туризме лидеры Китай, Финляндия, Турция, Египет, по частным поездкам выделяется Финляндия и страны Балтийского региона.
Основные показатели туристских фирм представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Основные показатели деятельности туристких фирм8
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
Число туристских фирм (на конец года) - всего |
4010 |
5079 |
5842 |
6639 |
6477 |
в том числе занимались: |
|||||
туроператорской деятельностью |
938 |
970 |
1007 |
1008 |
928 |
турагентской деятельностью |
2558 |
3523 |
4060 |
4761 |
4787 |
только продвижением туров (путевок) |
189 |
149 |
174 |
183 |
164 |
иной туристской деятельностью |
325 |
271 |
350 |
377 |
290 |
только экскурсионной деятельностью |
- |
166 |
251 |
310 |
308 |
Средняя численность работников (включая внешних совместителей и работников несписочного состава), тыс. человек |
33 |
35 |
41 |
44 |
42 |
Число реализованных населению туристских путевок - всего, тыс. |
2034 |
4326 |
4641 |
5819 |
4305 |
из них гражданам России: |
|||||
по территории России |
739 |
1378 |
1460 |
1659 |
1030 |
по зарубежным странам |
1140 |
2748 |
3027 |
4057 |
3183 |
Стоимость реализованных |
29846 |
76301 |
88749 |
124133 |
117811 |
из них гражданам России: |
|||||
по территории России |
7030 |
13757 |
20761 |
26761 |
17736 |
по зарубежным странам |
18843 |
52727 |
66578 |
96307 |
98940 |
Данные таблицы показывают, что
число туристских компаний в 2008г. уменьшилось,
что в большей степени связано
с государственным
Кризис значительно затронул туристический бизнес.
Согласно мировой статистике, представленной ежегодником «World Tourism Barometer», в 2009 году въездной турпоток потерял 4 процента, которые, впрочем, ему предстоит отыграть на уровне 3-4% в 2010 году. По мнению издания, возобновление роста в секторе, пришедшееся на последний квартал 2009 года, связано с активностью Азиатско-Тихоокеанского и Ближневосточного рынков, которые в первую очередь обеспечили достижение показателей, превысивших прогнозы аналитиков.
Это не помешало Генеральному секретарю UNWTO Талебу Рифаи (Taleb Rifai), выступая на одной из пресс-конференций, оценить 2009 год как «один из самых трудных периодов для туристической индустрии в долгосрочной ретроспективе».
По его словам, прошедший год, судя по всему, оказался одним из самых напряженных за последние два десятилетия, обойдя по тяжести большинство лет, ознаменованных событиями вроде 11-го сентября и им подобными катастрофами, а также периодическими уходами в минус мировой экономики. Сказав о том, что распространившийся по планете вирус А (H1N1) породил состояние неопределенности, усугубив кризисное состояние мировых финансов», Рифаи отметил, что достигший нулевой отметки туристический рынок вступил в фазу оживления. «Показатели последних месяцев указывают на начало выздоровления, наступившее раньше и протекающее гораздо более уверенными темпами, чем изначально предполагалось»,- отметил чиновник UNWTO, добавив, что 2010 год также потребует больших усилий для сохранения наметившейся тенденции.
«Большинство стран
Рифаи также отметил «заметный рост» внутреннего туризма, выделив такие крупные страны, как Китай, Бразилия и Испания, что также связал с мировой рецессией. По его словам, туристическая отрасль «не смогла выработать стойкий иммунитет» против пандемии свиного гриппа. Как отметил Рифаи, на региональном уровне Европа и Северная Америка пропустили вперед лидеров «гонки» - Азию и Ближний Восток.
Чрезвычайное оживление
Число туристов, посетивших Ближний Восток, сократилось на 6%. По-прежнему далекий от темпов роста, отмеченных в прошлые годы, во второй половине года регион перешел в плюс по этому показателю. Африка с ее 5%-ным ростом движется, по словам авторов отчета, «против течения10.
В минусе (6%) закончила 2009 год Европа. Среди причин отчет называет чрезвычайно сложную экономическую ситуацию в первой половине года, когда особенно тяжело пострадали центральное, восточное и северное направления.
В обеих Америках, потерявших 5% въездного
турпотока, года рост возобновился в
Карибском бассейне, где он пришелся
на последние четыре месяца 2009 года.
В остальных регионах американского
сектора, экономика сохраняла
В 2010 году мировая туристическая
отрасль встанет крепко на ноги,
оставив позади один из самых трудных
годов, отмеченный экономическим кризисом
и пандемией свиного гриппа. Такой
прогноз сделала Всемирная
В кратко- и среднесрочной перспективе
рынок туризма ожидает
общемировой тенденцией, в соответствии с которой потребители отдают всё большее предпочтение таким ценностям, как здоровье, отдых, комфорт, развлечение;
растущим благосостоянием
Прогнозируется, что в ближайшие 10 лет ёмкость рынка туризма в физическом выражении будет расти темпом 10-15%.
По состоянию на 2009 г., в России выдано около 6477 лицензий на операторскую и агентскую деятельность. Соотношение операторов и агентов по официальным данным составляет 15:85.
Распределение туристических фирм по территории России далеко неравномерно. Безусловно, с большим отрывом лидирует Москва, за ней идет Санкт-Петербург. Только в 20 регионах количество фирм превышает 50 (например, в Новосибирске действует 140 фирм, в Казани – 190). В Москве же работает около 7 тыс. фирм, из которых около 60% находятся в центре города.
Несколько лет назад доля Москвы в общем объеме потребления туристических услуг составляла 85%, что соответствовало существенно более высокому благосостоянию москвичей в сравнении с жителями регионов. К настоящему времени этот показатель снизился до 50%. Прогнозируется, что доля регионов будет и далее расти, а через 5-10 лет может достичь 60%. При этом основная часть регионального спроса на туристические услуги будет сконцентрирована в крупных экономических центрах.
Как правило, средняя стоимость туристической путевки из региона ниже, чем из столицы. В регионах более популярны безвизовые направления, поскольку большинство посольств и консульств находится в Москве, а провинциалу весьма хлопотно оформлять визу в столице, даже при посредничестве туристической фирмы.
Российский рынок
Лидеры географических направлений. Примерно 20 операторов специализировались на одном или двух из самых массовых и доходных направлений (Турция, Египет, Испания, Италия и т.д.) с числом туристов более 50 тыс. в год. Их стратегия заключалась в завоевании лидерства по «своему» направлению и постепенным расширением числа направлений. Характерные особенности реализации этой стратегии заключаются в организации продаж исключительно или преимущественно через партнерские агентства, расширении сети продаж в Москве и регионах, выкупе и организации чартерных программ. Эта группа операторов представлена только столичными фирмами. Наиболее яркими их представителями являются Tez Тур, Натали Турс, Капитал Тур, Пак групп.
Диверсифицированные многофункционалы. Эти операторы строят свою деятельность на модели «всё и всеми способами». Они, как правило, занимаются, всеми сегментами туристического рынка: въездной, выездной и внутренний туризм, все направления и страны. Продажи производятся как собственной сетью, так и агентства-ми-партнерами. Они занимаются реализацией авиабилетов, содержат собственный автобусный парк и т.д. Такие операторы полагают, что могут удовлетворить абсолютно любой запрос любого клиента. Наиболее яркими представителями это группы являются «Интурист», Инна Тур, Нева.
Исчезающие мелкие и средние столичные операторы. Они копируют методы работы операторов первой или второй группы, но гораздо менее успешно из технологических и финансовых ограничений. Эффективность деятельности всё сильнее зависит от её масштаба, поэтому они постепенно теряют долю рынка.