Роль транснациональных банков в международных валютно-кредитных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение роли транснациональных банков в международных валютно-кредитных отношениях. В рамках выбранной темы необходимо решить следующие задачи:
установить и описать цели, причины и этапы становления ТНБ;
проанализировать масштабы операций современных ТНБ;
охарактеризовать участие ТНБ в мировом интеграционном и глобализационном процессе;
выявить негативные и позитивные последствия деятельности ТНБ для национальных экономик;
изучить особенности государственного регулирования деятельности ТНБ;
рассмотреть деятельность ТНБ в России и перспективы трансформации российских банков в ТНБ.

Вложенные файлы: 1 файл

catalog_r_4489_Rol`_tnb_v_MVKO.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Глобализация  финансовых рынков ведет к ужесточению  конкуренции между банками. Причем борьба идет не только внутри одного локального рынка, но и на международном рынке, как за приобретение новых клиентов, так и за создание новых продуктов. Конкуренция повышает эффективность и функционирование всего рынка за счет появления новых продуктов, более полно отвечающих потребностям клиентов, а так же за счет снижения цены предложения уже существующих продуктов. Она обеспечивает более рациональное распределение финансовых ресурсов на рынке за счет перетока капиталов банка в те сферы, которые более полно отвечают его возможностям, тем самым открывая доступ в освободившиеся ниши более профессиональным участникам рынка.

Общий объем сделок слияний и поглощений по всему  миру по данным американской компании Dealogic, занимающейся вопросами анализа финансовых рынков, в 2003 г. составил 1,39 трлн. долл. США. Наибольший объем сделок зафиксирован на Североамериканском континенте – 598,8 млрд. долл., далее следует Европа (537,2 млрд. долл.) и Азиатско-Тихоокеанский регион (220,9 млрд. долл.). В первом квартале 2004 г. мировой объем операций слияний и поглощений возрос на 80% по сравнению с первым кварталом 2003 г. и достиг 567,7 млрд. долл.

Из 25 крупнейших банков мира (по рынку капитализации) в 2004 г. 6 банков были из США, 5 – из Великобритании, 3 – из Японии, 3 – из Финляндии, 2 – из Швейцарии, 2 – из Испании, по одному из Нидерландов, Германии, Австралии. Позиции банков в рейтинге по доле зарубежного капитала говорят об их стратегии в области диверсификации активов, а так же о структуре бизнеса10.

В настоящее время  крупнейшие банки играют роль не только источников финансовых ресурсов и опосредователей денежно-кредитного оборота, но и организаторов процесса интернационализации производства. Нет ни одной сферы международного бизнеса, где не проявилось бы влияние банков.

Усиление роли ТНБ и повышение их значения в  процессе консолидации банковского и промышленного капитала являются одним из наиболее важных моментов в мировой экономике в последнее десятилетие. Транснациональный капитал в силу объективных закономерностей своего развития стремится к дальнейшему расширению экономической власти. Транснациональный капитал в своем движении и развитии ориентируется исключительно на собственную выгоду и достаточно свободно переливается из страны в страну, становясь как фактором, так и созидательной силой в мире.

2. 2 Роль ТНБ в формировании национальной экономической политики. Регулирование деятельности ТНБ на государственном уровне

В результате глобализации в принципиально  новом положении оказывается  институт суверенного государства, причем как во внешнеполитической сфере, так и в области внутренней политики и экономики. Это связано с появлением ТНК и ТНБ, которые располагают не меньшими финансовыми ресурсами, чем многие правительства.

Формирование  комплекса разносторонних хозяйственных  связей между ТНК и ТНБ способствует укреплению позиций и расширяет сферу господства узкого круга финансовых группировок в ведущих капиталистических странах. Финансовая мощь этих группировок служит орудием давления на правительство, на процесс принятия законов и политических решений. ТНК и ТНБ умело используют пустоты между международным правом и законодательством национальных государств в своих интересах, не стесняясь, подгонять порой последние под свои нужды.

Благодаря выходу на глобальный рынок корпорации получают определенную автономию от своего государства, тем самым, уходя из-под его контроля – незаконный вывоз капитала, регистрация дочерних предприятий, уплата налогов в оффшорах и многое другое. Основной принцип ТНК и ТНБ – это принцип ликвидности, т. е. извлечение максимальной прибыли, не считаясь с национальными интересами, не говоря уже о социальных гарантиях. Деятельность ТНБ, подчиненная интересам крупного капитала, нередко противоречит экономической политике государства. Она может выступать как механизм передачи инфляционных тенденций из стран в страну, а зачастую и как фактор усиления нестабильности кредитно-финансовой системы. Альянс ТНК и ТНБ стремительно уменьшают возможности государства контролировать экономическую сферу, внутриполитическую жизнь и внешнюю политику; ограничивают фактический, а иногда и юридический суверенитет государства. Современные государства все чаще сталкиваются с проблемами, причины которых полностью или частично находятся за пределами его компетенции – слабо прогнозируемый отток капитала, функционирование ТНК и ТНБ, мало учитывающих национальные интересы государств, использование международных финансовых институтов для отмывания «грязных денег» и т. д.

В известной степени  ограничивается и контроль государства  над внутриполитическими вопросами  – международное право получает приоритет над национальным.

Национальные  государства все более теряют возможность эффективно использовать такие традиционные рычаги макроэкономического  регулирования, как импортные барьеры  и экспортные субсидии, курс национальной валюты, ставки рефинансирования центрального банка. Приходится считаться с интересами других государств, интересы которых могут быть задеты, и поведением влиятельных негосударственных субъектов международных отношений – ТНК и ТНБ, чья глобальная ориентация уменьшает для них значение национальных экономик.11

Автономия глобализированных рынков подрывает власть государства. Государство  капитулирует перед рынком, все больше делясь властью, включая политическую, социальную, экономическую, оборонную  с другими силами в международных  отношениях.

Глобализация банковской деятельности несет в себе негативные черты, которые  сопровождаются большими рисками. Деятельность ТНБ в нескольких странах распространяется на все страны его присутствия, причем если риск отдельной самостоятельной  экономической единицы оценивается в объеме собственных средств инвестированных в эту страну, то для всего ТНБ объем риска исчисляется суммарными рисками каждого его дочернего банка. Кроме того, переливание капитала из одной страны в другую также увеличивает риски транснациональных банков.

Глобализация многократно обостряет  проблему международной задолженности, негативно влияет на национальную денежную политику отдельных стран. Курсирующие  «горячие» финансовые потоки привели  к масштабным финансовым кризисам, дестабилизации мировой экономики, показавшим насколько неустойчива глобализирующая финансовая система.

Блага от глобализации финансовых рынков развитых стран – финансовые инновации, появление новых сложных финансовых инструментов, снижение валютных рисков, рисков кредитных и фондовых операций и т. д. отнюдь не распространяются на все мировые сообщества.

Ситуация на валютных, кредитных, фондовых рынках развивающихся стран остается крайне нестабильной. ТНБ и ТНК  уже принесли и продолжают приносить  экономические неурядицы и  противоречия в хозяйственную жизнь многих десятков стран.

Именно в финансовой сфере глобализация развивается во благо немногим странам и народам, и во вред гораздо большему их числу.

Глобализация мировой финансовой сферы принесла с собой либерализацию  национальных мер государственного регулирования экономики. Однако экономические процессы часто становятся опасными, освободившись от любых форм внешнего регулирования. Сложилась парадоксальная ситуация: несмотря, на либерализацию, национальные финансовые рынки регулируются гораздо жестче.

Глобализация финансовой сферы  дестабилизирует национальные рынки  развивающихся стран и поэтому  требует существенных внутренних преобразований и государственного воздействия  на движение финансовых потоков внутри страны, а так же на размещение и приток иностранного капитала. Вопрос заключается в степени либерализации финансового рынка. Безоглядная финансовая либерализация, т. е. почти полное отсутствие контроля государства за движением капитала внутри национального хозяйства и через границы может нанести огромный вред.

Типичной чертой глобализации финансового  рынка является резкий контраст между  благополучием, интересами крупнейших ТНБ и серьезными трудностями экономики стран – неустойчивым развитием производства, инфляцией, недостаточным объемом капиталовложений и т. д.

ТНБ доказали свою жизнеспособность несмотря на расхождение в национальных законодательствах, различные уровни развития экономики и политических ориентиров. Разноскоростное развитие государств не является не преодолимым препятствием для тесного взаимодействия.

Роль крупных банков в экономике  страны трудно переоценить. Мощные и  сильные банки способны поддержать и профинансировать крупные инвестиционные проекты, организовать синдицированные кредиты с ТНБ других государств, для местных компаний, поддержать государственные социальные и другие программы. Национальные банки обладают возможностью перераспределять денежные потоки между отраслями экономики. Именно крупным банкам под силу модернизация действующих банковских технологий собственными средствами. Работа в различных сферах финансовой деятельности и активное взаимодействие с фондовым и валютным рынками позволяют им хеджировать риски между различными площадками и сферами бизнеса. Крупные банки обладают высокими рейтингами и способны привлекать иностранные инвестиции в собственные ценные бумаги, способствуя повышению капитализации всего финансового рынка.

Кроме положительного воздействия  на внутреннюю экономику стран базирования, ТНБ приносят собственным государствам дивиденды и во внешне экономической сфере. Большой размах бизнеса позволяет ТНБ занимать деньги других рынков и перераспределять их в пользу национального. Поддерживая национальный экспорт посредством документарных операций, банки способствуют национальному промышленному производству, что положительно влияет на промышленность и торговый баланс.

Поддержка национальных ТНБ помогает отстаиванию национальных экономических интересов. Приход ТНБ в любую страну мира, как правило, связан с соответствующим решением правительства, что является немаловажным фактором государственной политики.

Все более возрастающая роль ТНБ  в мировой банковской системе  позволяет лоббировать на государственном  и корпоративном уровнях, приобретать большее количество привилегий для своего бизнеса, увеличивая зависимость от них мировой финансовой системы.

ТНБ борются между собой за мировые  рынки и мировое лидерство. Так  европейские банки проводят большинство  своих операций в евровалюте, пропагандируя  ее, и способствуя ее большему распространению на мировом валютном рынке, что положительно сказывается на финансовой стабильности европейских стран. Это встречает активное сопротивление и противодействие со стороны конкурентов из США и Японии, а так же со стороны местных правительств и граждан.

Глобализация порождает ряд проблем, решение которых невозможно без участия государства. Так в условия повышенной кризисности мировых финансов усиливается необходимость контроля государства за деятельностью финансовой сферы, за иностранными инвестициями, налоговым регулированием, за финансированием социальных расходов и т. д.

Глобализация способствует сокращению государственной задолженности, предполагает снижение бюджетных дефицитов, проведение налоговых реформ, поддержанию привлекательности страны для международного капитала, повышения конкурентно способности ТНБ на мировом финансовом рынке, достижению макроэкономической стабильности, укреплению финансовой надежности государства, обеспечивает возможность свободного движения капитала.

Для обеспечения и сохранения стабильности на национальных финансовых рынках государству необходимо постоянное совершенствование финансовой системы, которое может осуществляться по следующим направлениям:

    • совершенствование и строгое исполнение банковского законодательства;
    • то же в отношении финансового рынка;
    • обеспечение прозрачности финансовой сферы;
    • создание и совершенствование инфраструктуры необходимой для функционирования финансовой сферы;
    • закрытие, а не поддержка слабых, и стимулирование достаточно устойчивых финансовых учреждений;
    • внедрение эффективных инструментов и механизмов операций в финансовом деле.

Государство должно четко и строго вести систему государственного воздействия на движение финансовых потоков внутри страны, а также на приток и размещение иностранного капитала. Бесспорно, необходимы следующие меры государственного регулирования:

    • создание благоприятных условий для инвестиций в секторы реальной экономики;
    • стимулирование прямых иностранных инвестиций, регулирование их отраслевой направленности;
    • ограничение притока иностранного краткосрочного капитала, жесткий контроль за его масштабами и формами использования;
    • оценка рисков, связанных с иностранными портфельными инвестициями;
    • сотрудничество с зарубежными органами финансового регулирования с целью формирования системы международного контроля за движением финансовых потоков12.

Информация о работе Роль транснациональных банков в международных валютно-кредитных отношениях