Рынок рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу какна один из ключевых ресурсов экономики. Тому свидетельство - рост роличеловеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. Возрастание роли человеческого фактора в современном производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих учёных мира.
Материальные вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы вусловиях рыночной экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1 Рынок рабочей силы и его место в рыночной экономике:
1.1 Экономическая сущность рынка рабочей силы…………………….5
1.2 Структура рынка рабочей силы……………………………………….9
1.3 Механизм функционирования рынка рабочей силы……………..14
1.4 Факторы, влияющие на рынок рабочей силы……………………….17

Глава 2 Особенности функционирования рынка рабочей силы в зарубежных странах:
2.1 Рынок рабочей силы в США………………………………………..24
2.2 Рынок рабочей силы в России……………………………………..28

Глава 3 Рынок рабочей силы в РБ:
3.1 Анализ состояния рынка рабочей силы в РБ……………………..33
3.2 Направления развития рынка рабочей силы в РБ…………………..38

Заключение………………………………………………………………..46

Список использованных источников……………………………………48

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая)))).docx

— 325.50 Кб (Скачать файл)

• международные организации, охватывающие персонал ООН и его специализированных учреждений (например, МОТ, ЮНЕСКО, ВТО и др.), который имеет высокий уровень профессиональной подготовки и оплаты труда;

• рабочая сила из развивающихся стран, которая представляет собой суммарный поток высококвалифицированной рабочей силы, получившей образование в развитых странах, и неквалифицированной рабочей силы, претендующей на рабочие места, которые не пользуются спросом со стороны местной рабочей силы. В этом сегменте имеет место как легальная, так и нелегальная миграция.

• сегмент информации, предъявляющий постоянный спрос на специалистов в области телекоммуникационных сетей и информационных технологий, статистики, финансов, образования и науки;

• беженцы (политические и экономические), находящиеся под давлением государственных властей, которые во всех странах пытаются сократить их численность,

В настоящее время для граждан  России западные страны остаются самыми привлекательными для проживания и  трудоустройства; Однако в этих странах  установлены законодательные ограничения  для иностранцев, в том числе  и россиян, регламентирующие право  на жительство и работу. Такое право  пока предоставляется лишь высококвалифицированным  специалистам, ученым, артистам и отдельным  спортсменам. Отметим, что представители  таких профессий, как программисты, электронщики, врачи, работники культуры и искусства, способны, как правило, выдержать конкуренцию на мировом  рынке труда.

В настоящее время Россия выступает  главным образом в качестве поставщика дешевой рабочей силы. Западные страны в основном используют рабочих и  специалистов из России на малоквалифицированных, сезонных и работах временного характера  в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но предложение подчас превышает спрос. Представители массовых профессий, по существу, неконкурентоспособны из-за своей недостаточной подготовки. Речь идет не только о специальной профессиональной подготовке в соответствии с международными требованиями, но и о формировании определенных навыков и качеств личности для успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке труда [23, с. 190-192].

Международный рынок труда формирует особый тип универсальной и гибкой рабочей  силы, сферой приложения которой становится мировое хозяйство. Проблема занятости  в современных условиях не может  решаться в отрыве от общемировых  процессов труда. В этой связи  вхождение России в мировой рынок, с одной стороны, поможет смягчить удары безработицы, а с другой — обмен трудовыми ресурсами России с другим и странами может стать эффективным способом подъема страны до уровня самых развитых стран мира. Однако присоединение России к мировому рынку труда потребует преодоления своего рода «барьера вхождения», чтобы сделать российских работников конкурентоспособными на данном рынке. Для этого, прежде всего, следует сформировать полноценный рынок труда в пределах самой России, который был бы способен обеспечить необходимую мобильность рабочей силы. Мобильность рабочей силы, и прежде всего миграция населения, являясь сложным и противоречивым процессом, оказывает серьезное влияние на социально-экономическое развитие страны. Приток мигрантов, будучи в целом крайне важным процессом для функционирования и развития государства, создает определенные проблемы как в социальной сфере (нагрузка на инфраструктуру, особенно в крупных городских агломерациях; повышение криминогенности и т. д.), так и в экономической сфере, влияя на уровень безработицы и занятость населения. В этой связи нельзя полагаться на саморегуляцию рынка труда. Необходимы меры по его регулированию в рамках государственной политики России.

Миграционные  процессы в России в последнее  десятилетие происходили под  влиянием двух противоречивых факторов — деструктивных и конструктивных. К деструктивным факторам относятся, прежде всего, распад СССР и сопровождающие его всплеск национализма, вооруженные этнические конфликты, политическая нестабильность, экономический кризис. Вместе с тем наряду с деструктивными появились и новые конструктивные факторы, такие, как переход к «политике открытых дверей», включение России в систему международной миграции, трансформация ее экономики в рыночную. В этой связи следует рассмотреть влияние международной миграции на формирование внутренних и международных рынков труда [23, с. 188-190].

Миграционная  стратегия России в значительной степени обусловливается перспективой демографической ситуации. По прогнозам  специалистов, после 2010 г. в России начнется стремительная естественная убыль трудоспособного населения — 1 млн. человек в год. Однако до 2011 г. убыль трудовых ресурсов сильно ощущаться не будет, несмотря на дефицитность ресурсов труда, поскольку она может быть компенсирована за счет сокращения накопленной безработицы и некоторого повышения пенсионного возраста. В то же время в условиях выхода страны из экономического кризиса единственным источником трудовых ресурсов в будущем может быть только иммиграция. Следовательно, перспективная миграционная политика России — это, прежде всего иммиграционная политика.

В настоящее время чистая миграция, являющаяся положительной для России, складывается главным образом за счет иммигрантов из стран СНГ и Балтии. Однако в последние годы наблюдается уменьшение потоков иммигрантов в Россию, что прежде всего обусловливается изменением политической и социально-экономической обстановки как в странах СНГ и Балтии, так и в самой России. Среди основных особенностей международной миграции, которые не могут не сказаться на российском рынке труда, отметим сокращение притока русских из стран СНГ и Балтии, ярко выраженный вынужденный характер миграции из этих стран, возобновление притока мигрантов всех без исключения титульных национальностей стран СНГ, большой приток временных трудовых и коммерческих мигрантов (помимо мигрантов, переезжающих на постоянное место жительства в Россию из стран СНГ), развитие незаконной иммиграции после введения закона о свободе въезда и выезда из России, масштабы которой оцениваются в 1 — 1,5 млн. человек.

Качественные  параметры иммигрантов как источника  пополнения трудового потенциала страны характеризуются достаточно высокой  долей лиц трудоспособного возраста с относительно высоким уровнем  образования. Так, высшее образование  среди них имеют 30%, среднее техническое  и незаконченное высшее — 20%, среднее  образование — 50%. Это значительно  превосходит соответствующие показатели по занятому населению в экономике России.

Иными словами, приток иммигрантов в Россию имеет целый ряд положительных  моментов, позволяющих смягчить ситуацию на рынке труда: с одной стороны, занять определенные ниши, которые  остаются незаполненными коренным населением России, с другой — в определенной степени возместить «утечку умов». Вместе с тем иммиграция имеет  и ряд негативных последствий, поскольку  сопровождается определенным усилением  безработицы в ряде регионов страны, снижением уровня оплаты труда, осложнением  жилищной проблемы, ухудшением криминогенной обстановки, которая во многом обусловливается увеличением в последнее время нелегальной трудовой миграции. Таким образом, миграция населения оказывает противоречивое влияние на положение на внутреннем рынке труда и в целом на социально-экономическое развитие страны. Это усугубляется тем, что миграционный обмен населения со странами дальнего зарубежья складывается в настоящее время не в пользу России. Отрицательное сальдо миграции с этими странами сокращается с 1991 г. Число выбывших превышает число прибывших. Отток населения в основном коснулся молодых специалистов, т. е. лучшей части трудового потенциала страны.

 

Выводы: в настоящее время российский рынок труда не  сбалансирован,  о чем свидетельствуют серьезный дисбаланс в первую очередь со стороны  спроса.

Кризис  в экономике,  закрытие  крупных  промышленных  предприятий  ведут  к безработице и одновременно к необходимости     широкомасштабной переквалификации значительной части рабочей силы. Особенно трудно  идут  эти процессы из-за слабой мобильности рабочей силы – переезд из города  в  город остается крупной проблемой. С другой стороны,  наблюдается  увеличение  доли занятости в тех отраслях, деловая активность в которых  выросла  в  связи  с рыночными преобразованиями. К таковым  относится,   главным  образом,  сфера услуг - сфера торговли  и  общественного  питания,  материально-технического снабжения  и  торгового  посредничества,  а  также   кредитно-финансовая   и страховая сфера.

В  России  идет  формирование  конкретных  механизмов  государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже  сделаны:

принят  Закон  о  занятости,  создана  государственная   служба   занятости, развертывается система  переподготовки  кадров,  официально  устанавливаются прожиточный минимум  и  минимальная  заработная  плата [10, с. 30-35]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 Становление и развитие рынка  рабочей силы в Республике Беларусь.

3.1 Анализ  состояния рынка рабочей силы  в Республике Беларусь.

Традиционный анализ развития белорусского рынка труда, основанный на изучении демографических тенденций, динамики численности и структуры занятых  и безработных, направлений деятельности органов государственной службы занятости Беларуси, нуждается в  продолжении для того, чтобы выделить его ключевые особенности в сравнении с рынками рабочей силы других стран и определить готовность к современным вызовам.

Главными особенностями рынка  рабочей силы Республики Беларусь являются:

  • Наличие специфических адаптационных механизмов в формировании предложения и спроса на совокупном рынке труда (высокий уровень занятости, значительная численность экономически неактивного населения, завышенный спрос на труд, жесткое законодательство о защите занятости). С одной стороны, это существенно повышает его социальную эффективность, но с другой – обусловливает нестандартное с позиций неоклассики поведение его основных элементов и свидетельствует о то, что с такими характеристиками ему будет сложно «вписаться» в глобальный рынок труда (см. таблицу 2) [5, с. 48].

 

Таблица 2–Количественная характеристика совокупного рынка труда Беларуси

Год

Уровень занятости, %

Удельный вес экономически неактивного  населения в численности труд ресурсов, %

Совокупный спрос на труд всего  тыс./% к уровню предыдущего года

Кол-во отработанного времени, час./Год

Совокупный оборот рабочей силы, %

Среднемесячная заработная плата, евро

Часовая ставка заработной платы, руб.

1995

75,4

22,64

3437,6

1760

34.3

Нет данных

Нет данных

2000

73,9

24,4

4109,6/119,5

Нет данных

47,6

53,7

Нет данных

2005

69,5

29,36

4136,5/100,6

Нет данных

50,4

182.1

Нет данных

2006

70,68

28,28

4287,8/103,6

1902

50,0

206.7

Нет данных

2008

71,22

27,9

4404,87/102,7

1890

50.1

241,6

4357

2010

73,49

25,8

4504,25/102,2

1899

52,7

300.5

5473

2011

74,23

25

4304/95,55

886

49,3

241,5

6194


Предложение на рынке рабочей силы Беларуси характеризуются:

временным ростом, ожидаемое в перспективе  его снижение ( под влиянием демографических факторов) компенсируется ростом экономической активности лиц, ранее не занятых ( инвалиды, пенсионеры, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет). Белорусский рынок рабочей силы выработал собственные адаптационные механизмы со стороны предложения труда, к которым относятся: значительная доля экономически неактивного населения в численности рудовых ресурсов ( несмотря на снижение в 2011 году она остается значительной), разрыв между уровнем официальной и фактической безработицей и развитие нестандартных форм занятости (неполной, вторичной, неформальной). К нестандартным относятся все формы занятости, которые отличаются от «стандартных» форм, закреплённых в законодательстве. Стандартной считается занятость по найму в режиме полного рабочего дня на основе трудового договора. Нестандартные формы занятости способствуют уменьшению напряженности на рынке рабочей силы, снижают уровень скрытой безработицы, так как расширяют возможности трудоустройства за счет гибкого использования рабочей силы (самозанятость, временная неполная занятость, телетруд, е-занятость, заемный труд).

Совокупный  спрос на труд в национальной экономике  РБ в целом за 2001-2011 годы возрос на 4,7%, а в течение 2011 годы сократился на 4,4%. Его отличительные характеристики: завышенный усилиями государства уровень  и ухудшение качества спроса на труд (среди свободных рабочих мест и вакансий доминируют предлагаемые с невысоким уровнем оплаты труда, то есть экономика генерирует так  называемые «рабочие места низкого  качества»).

Отличием  белорусского рынка рабочей силы от национальных рынков труда Центральной  и Восточной Европы является более  низкий уровень заработной платы.

При анализе численности безработных  в РБ следует учитывать три  потока граждан: обратившихся в службу занятости, признанных безработными в  течение года и состоящих на учете  на конец отчетного периода. За 1991-2011 годы параметры этих потоков возросли, нов разной степени. В целом возросла, достигнув максимума в 2005-2006 годах. Численность обратившихся в службу занятости, что в 2008 году составило 6,95% численности экономически активного населения, в 2010 году–7,18%. Увеличилось также число признанных безработными в течение года - практически на порядок (с 2,4 тыс. человек в 1991 году до 200,4 тыс. в 2008 году и 216,6 тыс. человек в 2011 году). Это составляет 4,5 % от численности экономически активного населения в 2011 году и характеризует реальные масштабы официальной безработицы в стране. Официальный уровень безработицы в 2011 году составил 0,9%. Таким образом, существует разрыв

Информация о работе Рынок рабочей силы