Рынок рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу какна один из ключевых ресурсов экономики. Тому свидетельство - рост роличеловеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. Возрастание роли человеческого фактора в современном производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих учёных мира.
Материальные вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы вусловиях рыночной экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1 Рынок рабочей силы и его место в рыночной экономике:
1.1 Экономическая сущность рынка рабочей силы…………………….5
1.2 Структура рынка рабочей силы……………………………………….9
1.3 Механизм функционирования рынка рабочей силы……………..14
1.4 Факторы, влияющие на рынок рабочей силы……………………….17

Глава 2 Особенности функционирования рынка рабочей силы в зарубежных странах:
2.1 Рынок рабочей силы в США………………………………………..24
2.2 Рынок рабочей силы в России……………………………………..28

Глава 3 Рынок рабочей силы в РБ:
3.1 Анализ состояния рынка рабочей силы в РБ……………………..33
3.2 Направления развития рынка рабочей силы в РБ…………………..38

Заключение………………………………………………………………..46

Список использованных источников……………………………………48

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая)))).docx

— 325.50 Кб (Скачать файл)

Основные  ориентиры реструктуризации определены Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь и предполагают развитие высокотехнологичного сектора,IT-технологий, нанотехнологий и прочее. Однако реальная готовность белорусских предприятий к инновационному развитию значительно снижена: сохраняются неэффективные рабочие места, устарела структура занятости, непривлекательна для инвестирования в человеческий капитал модель зарплатообразования. В процессе модернизации экономики главной задачей становится предотвращение и минимизация возможных последствий реструктуризации и оказание содействия в трудоустройстве работников, находящихся под риском увольнения.

Формированию  соответствующего нормативно-правового  поля призваны способствовать:

  • обновление Положения о взаимодействии органов государственной службы занятости, профессиональных союзов, кадровых, служб предприятий и других заинтересованных сторон при проведении социально ответственной реструктуризации предприятия и производств;
  • разработка комплекса методик - инвентаризации рабочих мест, определения структурно «больных» отраслей, проведения кадровой диагностики на уровне предприятий и организаций, разработки кадровой стратегии организации и ее взаимодействия с субъектами рынка труда и рынка образовательных услуг при модернизации рабочих мест;
  • организация опережающего обучения работников реструктурируемого предприятия;
  • разработка положения о принятии программы дополнительных мер по устранению напряженности на региональном рынке труда и программы мер содействия трудоустройству работников, находящихся под риском увольнения.

  В целях содействия повышению  качества и конкурентоспособности  рабочей силы на рынке труда  Республики Беларусь и обеспечения  национальной экономики кадрами  необходимой квалификации и уровня  подготовки необходимы:

  • разработка программы (концепции) согласования рынка образовательных услуг и рынка труда;
  • формирование центров содействия занятости молодежи (выпускников) в учреждениях образования;
  • создание качественной информационной базы, обеспечивающей мониторинг развития рынка образовательных услуг и рынка труда по согласованному перечню индикаторов.

В последние годы наметился устойчивый рост выпуска специалистов учреждений образования, который в разрезе  уровней подготовки не одинаков - в  учреждениях высшего и среднего специального образования объемы подготовки увеличиваются, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования сокращаются. Основными причинами, препятствующими оптимальному распределению учащихся по уровням подготовки, а впоследствии — эффективному трудоустройству выпускников учреждений образования, являются:

  • снижение привлекательности рабочих профессий среди молодежи, более низкий уровень заработной платы и непривлекательность условий труда;
  • недостаточная активность учреждений системы образования при изучении изменений требований к квалификации работников на рынке труда, емкости и развития самого рынка по конкретным профессиям и специальностям работников;
  • кадровая политика большинства организаций, ориентированная в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;
  • недостаточная проработанность спецификаций рабочих мест, особенно новых профессий и специальностей, в результате чего на одно рабочее место может претендовать как специалист с высшим, так и со средним специальным образованием;
  • отсутствие у многих выпускников учреждений образования необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства.

С учетом изложенного сокращение плана  приема в вузы не является решением данной проблемы. Анализ опыта работы образовательных учреждений в странах  ЕС показал эффективность разработки комплексных механизмов, способствующих согласованному развитию рынка образовательных  услуг и рынка труда. При этом имеются в виду нормативно-правовое обеспечение, финансовый механизм, наличие  специализированных служб, налаживание  тесных связей с нанимателями и проч., т.е. об ограничении доступности  к получению высшего образования  в этих странах речь не идёт. В  Европейской стратегии развития до 2020 г., ориентированной на повышение  образовательного уровня занятых, отмечается, что образование является очень  важным фактором роста производительности и может способствовать росту занятости индивидуальных доходов и удовлетворенности жизнью. Формой реализации таких механизмов может стать принятие программы согласования рынка образовательных у слуг и рынка труда. Это позволит консолидировать усилия министерств образования, труда и социальной защиты, экономики, региональных и отраслевых органов у правления, учреждений образования, работодателей в обеспечении своевременной подготовки кадров нужной квалификации и уровня для национальной экономики Республики Беларусь и их эффективного распределения по отраслям и сферам деятельности. Не менее важной задачей является разработка прогнозов спроса и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в разрезе профессий, специальностей, видов экономической деятельности, что позволит регулировать их путем дифференциации стоимости и сроков подготовки специалистов.

Представляется  целесообразной также активизация  поведения студентов и выпускников  образовательных учреждений на рынке  труда, перспективного планирования ими  своей профессиональной карьеры, что  возможно путем создания в учреждениях  образования центров содействия занятости молодежи. Среди задач таких центров - тесное сотрудничество с нанимателями, совместная разработка программ перспективного развития кадрового потенциала предприятий и формирования кадрового резерва.

При разработке региональных программ содействия занятости необходимо принимать  во внимание особенности и состояние  региональных рынков труда. Министерством  труда и социальной защиты Республики Беларусь уже составлен перечень городов и регионов, в которых  ситуация с занятостью и уровнем  жизни населения приобрела критический  характер, а традиционные меры по регулированию  рынка труда не дали положительных  результатов. Для тех региональных рынков труда, состояние которых  оценено как напряженное, целесообразно  разработать программу дополнительных мер по снижению напряженности. Так, для напряжённых рынков труда  моногорода рекомендуется разработка комплекса мероприятий по развитию кадрового потенциала, повышению  эффективности занятости на градообразующих  предприятиях района; содействию трудоустройству  работников, находящихся под риском увольнения; повышению качества кадрового  менеджмента. Данный комплекс мероприятий ориентирован на оказание комплексном поддержки работников градообразующих предприятии в преддверии и в процессе реструктуризации, на профилактику возможных негативных социальных ее последствий, сохранение социальной стабильности и повышение эффективности занятости на предприятиях и в регионе.

Мероприятия охватывают следующие направления:

  • профессиональное обучение и переобучение работников, содействие их самозанятости и реализации предпринимательских инициатив;
  • профилирование работников, находящихся под риском увольнения, для повышения эффективности предоставляемых им услуг и предотвращения их попадания в ряды безработных;
  • содействие трудоустройству работников, в том числе относящихся к категории лиц с ограниченной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих наибольшие трудности в поиске работы и трудоустройстве;
  • социальная поддержка работников предпенсионного возраста;
  • организация оплачиваемых общественных работ;
  • стимулирование приема увольняемых работников на новые рабочие места в другие организации, в том числе с переселением в сельскую местность, организация лизинга персонала;
  • оказание профориентационных, консультативных и информационных услуг.

Принципиально значимым этапом развития, рынка труда  Республики Беларусь на 2011- 2015 гг. является реализация комплекса мероприятий  по повышению эффективности кадрового  менеджмента на белорусских предприятиях. Повышению эффективности рынка  труда должно способствовать дальнейшее совершенствование его институционального строения, основными направлениями которого выступают:

• совершенствование законодательства о высвобождении избыточной численности работников в части введения категории работников, находящихся под риском увольнения, для оказания им комплекса услуг государственной службы занятости совместно с нанимателями, минуя состояние безработицы;

• укрепление потенциала государственных и негосударственных структур, занимающихся устранением дисбалансов между рынком образовательных услуг и рынком труда;

• создание центров содействия занятости молодежи в учреждениях образования;

• укрепление и консолидация усилий служб профессиональной ориентации в структуре органов Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты, учреждений образования всех у ровней подготовки, помогающих в выборе уровня подготовки, учебного заведения, соответствующих личностным интересам абитуриентов и перспективным потребностям национальной экономики в кадрах различного уровня подготовки;

• расширение функций кадровых служб предприятий (особенно градообразующих), усиление связей с учреждениями образования и органами государственной службы занятости для обеспечения комплектования предприятия кадрами необходимой квалификации, специальности и уровня подготовки, обеспечивающих инновационное развитие предприятия и укрепление его конкурентных преимуществ за счет эффективного использования человеческого капитала;

• организация подготовки специалистов кадровых служб предприятий, организация повышения квалификации и переподготовки работников кадровых служб предприятий;

• содействие развитию социального диалога в области профессиональной подготовки на уровне предприятия, отраслевом и национальном уровнях для соблюдения интересов и прав работников в обучении и трудоустройстве, в целях повышения потенциала и расширения возможностей его участников при согласовании интересов рынка образовательных услуг и рынка труда, минимизации социальных издержек реструктуризации [5, с. 51-55].

Выводы: исследования показали, что в зависимости от складывающейся ситуации на рынке труда в отдельных регионах и отраслях экономики следует осуществлять целенаправленную реализацию специального комплекса тех или иных мер государственного регулирования, направленных на увеличение предложения рабочей силы по отдельным категориям трудоспособного населения или, наоборот, на ее сокращение. Признавая несомненные преимущества сложившейся модели рынка труда в Беларуси (социальная устойчивость, высокая социальная эффективность, наличие активной политики занятости), отметим, что пришло время для ее обновления. В первую очередь это касается необходимости повышения экономической эффективности занятости, что актуализирует задачи модернизации, реструктуризации и инновационного развития белорусской экономики, повышения активности нанимателей на рынке труда и рынке образовательных услуг, согласования отраслевой и региональной политики занятости, устранения диспропорций в структуре подготовки специалистов по профилям специальностей и профессий, развития институционального строения рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы и предложения.

Трудовые  ресурсы на современном этапе  играют решающую роль в подъеме и  повышении эффективности производства и решении социальных проблем. Человеческий фактор повсеместно является общепризнанным в деле инновационного развития отечественной  экономики.

К рабочей силе начинают предъявляться  совершенно новые, по  сравнению с прошлым, требования: участие  в  развитии  производства  практически  на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро  меняющейся  по своим  характеристикам  и  технологически  все  более  сложной  продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.

В  новых,  более  эффективных  организационных  условиях   происходит соединение рабочей  силы  и  рабочих мест,  включение в инновационно–производственный процесс творческого потенциала трудящихся,  подготовка  и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.

Рынок  рабочей силы  становится  важнейшим звеном  национальной  и мировой рыночной цивилизации, на  нем  формируются  трудовые  ресурсы  творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о  той  или иной форме инициативы, производственной  самостоятельности,  стремлении  к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

Признавая несомненные преимущества сложившейся модели рынка труда в Беларуси (социальная устойчивость, высокая социальная эффективность, наличие активной политики занятости), отметим, что пришло время для ее обновления. Во-первых, это касается необходимости повышения экономической эффективности занятости, что актуализирует задачи модернизации, реструктуризации и инновационного развития белорусской экономики, повышения активности нанимателей на рынке труда и рынке образовательных услуг, согласования отраслевой и региональной политики занятости, устранения диспропорций в структуре подготовки специалистов по профилям специальностей и профессий, развития институционального строения рынка труда.

Во-вторых, принципиально значимым этапом развития, рынка труда Республики Беларусь на 2011— 2015 гг. является реализация комплекса мероприятий по повышению эффективности кадрового менеджмента на белорусских предприятиях. Повышению эффективности рынка труда должно способствовать дальнейшее совершенствование его институционального строения.

Информация о работе Рынок рабочей силы