Рынок рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу какна один из ключевых ресурсов экономики. Тому свидетельство - рост роличеловеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. Возрастание роли человеческого фактора в современном производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих учёных мира.
Материальные вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы вусловиях рыночной экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1 Рынок рабочей силы и его место в рыночной экономике:
1.1 Экономическая сущность рынка рабочей силы…………………….5
1.2 Структура рынка рабочей силы……………………………………….9
1.3 Механизм функционирования рынка рабочей силы……………..14
1.4 Факторы, влияющие на рынок рабочей силы……………………….17

Глава 2 Особенности функционирования рынка рабочей силы в зарубежных странах:
2.1 Рынок рабочей силы в США………………………………………..24
2.2 Рынок рабочей силы в России……………………………………..28

Глава 3 Рынок рабочей силы в РБ:
3.1 Анализ состояния рынка рабочей силы в РБ……………………..33
3.2 Направления развития рынка рабочей силы в РБ…………………..38

Заключение………………………………………………………………..46

Список использованных источников……………………………………48

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая)))).docx

— 325.50 Кб (Скачать файл)

между численностью безработных. Состоящих  на учете на конец года, и их реальным объемом, с которым работает государственная  служба занятости в течение года;

  • Особенности использования человеческих ресурсов на предприятиях. Речь идет о значительном превышении фактической численности занятых над экономически обоснованной, об использовании устаревших технологий кадровой работы, слабо мотивирующих к высокопроизводительному труду. Ситуация усугубляется достаточно пассивной позицией кадровых служб, деятельность которых сконцентрирована  в основном на выполнении делопроизводственных функций. Количество отработанных часов при некотором снижении в 2011 году в целом за период 1996-2011 годы возросло на 7,15% и остается значительным. Высокий оборот рабочей силы на предприятиях (около 50% и выше в отдельные периоды) свидетельствует о существенной мобильности рабочей силы, причины которой могут быть в неудовлетворенности рабочими местами (ограничение со стороны спроса);
  • Региональная дифференциация рынка рабочей силы, обусловленная различиями между рынками рабочей силы крупного и малого городов, индустриальным и аграрным рынком рабочей силы, контрастами между городским и сельским рынками рабочей силы. Рынки труда малых городов и сельскохозяйственные рынки слабо диверсифицированы, поэтом риски незанятости на них выше по сравнению с диверсифицированными рынками труда. На сельских рынках рабочей силы уровень занятости и экономической активности населения ниже, а институциональное строение намного беднее. С учетом этого областной срез при анализе региональных проблем занятости в Беларуси не отражает всех проблем в сфере занятости. На совокупном рынке труда Беларуси существуют устойчивые региональные сегменты, имеющие особенности в механизмах формирования спроса и предложения труда;
  • Возрастающий профессионально-квалификационный дисбаланс между спросом на труд и его предложением. Несмотря на то, что в структуре спроса по-прежнему доминируют рабочие специальности, растет спрос на специалистов. За последние годы в белорусской экономике значительно увеличились масштабы высшего образования, сократились объемы подготовки рабочих в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. Дефицит рабочих и относительный избыток отдельных профессий специалистов обусловлены не только факторами со стороны предложения труда, но и неверными ценовыми и неценовыми сигналами предприятий на рынок туда;
  • Неразвитое институциональное строение рынка рабочей силы на региональном уровне (представлено органами государственной службы занятости), его институциональная жесткость. Рынок рабочей силы в Беларуси можно считать гибким в части широкой практики применения срочных трудовых контрактов, использование режимов неполного рабочего времени, подвижного механизма ценообразования. Но эта гибкость во многом достигается вследствие развития неформального рынка рабочей силы, связанного с занятостью без оформления трудовых отношений, а также слабым инфорсментом трудовых отношений на негосударственных, особенно малых и средних предприятиях. Рынок труда в Беларуси можно считать жестким в отношении численности занятых, процедуры высвобождения, регистрации и получения статуса безработного, сильного инфорсмента трудовых отношений на государственных предприятиях. Институциональное строение способно оказать значительное позитивное воздействие на эффективность рынка рабочей силы, поскольку предполагает приспособляемость организаций к решению насущны задач этого рынка [5, с. 48-50].

Для белорусского рынка труда так  же характерна жесткость номинальной  заработной платы, так как на протяжении 2001-2010 годов она росла синхронно  и даже несколько быстрее, чем  уровень инфляции, измеренный по ИПЦ (индекс потребительских цен). Реакция  номинальной заработной платы на динамику ВВП и производительности труда подтверждает гипотезу о ценовой  жесткости белорусского рынка труда. Которая обусловлена не столько  применением ЕТС (как это принято  считать), сколько институциональными особенностями контроля над ростом заработной платы. Между приростом  номинальной заработной платы и  численностью занятых в экономике связь обратно пропорциональная, средней силы, что подтверждает наличие на белорусском рынке рабочей силы традиционно рыночной зависимости между ценой труда и ресурсами труда. То есть рынок рабочей силы Беларуси стал гибче.Динамика ресурсов труда неоднозначна – изменения численности занятых в экономике достаточно умеренные, но уровень занятости и уровень безработицы достаточно подвижны (см. таблицу 3) [6, с. 26].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3–Оценка количественной и функциональной гибкости рынка рабочей силы РБ

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Уровень занятости,%

72,69

71,7

70,64

69,8

69,5

70,6

71,2

73,4

74,2

76,7

Численность занятых в экономике,% к предыдущему году

99,5

99,2

99,1

99,5

100,8

102,3

101,0

102,0

100.7

100,2

Уровень безработицы,%

2,3

3,0

3,1

1,9

1,5

1,2

1,0

0,8

1,0

0,7

Совокупный  оборот рабочей силы, % к численности  занятых

46,1

45,3

45,8

49,2

50,4

50,0

50,1

52,7

49,3

50,1

Удельный все работников, охваченных режимом неполной вынужденной занятости,% к среднесписочной численности работников

12.8

13,5

10,9

6.8

6,1

4,5

3.5

3,8

10,1

3,0


 

Дополнительные  индикаторы, характеризующие поведение  ресурсов труда (число отработанных часов, размер неполно  вынужденной занятости, совокупные затраты труда), подтверждают вывод о достаточной гибкости ресурсов труда. Затраты на персонал так же демонстрируют определенную гибкость, так как они прирастали в течение 2007-2010 годов несколько медленнее чем ВВП, производительность труда и инфляция (см. таблицу 4) [6, с. 27].

 

 

 

 

Таблица 4–Динамика затрат труда на рынке труда РБ,% к предыдущему году

Показатель

2007

2008

2009

2010

Темпы прироста (снижения) совокупных затрат труда

0,4

2,5

0,03

-5,38

Темпы прироста совокупных затрат труда в  промышленности

1,15

1,4

-6,36

4,28

Затраты работодателя на персонал (на один отработанный чел-час, тыс. руб.)

7,1

9,0

Нет данных

12,4


 

То  есть особенность ценовой гибкости рынка рабочей силы в Беларуси состоит в сочетании жесткости  заработной платы с гибкостью  затрат на персонал (в них заработная плата – только одна статья затрат, следовательно подвижными являются другие статьи затрат на персонал). Рынок  рабочей силы Беларуси не является слишком жестким. Ему присущи  элементы  ценовой, и количественной, и функциональной гибкости. В нем  жесткость институционального строения сочетается с достаточно высокой  подвижностью ресурсов труда и цены труда. [6, с. 27].

Таким образом, признавая несомненные  преимущества сложившейся модели рынка  труда в Беларуси (социальная устойчивость, высокая социальная эффективность, наличие активной политики занятости), отметим, что пришло время для  ее обновления. В первую очередь это касается необходимости повышения экономической эффективности занятости, что актуализирует задачи модернизации, реструктуризации и инновационного развития белорусской экономики, повышения активности нанимателей на рынке труда и рынке образовательных услуг, согласования отраслевой и региональной политики занятости, устранения диспропорций в структуре подготовки специалистов по профилям специальностей и профессий, развития институционального строения рынка труда.

 

 

3.2 Направления  развития рынка рабочей силы в РБ

 

Изменение качества мировой динамики и новые  задачи, появляющиеся под влиянием процессов глобализации, европейской  интеграции и мирового финансово-эконмического  кризиса, предопределяют необходимость  модернизации приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, в том числе приоритетов развития национального рынка труда. [21, с. 136].

Ежегодно  принимаемые программы занятости  населения в определенной мере учитывают  перечисленные особенности рынка  рабочей силы Беларуси, но приоритетными  в них остаются такие задачи, как  содействие занятости граждан, обратившихся за помощью в органы государственной  службы занятости. Безусловно, это очень  важно, но в современных условиях явно недостаточно. В осуществлении  государственной политики на рынке  труда РБ нужен принципиально  новый подход. Она должна быть нацелена на повышение экономической эффективности  занятости, обеспечение кадровой поддержки  инновационного развития организаций  в условиях их реструктуризации, минимизацию  социально-негативных издержек реструктуризации, профилактику роста безработицы  и нивелирование е последствий  с учетом региональных особенностей

Достижение  поставленных целей предполагает реализацию следующих задач:

  • Содействие росту занятости на основе создания экономически эффективных рабочих мест в инновационном секторе экономики, оказание помощи предприятиям в минимизации социальных издержек при осуществлении реструктуризации, повышение эффективности использования рабочей силы на микро - и региональном уровнях через кадровые службы предприятий, а также качество кадровой диагностики и внедрения инновационных форм кадровой работы;
  • Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, обеспечение соответствия структуры рабочей силы структуре рабочих мест с учетом перспективных направлений развития экономики и реструктуризации;
  • Реализация активной политике на рынке рабочей силы, предотвращение маргинализации разных социальных групп, содействие расширению возможностей трудовой активности для лиц с ограниченной конкурентоспособностью (инвалиды, молодёжь, женщины, лица пенсионного возраста и желающие работать.);
  • Совершенствования инфраструктуры рынка рабочей силы, содействие снижению институциональных барьеров для развития занятости и самозанятости граждан, усиление взаимодействия и консолидация усилий субъектов рынка рабочей силы в устранении дисбалансов; [5, с. 51].

Основные  меры, которые необходимо предпринять  по модернизации рынка рабочей силы Республики Беларусь в целях повышения  эффективности занятости и интеграции в мировое хозяйство, должны быть встроены в единую многоуровневую комплексную  систему программ и прогнозов, как  это предусмотрено в законе «  О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ» (см. таблицу5) [5, с. 52].

 

Таблица 5 – Основные направления государственной политики занятости на 2011-2015 годы

Наименование мероприятия

Форма реализации

Содействие повышению уровня занятости  и обновлению ее структуры на основе реструктуризации в соответствии с  задачами инновационного развития, учитывая глобализацию и интеграционные процессы в мире.

Программа социально ответственной  реструктуризации отраслей и производств

 

Обучение администрации  предприятий технологии социально  ответственной реструктуризации

Содействие совершенствованию предложения  рабочей силы на рынке труда для  обеспечения потребности инновационного развития национальной экономики квалифицированными кадрами, преодоление нехватки квалифицированной  рабочей силы и не востребованности (безработицы) среди выпускников.

Программа согласования рынка образовательных  услуг и рынка рабочей силы, организация опережающего обучения, переподготовки и повышения квалификации работников, повышение квалификации сотрудников кадровых служб предприятий

Усиление регионализации мер государственной  политики занятости.

Разработка и принятие дополнительных мер по снятию напряженности на региональных рынках рабочей силы, состояние которых  оценено как напряженное или  критическое

Повышение гибкости рынка рабочей  силы

Развитие нестандартных форм занятости, е-занятости, либерализация законодательства о защите занятости и механизма  зарплатообразования, нормативно-правовое оформление лизинга персонала, дифференцированное снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы, формирование служб аутплейсмента на предприятиях

Совершенствование институционального строения рынка рабочей силы

Организация центров содействия занятости  молодежи в учреждения образования, совершенствование информационной базы данных на рынке рабочей силы и ее гармонизация с международной  статистикой труда, расширение перечня  задач профсоюзов и активизация  кадровых служб предприятий

Информация о работе Рынок рабочей силы