Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы автор ставит – исследование проблемуы формирования и развития рынка труда в условиях переходной экономике. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции и особенности формирования рынка труда;
-исследовать особенности функционирования рынка труда в трансформационной экономике в Республике Беларусь;
-проанализировать состояние, цели, проблемы и перспективы рынка труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики;
- анализ эффективности мер государственного регулирования рынка труда в Беларуси.

Содержание

Введение
1 Сущность рынка труда, структура, государственное регулирование
Структура и инфраструктура рынка труда
Организация предложения и формирование спроса на труд
Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
Анализ развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ динамики развития рынка труда в Республике Беларусь
Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Анализ основных направлений совершенствования рынка труда в Республике Беларусь
Анализ перспектив развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ механизмов государственного регулирования рынка труда
Права профсоюзов в сфере регулирования трудовых отношений
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике.docx

— 92.87 Кб (Скачать файл)

3. Инвестиционная ситуация является  одним из наиболее длительно  действующих факторов рынка труда.  В отличие от спада производства, который приводит к временному  недоиспользованию рабочих мест, недостаток капитальных вложений  подрывает на несколько лет  вперед воспроизводство системы  рабочих мест. Это в равной  степени актуально на федеральном  и региональном уровнях регулирования  экономики. 

4. Процессы банкротства и санации  несостоятельных предприятий в  настоящее время весьма незначительны.  При ужесточении финансово-кредитной  политики и начала действительной  реализации Закона о несостоятельности  (банкротстве) скрытая безработица  грозит перейти в реальную. Учитывая  наличие в стране значительного  количества монопольных и градообразующих  предприятий и организаций, проведение  мероприятий по ликвидации убыточных  производств должно быть тесно  увязано с решением социальных  проблем по высвобождению и  перераспределению работников, определению  правовых условий смены собственника  на том или ином убыточном  предприятии, нахождению финансовых  средств для обеспечения минимальных  социальных гарантий высвобождаемым [12, с. 66].

Таким образом, структура экономики  и занятости, имевшая перекосы и  в прошлом, под действием макроэкономических факторов подвергается дальнейшим искажениям, снижающим экономическую активность и качество жизни.

В настоящий момент инфраструктура рынка труда представлена следующими звеньями: инфраструктура рынка трудового  посредничества (в лице государственной  службы занятости и частных посреднических организаций), инфраструктура внутрифирменного (внутриотраслевого) регулирования  трудовых отношений (в лице различных  профессиональных союзов и ассоциаций, комиссий по трудовым спорам и т.д.), инфраструктура регулирования миграционных процессов (в лице миграционной службы), инфраструктура профессионального  и дополнительного образования (государственные  и негосударственные образовательные  учреждения). Ряд элементов - законодательные  структуры, организации, занимающиеся изучением конъюнктуры рынка  труда, выработкой единой политики и  разработкой программ - обслуживают  функционирование всей инфраструктуры рынка.

 

 

1.2 Организация предложения и формирование спроса на труд

 

На рынке труда формируются  спрос, предложение и цена на рабочую  силу. Субъектами предложения на рынке  труда выступают домашние хозяйства (отдельные работники и их ассоциации — профсоюзы). Предложение труда — количество часов, которое население желает работать с целью получения доходов. Количество нанимаемых предпринимателями работников определяется реальной заработной платой. Предложение труда находится в прямой зависимости от величины реальной заработной платы. Кроме того, предложение труда определяется рядом неэкономических факторов. Такими факторами являются:

1. Общая численность населения. О динамике общей численности населения, о сегодняшних и будущих трудовых ресурсах страны судят по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста населения, продолжительности жизни.

2. Численность активного трудоспособного населения. Трудовые ресурсы — часть населения страны, обладающая физическими и умственными способностями, необходимыми для трудовой деятельности. Большую часть трудовых ресурсов составляет население в трудоспособном возрасте.

К экономически активному населению относятся все лица, которые участвуют в производстве товаров и услуг. Это занятые и ищущие работу лица. Экономически активное население мира в среднем составляет 45 % всего населения.

3. Количество отработанного времени. Предложение труда зависит от среднего количества часов, отработанных рабочими за определенный период (неделю, месяц, год). Работник сам определяет, сколько времени он хотел бы работать, а сколько отвести для альтернативных видов деятельности (учеба, досуг). В экономической литературе в последнее время появилось понятие «шведской безработицы». Суть этого явления состоит в том, что шведы вместо обычных одиннадцати месяцев в году в среднем трудятся только десять.

4. Качественные параметры труда. Качественными характеристиками труда являются уровень образования и квалификации работников, производительность труда, специализация и пр. По уровню образования мы можем сравниться со станами-лидерами.

5. Иммиграция. Миграция трудовых ресурсов — перемещение трудоспособного населения из одних территорий в другие с переменой места жительства и места приложения труда. Очевидно, что приток иммигрантов трудоспособного возраста в страну увеличивает предложение рабочей силы на рынке труда [12, с. 72].

Каждый человек стоит перед  дилеммой: больше отдыхать или больше трудиться. Чем больше он трудится, тем больший доход имеет и  тем большее количество потребительских  благ может приобрести. Повышающаяся заработная плата стимулирует работника к труду лишь до определенного предела. Рост ставки заработной платы увеличивает альтернативную стоимость труда. Каждый час свободного времени воспринимается работником как упущенная выгода. Следовательно, он стремится больше трудиться и замещает досуг потребительскими благами, которые может приобрести на возросшую заработную плату. Суть эффекта замещения заключается в увеличении предложения труда отдельного работника по мере роста заработной платы. Суть эффекта дохода состоит в том, что по мере роста заработной платы предложение труда отдельного работника сокращается. Следовательно, эффект замещения от повышения заработной платы приведет к росту предложения труда, а эффект дохода выразится в его сокращении.

 

1.3 Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости

 

Рынок труда относится к разряду  наиболее регулируемых в современных  условиях - со стороны профсоюзов, государства  и корпораций. Это объясняется  спецификой фигурирующего на нем товара:

- купля-продажа рабочей силы производится в форме найма на более или менее продолжительный период времени. После заключения трудового договора работник уже не находится в прямой зависимости от конъюнктуры рынка труда;

- трудовые отношения включают в себя кроме экономических (связанных с эффективностью производства) еще и социально-политические, а также морально-этические аспекты. Данное обстоятельство во многом объясняет тот особый интерес, с которым представители различных научных школ обсуждают пути устранения вынужденной безработицы [15, с. 298].

Особое влияние на функционирование современного рынка труда оказывает государство. При этом следует учитывать, что забота государства в рыночной экономике (в отличие от экономики командной) вовсе не состоит в обеспечении рабочим местом каждого трудоспособного человека. В каждый данный момент существует некий естественный уровень безработицы. Государственная регламентация рынка труда направлена лишь на поддержание нормального по критериям рыночного хозяйства соотношения спроса на труд и его предложения. Государство понимает, что если завышен спрос на труд, то неизбежным становится чрезмерный рост уровня заработной платы, что подрывает конкурентоспособность отечественной экономики. Если же, наоборот, предложение труда в стране чрезмерно, то неминуемы подрывающий социальную стабильность общества рост безработицы, сокращение потребительского спроса, налоговых поступлений в бюджет, наращивание социальных расходов государства, а значит, нарастание бюджетного дефицита. Вторгаясь в сферу занятости в рыночной экономике, государство должно постоянно осознавать, что сокращение безработицы чревато увеличением инфляции. А потому желательно применение не любых способов регулирования занятости, а лишь тех, которые, увеличивая число рабочих мест, одновременно являются нейтральными в инфляционном отношении или хотя бы вызывают минимальные инфляционные последствия [15, с. 299].

Государственная политика занятости  сводится к двум основным направлениям:

- регулированию уровня и продолжительности безработицы (активная политика занятости);

- социальной защите пострадавших от нее людей (пассивная политика занятости).

Активная политика занятости включает комплекс государственных действий, направленных на искоренение глубинных причин, вызывающих к жизни вынужденную безработицу. Данная безработица представляет собой разницу между безработицей фактической и естественной (соответствующей уровню полной занятости). При этом существуют 2 варианта ликвидации данного разрыва:

- путем подтягивания фактической занятости к уровню полной (например, от 90 %-го к 93 %-му ее уровню);

- путем приближения полной занятости к фактической (через повышение естественного уровня безработицы, скажем, от 4 до 7%).

Важнейшей причиной безработицы выступает  спад производства, сокращающий в  каждой стране потребность в рабочей  силы в некой пропорции (по аналогии с американским правилом Оукена). Если каждый "лишний", превышающий уровень  полной занятости процент безработицы  чреват, скажем, недопроизводством  ВНП в размере 2 -2.5 %, то из этого  вполне логично вытекает, что для  сокращения вынужденной безработицы  на 1% требуется экономический рост в 2- 2.5 %. Однако в экономике, развивающейся  по интенсивному пути, где неуклонно  повышается уровень производительности общественного труда, реально безработица  может сократиться на 1% при 4-5 процентном экономическом росте [15, с. 232].

Под активной политикой занятости  понимаются:

- меры по изменению структуры спроса на рабочую силу за счет сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест;

- меры по регулированию предложения и повышению качества рабочей силы за счет ее подготовки;

- меры по поощрению мобильности рабочей силы за счет ее трудоустройства, профориентации и стимулирования.

Целью осуществления активной политики занятости является превращение  реальной безработицы в естественную - и по уровню, и по продолжительности. Если эта цель достигнута, и текущая  безработица не превышает ее естественного уровня, то правительство может бездействовать на рынке труда во избежание порождающей инфляционный эффект сверхзанятости: необходимо оставить рыночный механизм в покое.

Рецепты устранения высокой скрытой  безработицы примерно те же, что  и устранения подавленной инфляции. Единственный выход - превращение скрытой  безработицы в открытую (технологическую, структурную и т.п.), а затем  в сочетании с укреплением  рыночных механизмов начинают применяться  средства борьбы с вынужденной безработицей. Важно подчеркнуть, что процесс "вскрытия" безработицы должен - особенно в переходной экономике - занять значительный временной отрезок. Ведь даже фиктивные рабочие места приносят какие-то доходы их обладателям, а значит, ликвидация этих рабочих мест есть заметная обуза для государственного бюджета (сокращение налоговых поступлений и расширение социальных расходов).

Государство как субъект активной политики на рынке труда:

- предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики;

- регулирует спрос на рабочую силу в частном секторе (например, через налоговые льготы предпринимателям, принимающим на работу наименее защищенные социальные группы);

- ограничивает предложение рабочей силы (например, через регулирование численности армии и студенчества как некого резерва рабочей силы).

Меры государственного регулирования  занятости:

- организация и совершенствование системы информации о свободных рабочих местах с целью сокращения времени, в течение которого человек занят поисками работы. В связи с этим налаживание работы бирж труда;

- подготовка, профессиональное обучение и переквалификация кадров;

- постоянный контроль состояния рынка рабочей силы, его неуклонно проводимая демонополизация. Главным монополистом на рынке труда в современной рыночной экономике являются профсоюзы. Они регулируют рынок труда, воздействуя и на спрос, и на предложение рабочей силы. Объекты регулирования: уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.

- создание новых рабочих мест в государственном и частном секторах, в том числе путем организации общественных работ;

- стимулирование разработки новых технологий, освоение которых сулит дополнитель-ные рабочие места, а также развития трудоемких отраслей (прежде всего сферы услуг);

- всемерная поддержка малого бизнеса (особенно в сфере услуг), в котором создается большая часть рабочих мест. Так, в Японии и Южной Корее создаются значительные государственные фонды льготного кредитования малого и среднего частного бизнеса. Разрабатываются и программы, поощряющие занятия бизнесом лицами, потерявшими работу. Так, в Великобритании безработный, решивший стать предпринимателем, по закону 1985 г. получал субсидию в размере 40 ф. ст. в неделю в течение года. При этом отмечался очень высокий коэффициент выживания фирм, созданных безработными;

- разработка и реализация целевых программ - как регионального характера, так и облегчающих трудоустройство наиболее социально уязвимых групп населения. В последние годы стали создаваться так называемые предпринимательские зоны в депрессивных районах, где бизнес максимально освобожден от налоговых ограничений и бремени юридических регламентаций.

Тенденцией последних лет является нацеленность активной политики занятости  на строго определенные категории безработных, ее селективность. Две группы являются предметом особой озабоченности  государства - молодежь и хронически безработные [15, с. 234].

Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике