Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы автор ставит – исследование проблемуы формирования и развития рынка труда в условиях переходной экономике. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции и особенности формирования рынка труда;
-исследовать особенности функционирования рынка труда в трансформационной экономике в Республике Беларусь;
-проанализировать состояние, цели, проблемы и перспективы рынка труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики;
- анализ эффективности мер государственного регулирования рынка труда в Беларуси.
Введение
1 Сущность рынка труда, структура, государственное регулирование
Структура и инфраструктура рынка труда
Организация предложения и формирование спроса на труд
Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
Анализ развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ динамики развития рынка труда в Республике Беларусь
Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Анализ основных направлений совершенствования рынка труда в Республике Беларусь
Анализ перспектив развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ механизмов государственного регулирования рынка труда
Права профсоюзов в сфере регулирования трудовых отношений
Заключение
Список использованных источников
3.2 Анализ механизмов
Совершенствование механизмов отраслевых перемещений в экономике республики связано с решением следующих проблем. Во-первых, от соотношения производственной и непроизводственной сфер на уровне 45,3 : 54,7 необходимо перейти к соотношению 40 : 60.
Во-вторых, необходимо избавиться от топливно-сырьевой и материально-технической зависимости республики, от поставок ресурсов извне с переходом на внедрение ресурсосберегающих технологий. В этой связи предполагается сокращение производства энергоемкой и материалоемкой продукции, перепрофилирование значительной части энергоемких производств. Конверсию оборонного комплекса предполагается осуществлять в направлении переориентации на ускоренное освоение и расширение выпуска товаров и услуг, систем и технологий гражданского назначения.
В-третьих, тенденция уменьшения
доли работников материальных отраслей
по сути своей прогрессивна, что
подтверждается зарубежным опытом. Однако
нужно иметь в виду, что передвижение
занятых из производственной в непроизводственную
сферу прогрессивно лишь в том
случае, когда оно определяется не
уменьшением объемов
В-четвертых, при управлении
занятостью в отраслях материального
производства необходимо учитывать
материально-техническую
В-пятых, приоритеты заработной
платы необходимо смещать таким
образом, чтобы заинтересовать работников
в таких трудовых перемещениях, которые
соответствуют прогрессивным
Все это должно приводить
к своевременному соответствующему
изменению степени
Ключевой элемент
В различных странах
Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях повышения инвестиционной активности необходимо:
1. Расширение источников
инвестиций, в том числе за
счет привлечение в
2. Требуется активное
участие государства в
3. Совершенствование налоговой
политики. Налоги на доходы, предназначаемые
на капиталовложения, должны быть
значительно ниже, чем на текущее
потребление. Налоговая
Особо полезен для нашей страны опыт России, где разработана Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 2002 - 2006 годы.
Программа ориентирована на существенную модернизацию занятости населения на основе роста выпуска продукции конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий.
В Беларуси также назрела
настоятельная необходимость
- обеспечение правовых, экономических
и организационных условий для
создания и сохранения рабочих,
- регулирование рынка
труда и повышение
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- повышения качества
- предотвращение роста
и сокращение вынужденной
Программа предполагает определение
потребности в создании рабочих
мест, повышение эффективности
Инструментом реализации
Программы должна явиться Генеральная
схема создания рабочих мест, отражающая
общие потребности населения
в рабочих местах, структуру имеющихся
рабочих мест, а также необходимое
количество дополнительных рабочих
мест. Генеральная схема позволит
обеспечить координацию усилий государственных
органов в вопросах создания рабочих
мест как в количественных, так
и в качественных аспектах. Важнейшим
условием обеспечения занятости
населения, повышение
Для повышения
Западной Европы. В основе
системы лежит учебная
- достаточно быстрая реакция
на структурные сдвиги в
- возможность обучения
лиц, различных по уровню
- возможность самостоятельного индивидуального обучения;
- ориентация на конечный результат.
Проект внедрения модульного
обучения в ряде регионов России и
странах, был разработан Международным
центром развития модульной системы
обучения (МЦРМСО) при активной поддержке
МОТ. Его цель - укрепление учебно-методической,
технической и правовой базы подготовки
специалистов для новых рыночных
структур. Применение модульной системы
обучения в Беларуси позволит, особенно
в перспективе, при ускорении
технологических и структурных
изменений в экономике более
гибко реагировать на потребности
предприятий в
Учитывая сложность ситуации
на рынке труда в Республике Беларусь,
большие масштабы скрытой безработицы,
превышение спроса над предложением
рабочих мест, необходимо: сосредоточить
внимание на решении следующих
Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях. На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.
Таким образом, положение
дел на рынке труда необходимо
рассматривать как сложную
3.3 Права профсоюзов в сфере регулирования трудовых отношений
Все права профсоюзов классифицируются по сфере их деятельности. При этом основными (статутными) правами профсоюзов являются:
- Право представительства работников.
- Право на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности.
- Право на защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в первую очередь по защите права на труд.
- Право на содействие занятости.
- Право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.
- Право на коллективные трудовые споры и участие в их урегулировании.
- Право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.
- Права в области охраны Труда и окружающей природной среды.
- Права на социальную защиту работников, на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.
Во всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защитную функцию. Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права их органов. Правоспособностью в сфере труда обладают все профсоюзы, а дееспособностью, или способностью своими действиями осуществлять предоставленные им права, обладают не профсоюзы в целом, а их органы.
Права профсоюзов в сфере труда классифицируются по ряду признаков:
1) по их положению в
системе прав данной
2) по степени общности;
3) по степени самостоятельности;
4) по формам реализации;
5) по содержанию (кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с их участием);
6) по кругу лиц, чьи
права и интересы вправе
Классификация по положению в системе прав позволяет соотнести каждое право в зависимости от того, каким органом (в акте какого органа) это право закреплено: в федеральном законе или законе субъекта РФ, в соглашении или коллективном договоре.
Классификация по степени общности позволяет выделить общие для всех профсоюзов права и права, предоставленные определенным профсоюзным органам. В результате появляется возможность соотнести принцип единства в регулировании общественных отношений, в которых участвуют профсоюзы, с принципом дифференциации. [14, с. 22]
Когда права профсоюзов носят общий характер, ими обладают все профсоюзы и все их органы, сформированные в соответствии с уставами для представительства и защиты прав и интересов работников. Например, несмотря на почти полное отсутствие прямых норм о правах средних звеньев системы профсоюзных органов (городских, областных комитетов; городских, областных федераций профсоюзов и т.д.), они могут пользоваться общими правами, предоставленными профсоюзам как организации.
Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике