Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы автор ставит – исследование проблемуы формирования и развития рынка труда в условиях переходной экономике. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции и особенности формирования рынка труда;
-исследовать особенности функционирования рынка труда в трансформационной экономике в Республике Беларусь;
-проанализировать состояние, цели, проблемы и перспективы рынка труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики;
- анализ эффективности мер государственного регулирования рынка труда в Беларуси.

Содержание

Введение
1 Сущность рынка труда, структура, государственное регулирование
Структура и инфраструктура рынка труда
Организация предложения и формирование спроса на труд
Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
Анализ развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ динамики развития рынка труда в Республике Беларусь
Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Анализ основных направлений совершенствования рынка труда в Республике Беларусь
Анализ перспектив развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ механизмов государственного регулирования рынка труда
Права профсоюзов в сфере регулирования трудовых отношений
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике.docx

— 92.87 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Анализ механизмов государственного  регулирования рынка труда

 

Совершенствование механизмов отраслевых перемещений в экономике  республики связано с решением следующих  проблем. Во-первых, от соотношения  производственной и непроизводственной сфер на уровне 45,3 : 54,7 необходимо перейти  к соотношению 40 : 60.

Во-вторых, необходимо избавиться от топливно-сырьевой и материально-технической  зависимости республики, от поставок ресурсов извне с переходом на внедрение ресурсосберегающих технологий. В этой связи предполагается сокращение производства энергоемкой и материалоемкой продукции, перепрофилирование значительной части энергоемких производств. Конверсию оборонного комплекса  предполагается осуществлять в направлении  переориентации на ускоренное освоение и расширение выпуска товаров  и услуг, систем и технологий гражданского назначения.

В-третьих, тенденция уменьшения доли работников материальных отраслей по сути своей прогрессивна, что  подтверждается зарубежным опытом. Однако нужно иметь в виду, что передвижение занятых из производственной в непроизводственную сферу прогрессивно лишь в том  случае, когда оно определяется не уменьшением объемов производства, а техническим и организационным  совершенствованием, темпы и уровень  которого в материальных отраслях традиционно  выше.

В-четвертых, при управлении занятостью в отраслях материального  производства необходимо учитывать  материально-техническую специфику  отраслей и влияние в них научно-технического фактора. Например, относительное уменьшение численности работников транспорта и связи свидетельствует о  внедрении автоматизированного  оборудования, замене ручного труда  машинным. Внедрение достижений науки  и техники на транспорте и связи, увеличение пропускной и провозной  способности всех видов транспорта, комплексная механизация и автоматизация  погрузочно-разгрузочных, ремонтных  и других трудоемких работ, автоматизация  управления перевозочными процессами ведет к достижению высокого уровня производительности труда и способствует уменьшению численности работников.

В-пятых, приоритеты заработной платы необходимо смещать таким  образом, чтобы заинтересовать работников в таких трудовых перемещениях, которые  соответствуют прогрессивным тенденциям отраслевой структуры. При этом наиболее приоритетные отрасли должны поощряться в большей мере, чем отрасли  меньшей значимости. Более сложный  по квалификации труд достоин большего вознаграждения. При этом под большей  сложностью труда можно понимать в конкретных ситуативных условиях трудность и стоимость обучения этому труду, большее доверие, оказываемое  лицам, которые им занимаются, и т.п. Отраслевые и региональные коэффициенты заработной платы должны подчиняться главной цели - желаемой мобильности кадров. Понятно, что степень дифференциации заработной платы в отраслях промышленности не может быть постоянной длительное время. Научно-технический прогресс предопределяет существенные качественные изменения в характере и содержании труда, условиях труда и отношении к труду, результатах и эффективности труда [16, с. 62].

Все это должно приводить  к своевременному соответствующему изменению степени дифференциации оплаты труда.

Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее условие занятости населения - создание рабочих мест. Политика занятости, уровень  ее активности определяются динамикой  создания рабочих мест. Основным лимитом  на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной  рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются  соответствующие полученной специальности  и квалификации свободные рабочие  места.

В различных странах разрабатываются  специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест. Так, в  США в рамках программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном  секторе созданы сотни тысяч  рабочих мест. С их помощью удалось  трудоустроить значительное число  безработных, снизить уровень безработицы. Создание рабочих мест в развитых странах отмечается даже при резком сокращении темпов экономического роста. Более того, если в США до нефтяного  кризиса новые рабочие места  начинали создаваться при достижении среднегодового роста ВВП в 2% (в  Европе - 4,3%), то теперь - при росте 0,6% (в Европе - 2,0%).

Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с  противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях  повышения инвестиционной активности необходимо:

1. Расширение источников  инвестиций, в том числе за  счет привлечение в инвестиционную  сферу сбережений населения.

2. Требуется активное  участие государства в активизации  инвестиционной деятельности предприятий  по созданию и сохранению рабочих  мест.

3. Совершенствование налоговой  политики. Налоги на доходы, предназначаемые  на капиталовложения, должны быть  значительно ниже, чем на текущее  потребление. Налоговая система  должна поощрять инвестиции производственного  характера, а на инвестиционные  кредиты должны начисляться низкие  проценты.

Особо полезен для нашей  страны опыт России, где разработана  Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 2002 - 2006 годы.

Программа ориентирована  на существенную модернизацию занятости  населения на основе роста выпуска  продукции конкурентоспособных  на мировом рынке российских предприятий.

В Беларуси также назрела  настоятельная необходимость разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой  должно быть изменение уровня и структуры  занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных  рабочих мест и сохранения кадрового  потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение правовых, экономических  и организационных условий для  создания и сохранения рабочих,  развитие кадрового потенциала  в различных отраслях экономики;

- регулирование рынка  труда и повышение конкурентоспособности  рабочей силы;

- развитие профессиональной  и территориальной мобильности  рабочей силы;

- повышения качества создаваемых  рабочих мест;

- предотвращение роста  и сокращение вынужденной неполной  занятости и безработицы.

Программа предполагает определение  потребности в создании рабочих  мест, повышение эффективности использования  имеющихся мощностей, формирование механизма финансирования создания рабочих мест.

Инструментом реализации Программы должна явиться Генеральная  схема создания рабочих мест, отражающая общие потребности населения  в рабочих местах, структуру имеющихся  рабочих мест, а также необходимое  количество дополнительных рабочих  мест. Генеральная схема позволит обеспечить координацию усилий государственных  органов в вопросах создания рабочих  мест как в количественных, так  и в качественных аспектах. Важнейшим  условием обеспечения занятости  населения, повышение конкурентоспособности  граждан является совершенствование  системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров. Преобразования экономики приводят к существенным изменениям в профессионально-квалификационной структуре рабочих мест, высвобождению  рабочей силы и возникновению  структурной безработицы. Чтобы  безработица не стала хронической, безработные должны представлять мобильный резерв рабочей силы [16, с. 63].

Для повышения конкурентоспособности  безработных на рынке труда представляется целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная  система обучения, предложенная Международной  организацией труда и получившая широкое распространение в странах

Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный  объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для  качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами  или требованиями рабочего места. К  преимуществам модульной системы  обучения относятся:

- достаточно быстрая реакция  на структурные сдвиги в экономике,  удовлетворение потребности в  работниках новых профессий, обеспечение  подготовки специалистов необходимого  уровня квалификации;

- возможность обучения  лиц, различных по уровню знаний  и подготовке;

- возможность самостоятельного  индивидуального обучения;

- ориентация на конечный  результат.

Проект внедрения модульного обучения в ряде регионов России и  странах, был разработан Международным  центром развития модульной системы  обучения (МЦРМСО) при активной поддержке  МОТ. Его цель - укрепление учебно-методической, технической и правовой базы подготовки специалистов для новых рыночных структур. Применение модульной системы  обучения в Беларуси позволит, особенно в перспективе, при ускорении  технологических и структурных  изменений в экономике более  гибко реагировать на потребности  предприятий в квалифицированных  кадрах, предотвратить рост безработицы.

Учитывая сложность ситуации на рынке труда в Республике Беларусь, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо: сосредоточить  внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать  на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Необходимо определить проекты  государственной значимости, для  которой в первоочередном плане  следует готовить специалистов и  квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует  значительных финансовых затрат. Такие  проекты необходимо определить и  на региональном (областном), и местном  уровнях. На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Таким образом, положение  дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или  ухудшается от степени ее изученности  и управляющих воздействий на разных уровнях как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что  рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной  продуманности и комплексном  подходе.

 

3.3 Права профсоюзов в сфере регулирования трудовых отношений

 

Все права профсоюзов классифицируются по сфере их деятельности. При этом основными (статутными) правами профсоюзов являются:

- Право представительства работников.

- Право на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

- Право на защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в первую очередь по защите права на труд.

- Право на содействие занятости.

- Право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.

- Право на коллективные трудовые споры и участие в их урегулировании.

- Право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.

- Права в области охраны Труда и окружающей природной среды.

- Права на социальную защиту работников, на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Во всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защитную функцию. Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права их органов. Правоспособностью  в сфере труда обладают все  профсоюзы, а дееспособностью, или  способностью своими действиями осуществлять предоставленные им права, обладают не профсоюзы в целом, а их органы.

Права профсоюзов в сфере  труда классифицируются по ряду признаков:

1) по их положению в  системе прав данной организации;

2) по степени общности;

3) по степени самостоятельности;

4) по формам реализации;

5) по содержанию (кругу  вопросов, решаемых профсоюзами  или с их участием);

6) по кругу лиц, чьи  права и интересы вправе представлять  и защищать профсоюзы.

Классификация по положению  в системе прав позволяет соотнести  каждое право в зависимости от того, каким органом (в акте какого органа) это право закреплено: в  федеральном законе или законе субъекта РФ, в соглашении или коллективном договоре.

Классификация по степени  общности позволяет выделить общие  для всех профсоюзов права и права, предоставленные определенным профсоюзным  органам. В результате появляется возможность  соотнести принцип единства в  регулировании общественных отношений, в которых участвуют профсоюзы, с принципом дифференциации. [14, с. 22]

Когда права профсоюзов носят  общий характер, ими обладают все  профсоюзы и все их органы, сформированные в соответствии с уставами для  представительства и защиты прав и интересов работников. Например, несмотря на почти полное отсутствие прямых норм о правах средних звеньев  системы профсоюзных органов (городских, областных комитетов; городских, областных  федераций профсоюзов и т.д.), они могут пользоваться общими правами, предоставленными профсоюзам как организации.

Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике