Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы автор ставит – исследование проблемуы формирования и развития рынка труда в условиях переходной экономике. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции и особенности формирования рынка труда;
-исследовать особенности функционирования рынка труда в трансформационной экономике в Республике Беларусь;
-проанализировать состояние, цели, проблемы и перспективы рынка труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики;
- анализ эффективности мер государственного регулирования рынка труда в Беларуси.

Содержание

Введение
1 Сущность рынка труда, структура, государственное регулирование
Структура и инфраструктура рынка труда
Организация предложения и формирование спроса на труд
Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
Анализ развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ динамики развития рынка труда в Республике Беларусь
Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Анализ основных направлений совершенствования рынка труда в Республике Беларусь
Анализ перспектив развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ механизмов государственного регулирования рынка труда
Права профсоюзов в сфере регулирования трудовых отношений
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике.docx

— 92.87 Кб (Скачать файл)

Классификация прав профсоюзов по степени самостоятельности позволяет  подразделить их на права:

а) по участию в принятии решений работодателями (администрацией), государственными и местными органами вопросов, связанных с управлением  трудом (регулированием трудовых отношений);

б) по решению вопросов на паритетных началах;

в) самостоятельно принимать  решения.

Например, законом прямо  предусмотрено участие профсоюзов в установлении и применении условий  труда в случаях, предусмотренных  законодательством.

На паритетных (равноправных) началах заключаются коллективные договоры, соглашения между объединениями  профсоюзов и работодателей, органами исполнительной власти. Самостоятельно профсоюзы выступают в защиту работников при разрешении трудовых споров.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно констатировать, что экономическая система развивается  циклически. Государство осуществляет действия по сглаживанию экономического цикла, используя инструменты фискальной, денежно-кредитной и социальной политики. Применительно к регулированию  трудовых отношений то означает, что  правительство проводит мероприятия  по изменению ставок налога с целью  изменения совокупного спроса и  его отдельных компонентов: потребительского, инвестиционного, государственного и  спрос со стороны заграницы; осуществляет регулирование расходов на рынке  труда по поддержанию занятости, созданию новых мест, перевооружению производств, выплаты по социальному  страхованию. Направленность же действий определяется азами цикла. В отношении  фаз, характеризующихся недостаточностью совокупных расходов, что и имеет  место в настоящее время в  условиях мирового кризиса в первую очередь, требуются мероприятия  по снижению налоговой нагрузки на потребителей и иных субъектов хозяйствования, проведение стимулирующей денежно-кредитной  политики и увеличение инвестиционных расходов в инновационно ориентированные  производства, которые приведут к  созданию и модернизации рабочих  мест и по принципу действия мультипликатора-акселератора будут способствовать росту совокупного  спроса в экономике.

Что же касается социальных трансфертов, то их рост дает кратковременный  эффект и в дальнейшем стимулирует  инвестиционную активность, поскольку  единовременно увеличивает потребительский  спрос. В этом плане необходимо ориентироваться  на существующие в мировой практике и экономике подходы к преодолению  кризисных ситуаций.

Развитие экономики Республики Беларусь необходимо рассматривать  как исходя из внутренних проблем, так  и в систем мирохозяйственных  связей и ориентироваться на решение  следующих первоочередных вопросов.

В сфере оплаты труда: обеспечение  разумной дифференциации в обществе по уровню дохода; поддержание социально-экономического потенциала семей; улучшение качественных характеристик рабочей силы; последовательное повышение уровня заработной платы  как основного источника денежных доходов и соответствующего спроса населения; регулирование межотраслевых  различий в заработной плате, повышение  ее уровня в бюжетной сфере, сельском хозяйстве; усиление зависимости оплаты труда от качества человеческого  капитала; приведение в соответствие роста заработной платы и производительности труда; формирование мотивов к высокопроизводительному  труду; повышение доли заработной платы  в ВВП.

В сфере подготовки и переподготовки кадров: совершенствование системы  образования и повышения квалификации в плане взаимодействия учреждений образования с непосредственным производством в области подготовки специалистов; усиление взаимосвязи  рынка труда и рынка образовательных  услуг; более точный учет и переобучение структурно безработных; сохранение и  развитие кадрового потенциала предприятий  и организаций; улучшение условий  и безопасности труда; совершенствование  системы управление и демократических  институтов; повсеместное использование  инновационно-инвестиционных проектов; повышение интеллектуального и  культурного потенциала населения  на основе оптимизации национальной системы образования, которая должна быть нацелена на развитие творческих способностей и характеристик субъектов  трудовой деятельности. Новый подход здесь заключается в том, чтобы  не просто передать субъектам конкретные навыки и знания, а научить их быстро и самостоятельно адаптироваться к изменяющимся параметрам экономической, технологической, информационной среды.

Предлагаемые в указанных  сферах меры и мероприятия обеспечат  не только сохранение и качественное совершенствование кадрового потенциала страны, но и его миграционный прирост, а также рост качества и уровня жизни населения нашей страны. В результате увеличится совокупный спрос, причем не только потребительский  его компонент, но и инвестиционный, что выступит одним из важнейших  факторов сокращения амплитуды циклического колебания развития белорусской  экономики.

Осуществление государством мероприятий по сглаживанию экономического цикла посредством определенных выше инструментов государственного регулирования  трудовых отношений позволит решить комплекс социальных и экономических  проблем, обеспечить стабильный экономический  рост и снизить социальную напряженность  в обществе, усилить инвестиционный компонент прогресса и придать  экономике инновационную направленность. Представляется, что использование  механизмов сглаживания экономических  циклов, в том числе и посредством  инструментов регулирования трудовых отношений, оптимизирует темпы экономического роста, что весьма важно для трансформирующейся экономики в условиях мирового финансового  кризиса.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 22 октября 2003 г. N 3/945
  2. Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357 принята «Национальная программа демографической  безопасности Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы» // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 18 октября 2011 г.
  3. Александрович, Я.М. Богданович А.В. Концептуальные положения стратегии устойчивого развития Республики Беларусь / Я.М Александрович // Белорусский экономический журнал. – 2012. - №2 – С. 41-52.
  4. Боровик, Л.С. Политика занятости: направления развития / Л.С. Боровик // Белорусский экономический журнал. –2012. - № 1. – с. 34-45
  5. Балашевич, М.И. Эффективное государство: Исследование роли государства в стимулировании деловой активности в развивающихся странах / М.И. Балашевич – Минск: БГЭУ, 2009 – 356 с.
  6. Белова, Т.Н. О выборе формы средней оценки для уровня жизни населения / Т.Н. Белова // Беларусь в цифрах. – 2011. – №6. с. 39–43.
  7. Бондарь, А.В. Регулирование трудовых отношений как фактор сглаживания амплитуды экономического цикла / А.В. Бондарь // Белорусский экономический журнал. -   2011. - № 4. – С. 36-42.
  8. Ванкевич, Е.В. Институциональное строение рынка труда в Беларуси: направления оценки и развития / Е.В. Ванкевич// Белорусский экономический журнал. - 2011.- № 1. – С. 4 – 9.
  9. Галова, А.Г. Потенциальные источники развития экономики Республики Беларусь на основе опыта постсоциалистических стран / А.Г. Галова // Белорусский экономический журнал. 2012 - № 2– С. 16-19
  10. Гидденс, Э. Стратификация и классовая структура / Э. Гидденс // Социологические исследования.- 2010.- №11. – С.41 – 52
  11. Корж, Г.Г. Доходы населения, оплата труда и социальная защита населения / Г.Г. Корж // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2011 - № 8. – С. 52-56
  12. Костюк, В.Н. Макроэкономика: Курс лекций: Учеб. Пособие – В.Н. Костюк  – Москва: Центр, 2004. – 384 с.
  13. Кузнецова, О. Новые направления не компенсируют потери / О. Кузнецова // Национальная экономическая газета. 2012 - №84, с. 4-9
  14. Мановская, Н.В. Эффективная занятость населения: методологический аспект // Веснік БДЭУ. – 2011. - № 6. -  С. 21-26.
  15. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009 – 751 с.
  16. Пинигин, В.В. Итоговые оценки социально-экономического развития в 2010 г. и основные направления трансформации экономики / В.В. Пинигиин // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2012 - №8 – С. 55-67.
  17. Потупчик, В. Сфера особого внимания / В. Потупчик // Экономика Беларуси.  – 2010. - № 4. – С. 9-12.
  18. Привалова, Н.Н. Доходы населения, оплата труда и социальная  защита населения /Н.Н. Привалова // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь – 2012 - № 2 – С. 33 – 38.
  19. Руденков, В.М. Кризис в мировой экономике: проявление и преодоление / В.М. Руденков // Белорусский экономический журнал. – 2011. - №1 – С. 22-35.
  20. Соколова, Г.Н. Социально-экономическое неравенство в Республике Беларусь: индикаторы и механизмы минимизации / Г.Н. Соколова // Белорусский экономический журнал. – 2011 - №1 – С. 109 – 120.
  21. Ткачев, С.П. Теоретические аспекты развития переходных экономик: некоторые выводы из опыта Беларуси / С.П. Ткачев // Белорусский экономический журнал. – 2010. - №4 , с. 41-50.
  22. Шимов,  В.Н. Экономика Республики Беларусь на рубеже столетий / В.Н. Шимов // Белорусский экономический журнал – 2012 - № 3 – С. 72-77
  23. Шимов, В.Н. Мировой финансово-экономический кризис: негативные последствия для Беларуси и пути их преодоления / В.Н. Шимов// Белорусский экономический журнал - 2011г. - №4. - с.12-18.
  24. Экономика: Учебник/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – Москва: ПРОСПЕКТ, 2007. – 792 с
  25. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: БЕК, 2007. – 786 с

 

 

 


Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике