Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы автор ставит – исследование проблемуы формирования и развития рынка труда в условиях переходной экономике. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции и особенности формирования рынка труда;
-исследовать особенности функционирования рынка труда в трансформационной экономике в Республике Беларусь;
-проанализировать состояние, цели, проблемы и перспективы рынка труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики;
- анализ эффективности мер государственного регулирования рынка труда в Беларуси.
Введение
1 Сущность рынка труда, структура, государственное регулирование
Структура и инфраструктура рынка труда
Организация предложения и формирование спроса на труд
Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
Анализ развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ динамики развития рынка труда в Республике Беларусь
Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Анализ основных направлений совершенствования рынка труда в Республике Беларусь
Анализ перспектив развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ механизмов государственного регулирования рынка труда
Права профсоюзов в сфере регулирования трудовых отношений
Заключение
Список использованных источников
*Источник: [9, с. 16].
Данные свидетельствуют о том, что за годы реформ численность занятых в экономике в расчете на 1 пенсионера отличается определенной положительной динамикой, но ситуация гораздо хуже, чем в дореформенный период.
В качестве факторов, которые
вызвали ухудшение
Как показывает практика развитых
стран, депопуляция может быть смягчена
или устранена за счет положительного
миграционного прироста. Действительно,
при достаточной величине миграционного
прироста возможна полная компенсация
убыли населения. Однако здесь нельзя
не учитывать возможные сложности
социализации мигрантов в новом
для них обществе и др. Кроме
того, компенсация сокращения численности
населения за счет положительного миграционного
прироста возможна полная компенсация
убыли населения. Однако здесь нельзя
не учитывать возможные сложности
социализации мигрантов в новом
для них обществе и др. Кроме
того, компенсация сокращения численности
населения за счет миграции в Беларуси
в соответствии с имеющимися расчетами
нереальна, поскольку прогнозируемая
до 2020 г. ежегодная убыль населения
в 8 раз больше, чем определенный
Национальной программой демографической
безопасности Республики Беларусь на
2011-2015 гг. показатель иммиграции. Повышение
значимости миграционного компонента
в долгосрочной перспективе ряд
ли можно считать правомерным
в силу незначительных объемов иммиграции.
Это свидетельствует о
Демографические тенденции
и миграционные процессы влияют на
общий уровень занятости. В целом,
сегодня можно констатировать, что
численность занятых в
В республике под воздействием
необратимых социально-
Таким образом, можно сделать вывод, что межотраслевое перемещение рабочей силы в республике происходит эволюционным путем, длительным и неэффективным. Путем освоения новой техники и технологии можно ускорить процесс перемещения рабочей силы в непроизводственный сектор экономики, уровень развития которого выступает показателем научно-технического прогресса.
2.2 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Программы подготовки повышают
качество рабочей силы, но их слабое
место заключается в том, что
обычно они не гарантируют последующего
трудоустройства работника. От этого
недостатка свободны программы прямого
создания рабочих мест. Эффективность
организации общественных работ
в кризисный период определяется
тем, что в условиях крайней ограниченности
бюджетных средств последние
целесообразно тратить, создавая не
только дополнительный платежеспособный
спрос, но и дополнительное предложение
благ социального характера. Так, в
послевоенной Германии использование
инструмента общественных работ
для построения новых дорог и
автомагистралей позволило
В определенных случаях - при угрозе роста социальной напряженности - используются выплаты из бюджета субсидий фирмам в качестве альтернативы увольнению с ним работников. При этом достигается и еще одна цель - сохранение квалифицированной рабочей силы в период временных трудностей.
Процедура массовых увольнений дорогостояща для фирм и государства: требуется выплата выходного и ряда дополнительных пособий, пособия по безработице, предварительное уведомление (после которого снижается трудовая активность), падает престиж фирм. Поэтому правительство всячески поощряет добровольный уход с предприятия, а также досрочный выход на пенсию. Это помогает ослабить остроту проблемы "старшинства" - несоответствия между высокой заработной платой пожилых рабочих и их снижающимися производственными возможностями. В США разрешается выход на пенсию за 3 года до пенсионного возраста, в ФРГ, Франции и других странах - за 5 лет. При этом производится частичная компенсация потерянного заработка (в том числе из средств государства). Эффективность программ раннего выхода на пенсию неодинакова в различных странах: в Великобритании на каждых 100 досрочно ушедших на пенсию приходилось 80 нанятых вместо них рабочих, во Франции - лишь 50 [4, с. 37].
Японская система раннего
ухода с предприятия в
Правительство стимулирует неполную занятость, в частности, такую форму организации труда, как "деление рабочего места" (соответственно которому делятся и зарплата, социальные выплаты). Пионером здесь выступили Нидерланды. Деление может производиться в границах недели, месяца, даже года. Наибольшее распространение - в сфере услуг (розничная торговля, рестораны, гостиницы и т.п.). Но повышается интерес к этой форме и у промышленных компаний. Эта форма активно рекламируется в ФРГ, где, как утверждается, в принципе "делимы" 2/3 рабочих мест: Реклама такого деления: "занимайтесь детьми, досугом и т.п..
В США еще в 1976 г. конгресс
санкционировал разделение рабочих
мест. Выгоды: возможность повышения
интенсивности труда при
При поддержке правительства
расширяется также временная
занятость. Типичный лозунг: "Стабильная
занятость для
Выгоды:
- всегда можно уволить временных работников;
- на них не распространяется положение о праздничных днях, отпусках, бюллетенях, нет у них премий, пенсий, надбавок за выслугу лет.
Государственные меры по реализации
политики занятости можно, как видим,
с определенной долей условности сгруппировать
по трем основным направлениям: "кейнсианская"
стратегия всемерного стимулирования
потребительского и инвестиционного спроса
за счет ускоренной работы печатного станка
и контролируемой инфляции; "рузвельтовско-гитлеровско-
В странах с развитой рыночной экономикой проблемы функционирования и регулирования (дерегулирования) рынков возникают и решаются в контексте мировых тенденций. Растущие скорость и глубина изменений, связанных с распространением высоких технологий и обострением глобальной конкуренции, создают экономическую среду, требующую от компаний организации гибкого реагирования на рыночные сигналы. Подобные эластичные ответы возможны, как правило, при относительно низком уровне регулирования рынков капитала, труда, товаров и услуг [4, c. 37].
Сторонники дерегулирования (устранения введенного государством контроля над функционированием рынков) однозначно рассматривают регулирование как фактор, ограничивающий гибкое приспособление занятости к меняющимся требованиям работодателей и, следовательно, вызывающий дальнейший рост структурной безработицы, что чревато долговременной безработицей.
Причины, вызывающие безработицу, например в странах ЕС, в основном идентичны и коренятся:
- в системе и уровне
оплаты труда, динамике
- дифференциации оплаты труда в отраслях и регионах;
- несоответствии стоимости
единицы труда
- политике распределения доходов;
- противоречия между растущей
фондовооруженностью и
- факторе инфляции;
- неэластичности структуры рынка труда и других факторах.
Регулирование рынка труда охватывает ряд ключевых моментов, способствующих снижению издержек на труд (рабочую силу) и приспособлению спроса на него к изменению рыночных условий:
- правовую защиту занятости;
- минимальную заработную плату;
- обязательную налоговую нагрузку на труд;
Трудовые отношения (на уровне сделок, коллективных соглашений4 роли профсоюзов).
Проведение политики регулирования
на рынке труда, в частности, реализация
активных программ противодействия
безработицы и обеспечения
Согласно ежегодному докладу
Международной организации
Несмотря на различия в
степени и методах
- повышение производительности
труда и занятости
- обеспечение необходимой
степени гибкости в политике
занятости, непрерывное
- совершенствование системы
образования (его направлений
и качества) с учетом структурной
трансформации и меняющихся
- сочетание действий факторов
регулирования и
Опыт высокоразвитых стран
показывает, что эффективное
Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике