Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы автор ставит – исследование проблемуы формирования и развития рынка труда в условиях переходной экономике. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции и особенности формирования рынка труда;
-исследовать особенности функционирования рынка труда в трансформационной экономике в Республике Беларусь;
-проанализировать состояние, цели, проблемы и перспективы рынка труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики;
- анализ эффективности мер государственного регулирования рынка труда в Беларуси.
Введение
1 Сущность рынка труда, структура, государственное регулирование
Структура и инфраструктура рынка труда
Организация предложения и формирование спроса на труд
Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
Анализ развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ динамики развития рынка труда в Республике Беларусь
Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Анализ основных направлений совершенствования рынка труда в Республике Беларусь
Анализ перспектив развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ механизмов государственного регулирования рынка труда
Права профсоюзов в сфере регулирования трудовых отношений
Заключение
Список использованных источников
Таблица 2.4 – Индикаторы гибкости рынка труда*
Страна |
Совокупный уровень |
Стандарты труда (1985-1993 гг.), балл |
Защита занятости (90-е годы ХХ в), балл |
Уровень безработицы (2010), % |
Соотношение минимальной заработной платы и среднемесячной (1991-1994 гг.), % |
Австрия Бельгия Дания Финляндия Франция Германия Ирландия Италия Нидерланды Норвегия Португалия Испания Швеция Швейцария Великобритания Япония Австралия Новая Зеландия Канада США Беларусь |
53,7 49,8 46,3 65,9 63,8 53,0 34,3 62,9 56,5 48,6 37,6 54,2 70,7 38,6 40,8 36,3 28,7 34,8 42,7 43,8 65,0*** |
5 4 2 5 6 6 4 7 5 5 4 7 7 3 01 3 3 2 0 8 |
16 17 5 10 14 15 12 20 9 11 18 19 13 6 7 8 4 2 3 1 15 |
4,8 8,2 3,9 7,7 9,4 8,4 4,4 6,8 3,9 3,5 7,7 8,5 7,0 4,0 5,3 4,1 4,9 3,8 6,3 4,6 1,2 |
0,62 0,60 0,54 0,52 0,50 0,55 0,55 0,71 0,55 0,64 0,45 0,32 0,52 - 0,40 - - 0,46 0,35 0,39 0,307 (2006 г.) |
*Источник: [4, с. 39]
**Совокупный уровень
***Рассчитан как сумма:
34% - отчисления в ФСЗН, 1% - страхование
нанимателей от несчастных
Повышение институциональной гибкости труда проявляется одновременно в двух плоскостях – либерализация законодательства о защите занятости и усиление инфорсмента трудовых отношений. Гибкость рынка труда означает его реакцию на изменяющиеся внешние условия, т.е. возможность его основных функциональных составляющих приспосабливаться к внешним изменениям. В зависимости от того, какой параметр рынка труда изменяется (численность или цена рабочей силы), выделяют численную, функциональную, ценовую, географическую гибкость рынка труда [5, с. 4]. Гибкий рынок труда способен быстрее осуществить перестройку своих основных элементов (спрос, предложение, цена рабочей силы, безработица) и с меньшими текущими транзакационными издержками приспособиться к новым условиям. Гибкость рынка труда означает открытость его основных элементов к изменениям спроса и предложения.
Международные сопоставления
показывают, что рынок труда США
более гибкий, чем рынки труда
в странах Европы с их более
жесткой институциональной
Данные таблицы 2.4 показывают, что страны Южной Европы имеют более сильное регулирование рынка труда, чем страны Северной Европы (за исключением Швеции). Наиболее слабое регулирование рынка труда в Европе осуществляется в Швейцарии, Дании, Англии. Рынок труда Республики Беларусь по уровню совокупного налогообложения фонда оплаты труда и жестокости законодательства о защите занятости близок к странам Западной Европы, а по гибкости заработной платы – к модели рынка труда США.
В результате строгость законов может сочетаться с различной степенью их фактического правоприменения: от неукоснительного следования до правового нигилизма.
В случае массовых отклонений от норм трудового законодательства повышается институциональная гибкость рынка труда. В случае строгого выполнения рынок труда при прочих равных условиях становится жестким, «неповоротливым», возможности его адаптации (т.е. степень институциональной гибкости) снижаются. Поэтому те страны, где разрыв между формальным институтциональным строением рынка труда и практикой его правоприменения минимален (это, как правило, страны с развитой рыночной экономикой), стремятся сделать само формальное институциональное строение рынка труда более гибким, либеральным. Это снижает риски отклонения от исполнения законодательных норм в области труда.
3АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИК БЕЛАРУСЬ
3.1 Анализ перспектив развития рынка труда в Республике Беларусь
Создание в Беларуси социально
ориентированной экономики
Учитывая опыт других стран, система государственного страхования от безработицы должна охватывать лиц наемного труда и финансироваться работодателями и работниками в соответствии со специальной шкалой: чем ниже заработок работника, тем большую долю налога платит за него работодатель. Страховая система предполагает, что гарантии получения определенного дохода в случае потери работы зарабатываются, а не предоставляются как милость. Принципиально важно становится одно - имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть, участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда.
Таким образом, для смягчения
негативных последствий перехода страны
к рыночной экономике социально
ориентированного типа ключевое значение
имеет государственное
Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.
Стратегическая цель развития рынка туда в Беларуси – обеспечение рациональной занятости населения должна быть достигнута в ближайшем будущем. Обязательной предпосылкой ее достижения является разработка тактических программ по конкретным этапам.
Так, если на 1996-2000 гг. Программой
социально-экономического развития Республики
Беларусь предусматривалось достижение
стабильного уровня занятости, повышения
эффективности использования
Основные усилия в указанные
периоды необходимо направить на
формирование эффективной системы
повышения
Главным приоритетом должно
стать согласование потребности
рынка труда в рабочей силе
со структурой профессиональной подготовки
кадров. Реализация данного направления
обуславливает необходимость
Не менее важной задачей
является усиление социальной защиты
безработных на основе повышения
социального статуса и
Перспективным является формирование
общего рынка в рамках СНГ, стран
ЕЭП и, прежде всего, Союза Беларуси
и России как ключевого элемента
создания единого социально-
Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения.
Основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства.
Главными
приоритетами политики занятости должны
стать формирование благоприятных
условий для повышения ее эффективности,
преодоление дефицита рабочих мест
посредством расширения инвестиционной
активности за счет всех источников, снижение
напряженности и поддержание
стабильности в сфере социально-трудовых
отношений. Основные усилия будут направлены
на реализацию активных мер по обеспечению
занятости населения и
Исходя из поставленных приоритетов, определены следующие основные направления совершенствования трудовых отношений и занятости населения:
- создание
новых рабочих мест с учетом
реализации мероприятий
- повышение
эффективности занятости и
- достижение
сбалансированности спроса и
предложения рабочих мест на
рынке труда по
- проведение
взвешенной миграционной
- стимулирование
развития самозанятости
- содействие
профессиональной ориентации
- улучшение
качества рабочей среды,
- усиление
социальной защиты населения
от безработицы, смягчение и
минимизация ее негативных
Важным направлением совершенствования трудовых отношений является создание эффективного механизма их правового регулирования. В этих целях предусматривается включение в Трудовой кодекс норм, направленных на:
- эффективное
использование труда
- повышение
роли государства в
- совершенствование
норм по надзору и контролю
за соблюдением
Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике