Совершенствование бюджетной системы государства и внебюджетных фондов Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Формирование бюджета и его распределение осуществляется соответствующими компетентными органами государственной власти.Общественность являясь основным налогоплательщиком должна участвовать в обсуждении и принятии бюджета .Анализ основных ориентиров и бюджетной политики Кыргызстана свидельствует о том, что имеются существенные просчеты в рыночных преобразованиях. Прежде всего это проявляется в том, что при формировании рыночной стратегии реформ и практической реализации необходимо придерживаться принципа достижения экономической стабилизации общества и соблюдения интересов всех участников политического процесса ,основой которого является финансовая система, которая в условиях рынка пронизывает систему вертикальных, горизонтальных, управленческих и хозяйственных связей .

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура, назначение и формирование бюджетной системы и внебюджетных фондов 5
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 5
1.2. Структура и функции внебюджетных фондов 7
1.3. Этапы реформирования бюджетной системы Кыргызской Республики 12
Глава 2. Порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов Кыргызской Республики 14
2.1. Характеристика деятельности фондов Кыргызской Республики 14
2.2. Формирование доходов и расходов государственного бюджета за 2012-2014 гг. 20
2.3. Социальное обеспечение граждан региональным отделением фонда социального страхования Кыргызской Республики 36
Глава 3. Совершенствование бюджетной системы государства и внебюджетных фондов Кыргызской Республики 44
3.1. Проблемы социального страхования в Кыргызстане и пути их преодоления 44
3.2. Развитие обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти 47
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система и внебюджетные специальные фонды Кыргызской Республики курсовая PH LAST BITCH KENDRICK.docx

— 562.42 Кб (Скачать файл)

Доходы внебюджетных фондов могут формироваться из:

  • специальных целевых налогов и сборов, установленных государством;
  • бюджетных средств;
  • отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов;
  • прибыли от собственной коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • различного рода кредитов.

Конституция Кыргызской Республики каждому гарантирует социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как экономическая категория Социальный фонд – это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан.

В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества, независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.

Основными видами расходов по социальному внебюджетному фонду являются выплаты денежных пенсий и пособий.

Пенсии – это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в связи со смертью кормильца. Основные виды пенсий:

  • по старости;

  • по инвалидности;

  • за выслугу лет;

  • по случаю потери кормильца.

Некоторым категориям граждан выплачиваются так называемые социальные пенсии.

Основные виды пособий:

  • по временной нетрудоспособности;

  • по беременности и родам;

  • при рождении ребенка;

  • по уходу за ребенком;

  • на детей военнослужащих срочной службы;

  • по безработице.

Наряду с этим существуют и другие формы обеспечения:

  • профессионально-техническое обучение;

  • переобучение безработных;

  • переобучение и трудоустройство инвалидов;

  • бесплатное содержание нетрудоспособных в домах интернатах для престарелых и инвалидов;

  • организация многих видов помощи на дому и т.д.

Социальное обеспечение – это проявление гуманизма забота общества, государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться.

По поводу содержания категории социального обеспечения среди экономистов нет единого мнения. Ряд авторов конструируют понятия социального обеспечения в широком смысле, в которое включают совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с бесплатным обеспечением матери и ребенка, граждан в старости и в случае нетрудоспособности, с бесплатным медицинским обслуживанием и лечением. Другие социальное обеспечение и социальное страхование рассматривают как однопорядковые экономические категории. Третьи вводят понятие социального обеспечения в узком смысле, к которому относят виды обеспечения, не охватываемые социальным страхованием. Наконец, четвертые считают, что существует единое понятие социального обеспечения, включающего различные формы и виды обеспечения нетрудоспособных, в том числе и социальное страхование.

С позиции широкого толкования социального обеспечения в него следовало бы включить не только бесплатное медицинское обслуживание, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические мероприятия, предусмотренные конституцией. Но ведь каждое из этих прав предусматривает удовлетворение различных потребностей граждан и обеспечивается соответствующими, предусмотренными конституцией, мероприятиями и средствами. Так, право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца обеспечивается различными формами социального обеспечения. Специальные формы предусмотрены для обеспечения права на охрану здоровья, т.е. на бесплатное медицинское обслуживание и лечение. Иначе говоря, различные потребности граждан имеют свои, специфические формы их удовлетворения. Соответственно этому образуются и фонды денежных средств. Следовательно, для более широкого толкования социального обеспечения достаточных оснований не имеется.

Нельзя признать обоснованной точку зрения о параллельном существовании социального обеспечения и социального страхования как самостоятельных однопорядковых экономических категорий, согласно которой к социальному обеспечению относятся мероприятия, осуществляемые за счет прямых ассигнований государственного бюджета, а к социальному страхованию – мероприятия за счет средств фонда социального страхования. В направлениях расходов за счет прямых ассигнований государственного бюджета, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования нет различий принципиального характера. Как за счет прямых ассигнований, так и за счет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, пособия по случаю рождения ребенка и на погребение, пособия по беременности и родам и др. Различия состоят только в контингенте обеспечиваемых. Из средств Пенсионного фонда и Фонда   социального страхования выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, пособия по случаю рождения ребенка и на погребение, пособия по беременности и родам и другие. Различия состоят только в контингенте обеспечиваемых. Из средств пенсионного фонда и фонда социального страхования обеспечиваются рабочие и служащие, из бюджета военнослужащие, службы безопасности, таможенные органы и другие.  

Таким образом, нет оснований считать социальное страхование самостоятельной категорией, существующей параллельно и независимо от социального обеспечения. Наоборот, социальное страхование относится к социальному обеспечению как частное к целому, является одной из форм социального обеспечения.

 

 

1.3. Этапы реформирования бюджетной системы Кыргызской Республики

 

I этап - укрепление системы  исполнения бюджета; создание достоверной  отчетности об исполнении бюджета, основанной на кассовом методе  учета; обеспечение внешнего контроля  за исполнением бюджета.

II этап - приведение в соответствие  расходных обязательств публично-правовых  образований с их финансовыми  возможностями.

III этап - переход на среднесрочное  бюджетирование, ориентированное на  результат; составление отчетности  о финансовом положении публично-правовых  образований на базе учета, основанного  на методе начисления; внедрение  процедур внутреннего контроля  и аудита.

Экономика Кыргызстана, так же как и всех остальных республик бывшего СССР, была направлена на производство товаров и услуг на российский и межреспубликанский рынок. И сейчас внешняя торговля Кыргызстана по-прежнему сильно зависит от старых хозяйственных связей. Анализ внешнеторгового оборота до 1993 г. (т.е. до введения национальной валюты) весьма затруднен, в связи с невозможностью определить, каков был реальный уровень экспорта и импорта самого Кыргызстана, а какая доля оборота определялась централизованными плановыми решениями бывшего СССР.3 В результате статистика внешнеторгового оборота и платежного баланса Киргизской ССР дает завышенные данные по импорту из иностранных государств и экспорту в СССР.

В период до обретения независимости в 1991 г., доля торговли с союзными республиками, по официальным данным, составляла около 85% всего внешнеторгового оборота (главным партнером была Россия — около 40% всего оборота). Через два года после распада СССР Россия, Казахстан и Узбекистан по-прежнему являются основными партнерами Кыргызстана, хотя их доля постепенно снижается.

В период, непосредственно предшествующий обретению независимости, экспорт Кыргызстана в другие союзные республики составлял около 98% всего экспорта, а импорт — около 77% всего импорта. Экспортировались в основном машины и оборудование (как правило, военного назначения), изделия легкой и пищевой промышленности, что составляло свыше 80% всего экспорта. Кыргызстан импортировал в основном нефть и нефтепродукты, природный газ, химические продукты, машины и оборудование, изделия легкой промышленности и продовольствие.

Ухудшение экономического положения России и других государств СНГ негативно повлияло и на экономику Кыргызстана. Крах прежней системы расчетов в рамках СНГ (см. пункт 3) и разрыв кооперационных связей между предприятиями различных республик, которые в свое время были арбитрально навязаны им союзными органами власти, привели к резкому падению производства в промышленности и сельском хозяйстве. Одновременно произошел окончательный отказ от межреспубликанской системы госзаказов, а в начале 1992 г., в связи с дефицитом на внутреннем рынке, страны СНГ начали вводить экспортные ограничения.

На падение внешнеторгового оборота и ухудшение termsoftrade влияет также прекращение перечисления средств из бывшего СССР (см. пункт 3) и рост затрат на импорт энергоносителей. В 1992 г. соотношение экспорта до ВВП снизилось почти на 20%, чему способствовало прекращение реэкспорта сахара для нужд всего СССР. В этом же году возрос дефицит в торговле со странами бывшего СССР, и прежде всего с Россией. Доля сырья в импорте постоянно возрастает, что связано с приближением к мировому уровню цен на нефть и нефтепродукты, а также с резким уменьшением импорта остальных товаров.

 

Глава 2. Порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов Кыргызской Республики

2.1. Характеристика  деятельности фондов Кыргызской  Республики

 

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств республиканского и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

• специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

• отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

• средства бюджета;

• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

• займы, полученные фондом у Национального банка КР или у коммерческих банков.

Фонд социального страхования КР является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

Средства для государственного социального страхования хранятся на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов, открываемых в учреждениях НБ КР. Для хранения и учета средств для социального страхования Фонду, его отделениям открываются текущие счета, филиалам отделений Фонда — транзитные и текущие счета.

Отделения Фонда ежеквартально финансируют расходы своих филиалов по содержанию аппарата в пределах утвержденных смет и обеспечивают покрытие перерасхода по выплаченным пособиям страхователей. Другие операции по расходованию средств с транзитных счетов филиалами не производятся.

Финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются ежеквартально. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой КР, а за рациональным расходованием этих средств в организациях — Фондом с участием профессиональных союзов.

В 2012 году достигнуто существенное улучшение финансового положения Социального фонда. Так, если в 2010 году сбор страховых взносов составлял 4,4% ВВП, в 2011 году - 4,4%, то в 2012 году он возрос до 4,7%. В денежном выражении сбор страховых взносов в 2010 году составил 2876,8 млн. сомов, в 2011 году - 3218 млн. сомов или рост к 2010 году 112%, в 2012 году 3536,8 млн. сомов или рост к 2011 году 110%. Такой рост поступлений страховых взносов был обеспечен, несмотря на снижение ставки тарифов страховых взносов в 2012 году на 4% по сравнению с 2011 годом. Достижение этих результатов стало возможным благодаря усилению администрирования сборов страховых взносов, расширению страховой базы, принятию жестких мер по взысканию просроченных задолженностей по страховым взносам. Значительную долю в общей сумме страховых взносов занимают поступления от хозяйствующих субъектов - более 63%, на долю бюджетных организаций приходится 32%, из сельскохозяйственного сектора поступает не более 4%. Уровень собираемости страховых взносов увеличен с 76,7% в 2005 году до 86,6% в 2012 году. Необходимо отметить, что отчисления на страхование из Фонда заработной платы (ФЗП) составляют всего 1/3 официальной величины ФЗП. Это значит, что бремя финансирования пенсионного фонда распределена весьма неравномерно среди плательщиков.

Информация о работе Совершенствование бюджетной системы государства и внебюджетных фондов Кыргызской Республики