Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 17:05, курсовая работа
Формирование бюджета и его распределение осуществляется соответствующими компетентными органами государственной власти.Общественность являясь основным налогоплательщиком должна участвовать в обсуждении и принятии бюджета .Анализ основных ориентиров и бюджетной политики Кыргызстана свидельствует о том, что имеются существенные просчеты в рыночных преобразованиях. Прежде всего это проявляется в том, что при формировании рыночной стратегии реформ и практической реализации необходимо придерживаться принципа достижения экономической стабилизации общества и соблюдения интересов всех участников политического процесса ,основой которого является финансовая система, которая в условиях рынка пронизывает систему вертикальных, горизонтальных, управленческих и хозяйственных связей .
Введение 3
Глава 1. Структура, назначение и формирование бюджетной системы и внебюджетных фондов 5
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 5
1.2. Структура и функции внебюджетных фондов 7
1.3. Этапы реформирования бюджетной системы Кыргызской Республики 12
Глава 2. Порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов Кыргызской Республики 14
2.1. Характеристика деятельности фондов Кыргызской Республики 14
2.2. Формирование доходов и расходов государственного бюджета за 2012-2014 гг. 20
2.3. Социальное обеспечение граждан региональным отделением фонда социального страхования Кыргызской Республики 36
Глава 3. Совершенствование бюджетной системы государства и внебюджетных фондов Кыргызской Республики 44
3.1. Проблемы социального страхования в Кыргызстане и пути их преодоления 44
3.2. Развитие обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти 47
Заключение 51
Список использованной литературы 53
По налогу на валовой доход от Кумтор поступило 4624,3 млн.сом при прогнозе 3442,0 млн.сом или 134,3%, по сравнению с прошлогодним периодом поступления увеличились на 1056,2 млн.сом или на 29,6%. Доля данного налога к ВВП составила 1,16% и по сравнению с прошлогодним периодом увеличилась 0,16%.
Поступления по налогу за пользование недрами (Роялти, Бонус) составили 749,6 млн.сом при прогнозе 746,8 млн.сом, прогнозные показатели выполнены на 100,4%, по сравнению с прошлогодним периодом поступления сократились на 136,4 млн.сом или на 15,4%. Доля налога к ВВП сократилась на 0,07% и составила 0,2 процентных пункта.
В том числе поступления по бонусу составили 426,1 млн.сом при прогнозе 420,0 млн.сом, прогнозные показатели выполнены на 101,5%, по сравнению с прошлогодним периодом поступления сократились на 166,4 млн.сом или на 28,3%. Доля налога к ВВП сократилась на 0,07% и составила 0,12 процентных пункта.
Поступления по роялти составили 323,5 млн.сом при прогнозе 326,8 млн.сом или 99,0%, по сравнению с прошлогодним периодом поступления увеличились на 29,9 млн.сом или на 10,2%. Доля налога к ВВП осталась на том же уровне и составила 0,09 процентных пункта.
Объем неналоговых поступлений составил 2115,9 млн. сом, что составило 128,4% от прогнозного показателя. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 416,5 млн.сом или на 24,5%. Удельный вес неналоговых платежей к ВВП увеличился на 0,05% и составил 0,58 процентных пункта.
Второй составной частью бюджета является его расходная часть. Расходы бюджета – это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.
Через государственный бюджет проходит 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на фундаментальные научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Наименование |
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||
Сумма,тыс.сом |
% к общей сумме |
Сумма,тыс.сом |
% к общей сумме |
Сумма,тыс.сом |
% к общей сумме | |
Расходы на операционную деятельность |
61583441,0 |
89,5 |
82599793,9 |
90,2 |
100019047,4 |
93,3 |
Государственные службы общего назначения |
819395,6 |
11,9 |
10130625,3 |
11,1 |
10906611,0 |
10,2 |
Оборона |
2846533,5 |
4,1 |
3168999,5 |
3,5 |
0,0 |
0,0 |
Общественный порядок и безопасность |
5629254,0 |
8,2 |
6551300,8 |
7,2 |
9957618,4 |
9,2 |
Экономические вопросы, не отнесенные к другим категориям |
10801740,6 |
15,7 |
15553305,8 |
17,0 |
22228793,0 |
20,7 |
Охрана окружающей среды |
567835,4 |
0,8 |
561997,8 |
0,6 |
507380,3 |
0,5 |
Жилищно-коммунальные услуги |
2504236,0 |
3,6 |
2893312,9 |
3,1 |
3441905,1 |
3,2 |
Здравоохранение |
6413264,0 |
9,3 |
9084196,1 |
9,9 |
11369043,7 |
10,6 |
Отдых, культура и религия |
1560123,3 |
2,3 |
2234489,7 |
2,4 |
2432127,6 |
2,3 |
Образование |
11993832,4 |
17,5 |
18239033,8 |
19,9 |
21685510,7 |
20,4 |
Социальная защита |
11075226,2 |
16,1 |
14182532,2 |
15,5 |
17490057,6 |
16,3 |
Расходы на приобретение нефинансовых активов |
7197756,9 |
10,5 |
8944302,5 |
9,8 |
7217456,9 |
6,7 |
Всего расходов |
68781197,9 |
100 |
91544096,4 |
100 |
107236504,3 |
100 |
Анализ расходной части дает картину тех необходимых затрат, которые возникают в процессе выполнения государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Таким образом, в 2013 году расходы государственного бюджета по отношению к 2012 увеличились на 33,1%, в 2014 по отношению к 2013 выросли на 17,1%, а по отношению к 2012 выросли на 55,9% (график 2.2).
График 2.2.
Первую категорию расходов государственного бюджета занимают расходы на операционную деятельность, которые в среднем за рассматриваемый период составили 91% от общей суммы. Из них можно выделить, в среднем за период к общей сумме, расходы на государственные службы общего назначения – 11%, экономические вопросы (не отнесенные к другим категориям) – 17,8%, здравоохранение – 9,8%, образование – 19,2% и социальная защита – 15,9%. В таблице 2.5 наблюдается значительный рост расходов на здравоохранение, образование и на поддержание общественного порядка.
Расходы на приобретение нефинансовых активов, которые относятся ко второй категории, составляют в 2012 году – 10,5%, в 2013-9,8% и в 2014-6,7% общей суммы расходов государственного бюджета. Расходы, относящиеся ко второй категории, постепенно снизились.
График 2.3.
Сравнение доходов и расходов бюджета
На графике 2.3. видно, что расходы значительно превышают доходы. В течении анализируемого периода сумма расходов растет, а сумма доходов снижается. Это означает рост дефицита государственного бюджета, который уже составляет более 21млрд. сомов.
Таким образом, общие расходы бюджета с учетом расходов, произведенных по разделу «потоки денежных средств в связи с операциями по финансированию» и без учета специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ за 2014 год составили 57 017,7млн. сомов. Относительно 2013 и 2012 года общие расходы республиканского бюджета уменьшились на 5 893,6 млн. сомов, или на 9,4 процента.
2.3. Социальное
обеспечение граждан
В финансовой системе Кыргызстана отсутствуют институты, способные предоставить долгосрочные ресурсы для финансирования инвестиционных проектов. В странах с развитой экономикой подобными источниками, наряду со страховыми компаниями, стали государственные пенсионные фонды, основанные на использовании накопительной системы пенсионного обеспечения. В этой связи возникает вопрос - имеют ли подобные учреждения перспективу развития в Кыргызстане? Решение этого вопроса подразумевает внедрение в Кыргызстане накопительной пенсионной системы.
Существующая распределительная пенсионная система Кыргызстана не удовлетворяет всех: пенсионеров - явно низким размером пенсий; законодательную и исполнительную власти - недовольством населения низким прожиточным уровнем; ни сам государственный Социальный фонд - невозможностью зачастую собрать необходимые ему средства и выполнить свои обязательства.
Доходы пенсионеров хронически отстают от постоянно растущего уровня цен, и основной проблемой пенсионного обеспечения на данном этапе является низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения.
Существующая государственная пенсионная программа в Кыргызстане формируется на солидарной основе, как и программы государственных пенсий во многих других странах мира.
Бескризисность пенсионной системы, построенной по принципу солидарности поколений, обеспечивается при соблюдении пропорции 10:1 (на 10 плательщиков взносов в пенсионный фонд один получатель пенсии).
Наиболее эффективным путем решения данной проблемы, на наш взгляд, является переход к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, включающей ныне существующую распределительную систему, переход на накопительный принцип формирования пенсионной системы и создание на этой основе государственного пенсионного обеспечения.
Наименование областей |
Потребность на выплату пенсий и пособий за февраль 2013 года |
Профинансировано за февраль 2013 года |
Задолженность по состоянию |
Итого по республике |
2 390 804,0 |
2 390 804,0 |
0 |
г. Бишкек |
400 357,0 |
400 357,0 |
0 |
Чуйская |
382 386,0 |
382 386,0 |
0 |
Нарынская |
198 024,0 |
198 024,0 |
0 |
Иссыккульская |
219 098,0 |
219 098,0 |
0 |
Таласская |
97 880,0 |
97 880,0 |
0 |
г.Ош |
85 261,0 |
85 261,0 |
0 |
Ошская |
436 278,0 |
436 278,0 |
0 |
Баткенская |
186 338,0 |
186 338,0 |
0 |
Джалалабатская |
385 182,0 |
385 182,0 |
0 |
Предварительная потребность на выплату пенсий за март месяц 2013 года составляет 2 387,2 млн. сом. По состоянию на 05 марта 2013 года (учитывая, что 2,3 марта являлись выходными днями) в целом по республике пенсия профинансирована в сумме 914,6 млн. сомов или 38,3 % от общей потребной суммы.
За последние пять лет рост пенсии был значителен: к концу 2012 года средний размер пенсии достиг уровня 4270 сомов, или по сравнению с 2008 годом возрос в 3 раза, и соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера возросло с 45,7% до 110%.
По предварительным данным за 2012 год Социальным фондом Кыргызской Республики собрано страховых взносов на сумму 18 795,7 млн. сомов, при плане 17 942,0 млн. сомов, выполнение плана составляет 104,8 процентов, в суммарном выражении на 853,7 млн. сомов больше. По сравнению с 2011 годом поступление страховых взносов увеличилось на 116,0 процента или на 2586,7 млн. сомов больше.