Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 16:22, дипломная работа
Цель данного дипломного проекта – усовершенствовать организацию и оплату труда в прессово-кузовном производстве РУП «МАЗ».
Задачи дипломного проекта следующие:
1. Изучить настоящее положение в производстве по организации и оплате труда.
2. Выявить недостатки в данной области.
3. Разработать мероприятия по устранению и улучшению организации и оплаты труда в ПКП.
4. Рассчитать эффективность от внедрения предложенных направлений улучшения организации и оплаты труда в ПКП.
Кроме автомобилей завод выпускает прицепы, полуприцепы и автобусы.
Основу выпуска продукции завода составляют тягачи типа четыре на два и шесть на четыре для магистральных перевозок. К ним относятся двухосные седельные тягачи МАЗ-54323, МАЗ-54326, МАЗ-54327 и трехосные – МАЗ-64229, МАЗ – 64226.
Двухосные тягачи МАЗ-54326 и МАЗ-54327 оборудованы экономическими и экологически чистыми силовыми агрегатами фирмы МАН, задней пневматической подвеской с электронной системой управления, антиблокировочной системой тормозов, пневматической подвеской сидений водителя и пассажира. При агрегатировании с ними трехосных полуприцепов МАЗ-9758 с объемом кузова 8 куб.м грузоподъемность автопоезда составляет 26,5 т с размещением 33 стандартных европоддонов.
В гамме созданных общетранспортных автомобилей следует отметить трехосный бортовой автомобиль МАЗ-6301 с колесной формулой шесть на два грузоподъемностью 14 т с задней дополнительной вывешиваемой осью, предназначенного для работы в составе автопоезда европейского класса полной массой 40 т. Этот автомобиль также имеет заднюю пневматическую подвеску, кроме того, в систему вывешивания задней дополнительной оси включены элементы подвески, которые позволяют вплотную приблизиться по тяговым показателям к автомобилю колесной формулы шесть на четыре при эксплуатации по скользким, заснеженным дорогам, имея при этом экономический выигрыш в эксплуатационных расходах.
В направлении создания гаммы специализированных автомобилей освоен выпуск трехосного самосвала типа шесть на четыре МАЗ-5516-023 с платформой ковшевого типа грузоподъемностью 16500 кг для эксплуатации в основном в карьерных условиях.
Полноприводный трехосный автомобиль-самосвал МАЗ5165 грузоподъемностью 19000 кг создан для работы в тяжелых дорожных условиях. На основе широкой унификации с полноприводными автомобилями освоено производство лесовозных тягачей типа шесть на шесть МАЗ-64255 грузоподъемностью автопоезда до 26000 кг и седельного тягача МАЗ-642515 для работы в составе автопоезда с полуприцепом грузоподъемностью до 42 т. Предназначены для перевозки дорожно-строительной техники и других тяжеловесных грузов.
Трехосный автомобиль-сортиментовоз МАЗ-6303-26 в составе автопоезда может перевозить до 30 т сортиментов леса. На автомобиле предусмотрена возможность установки гидроманипулятора для самопогрузки-разгрузки.
Трехосный седельный тягач МАЗ-64558 создан для работы в лесной промышленности и предназначен для буксировки полуприцепов МАЗ-99864 грузоподъемностью до 30 т.
Полноприводные многоцелевые автомобили типа шесть на шесть высокой проходимости МАЗ-6317 платформенного типа и на его базе седельный тягач МАЗ-64225 предназначены для перевозки грузов в условиях бездорожья и климатических условиях Крайнего Севера, а также армейского назначения. Полная масса автопоезда до 55 т [7].
С конца 90-х годов на предприятии начали производство первых автопоездов нового поколения – семейства МАЗ-6430, которые отвечают возросшим современным требованиям. Они значительно надежнее и экономичнее своих предшественников. Двигатели, устанавливаемые на автопоездах этого семейства, как и сами автопоезда, отвечают требованиям Евро-2. В 2003 году на «Автосалоне-2003» в Москве был впервые представлен двухосный седельный тягач этого семейства с двигателем Евро-3, разработанным и изготовленным на Ярославском моторном заводе [8].
Минский автозавод - один из немногих в странах СНГ заводов, обеспечивающий выпуск, как тягачей, так и прицепной техники к ним. Многотонные тентовые прицепы и полуприцепы, контейнеровозы, предназначенные для международных и междугородних перевозок, грузовые прицепы "Зубренок" к легковым автомобилям.
Наиболее перспективными являются полуприцепы с объемом грузового пространства не менее 83 куб.м и размещением по площади платформы не менее 33 европоддонов с габаритами 800х1200 мм. Этим условиям отвечают трехосные полуприцепы МАЗ-9758 и МАЗ-9758-30, которые по техническим параметрам находятся в одном ряду с полуприцепами фирм Kogel и Schmitz (Германия), Fruehar и Metaco (Франция), Vanhool (Бельгия) и др..
Полуприцепы предназначены для эксплуатации с тягачами колесной формулы четыре на два (МАЗ-54323, МАЗ-5440), оборудованы кузовом с тентом и задними воротами контейнерного типа. На полуприцепах установлены широкопрофильные бескамерные шины 385/65 R22,5, что обеспечивает хорошую устойчивость при высоких скоростях движения, снижение массы по сравнению с двускатной ошиновкой и, соответственно, снижение затрат в эксплуатации. На полуприцепе МАЗ-9758 устанавливается пневматическая подвеска фирмы "Континенталь" или "Вабко" (Германия), а на МАЗ-9758-30 - рессорная подвеска.
Прицеп МАЗ-87011 отличается от своего предшественника МАЗ-83781 полным соответствием европейским тенденциям развития двухосных прицепов. По габаритным параметрам он позволяет при сцепке с большинством выпускаемых в Европе бортовых автомобилей обеспечивать длину автопоезда 18750 мм. В объеме автомобильных перевозок основная масса грузов перевозится в специализированном подвижном составе, значительную часть которого составляют автомобили и автопоезда.
Минский автозавод начал производство двухосного полуприцепа - самосвала МАЗ-9506 грузоподъемностью 26 т к седельному тягачу с гидроотбором МАЗ-64228. Такой автопоезд в эксплуатации может заменить три автомобиля - самосвала МАЗ-5551. Применение автопоезда МАЗ-64228 и МАЗ-9506, например, в дорожном строительстве позволяет ускорить темпы строительства и обойтись без закупок импортной техники. Они положительно зарекомендовали себя при строительстве московской кольцевой дороги.
Специализированный полуприцеп - сортиментовоз МАЗ-99864 предназначен для транспортировки сортиментов длиной от 2 м до 6,5 м, объемом до 46 куб.м, а с установленным гидроманипулятором до 30 куб.м с верхнего склада на нижний или с верхнего склада потребителю. Полуприцепы эксплуатируются с трехосным седельным тягачом МАЗ-64228 и может оборудоваться гидроманипулятором различных форм.
Минский автомобильный завод, начав в 1993 году производство автобусов с привлечением новых, малозатратных, гибких технологий в производстве автобусных кузовов, сегодня вышел на проектный уровень и способен производить 500 автобусов в год на своих технологических линиях.
С 1993 года по настоящее время разработано 7 моделей автобусов, имеющих более 30 модификаций и комплектаций. Разработан и изготовлен опытный образец троллейбуса, несущий в своей конструкции новые решения в системе управления тяговым двигателем [7].
Необходимо отметить, что на заводе уже второе десятилетие ведется производство автобусов городского, пригородного и междугородного сообщения. Созданы первые автобусы второго поколения. Их модельный ряд открыт автобусом средней пассажировместимости МАЗ-256.
На 6-й Московской международной автомобильной выставке «MIMS-2004» завод представил автопоезд повышенной грузовместимости для междугородных и международных перевозок в составе двухосного бортового автомобиля с двигателем ЯМЗ (Евро-3) и трехосного прицепа, а также два автобуса второго поколения – среднего класса МАЗ-256 и междугородний МАЗ-251 [8].
В 2006 году вышел автобус среднего класса второго поколения МАЗ-206. Отличается современным дизайном и высокими эксплуатационными параметрами. Применена низкопольная конструкция [9].
На основании приказа генерального директора производственного объединения «БелавтоМАЗ» - производственного республиканского унитарного предприятия «МАЗ» от 09.11.1982 № 836 было создано прессово-кузовное производство (ПКП). В состав ПКП входят подразделения согласно структурной схеме управления ПКП, которая приведена на рисунке 2.1 [10].
В состав производства входят цеха, которые специализируются на:
Рисунок 2.1 – Структурная схема управления прессово-кузовного производства РУП «МАЗ»
В таблице 2.1 приведены основные технико-экономические показатели работы завода за 2004–2006 гг..
Таблица 2.1 – Основные технико-экономические показатели работы РУП «МАЗ» за 2004–2006 гг.
Наименование показателя |
Год | ||
2004 |
2005 |
2006 | |
Годовой объем производства в натуральном выражении, шт., в том числе: |
21 446 |
25 978 |
28 702 |
Автомобили МАЗ, шт. |
16 856 |
19 713 |
20 235 |
Автобусы, троллейбусы, шт. |
963 |
1024 |
1134 |
Прицепная техника, шт. |
3627 |
5241 |
7333 |
Реализованная продукция в действующих ценах, млн.руб. |
1 167 534 |
1 293 597 |
1 678 329 |
Реализованная продукция в сопоставимых ценах 2006 года, млн.руб. |
1 428 127 |
1 438 480 |
1 678 329 |
Себестоимость реализованной продукции в действующих ценах, млн.руб. |
967 379 |
1 126 465 |
1 462 079 |
Себестоимость реализованной продукции в сопоставимых ценах 2006 года, млн.руб. |
1 183 298 |
1 252 629 |
1 462 079 |
Прибыль от реализации продукции в действующих ценах, млн.руб. |
91 569 |
103 750 |
137 961 |
Прибыль от реализации продукции в сопоставимых ценах 2006 года, млн.руб. |
112 007 |
115 370 |
137 961 |
Среднесписочная численность завода, чел. |
23 179 |
22 467 |
22 874 |
Среднесписочная численность ППП, чел. |
20 714 |
20 616 |
21 233 |
Среднегодовая стоимость основных средств в действующих ценах, млн.руб. |
976 342 |
1 109 203 |
1 218 170 |
Среднегодовая стоимость основных средств с учетом коэффициента пересчета 2006 года, млн.руб. |
1 143 976 |
1 183 964 |
1 218 170 |
Материалоотдача, руб./руб. |
1,49 |
1,47 |
1,46 |
Окончание таблицы 2.1
Наименование показателя |
Год | ||
2004 |
2005 |
2006 | |
Фондоотдача, руб./руб. |
1,25 |
1,21 |
1,38 |
Производительность труда в сопоставимых ценах 2006 года, млн.руб. |
68,95 |
69,77 |
78,67 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
9,46 |
9,21 |
9,44 |
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб./руб. |
0,83 |
0,87 |
0,87 |
Средняя заработная плата ППП, тыс.руб. |
480,88 |
585,01 |
688,98 |
За период 2004-2006 гг. наблюдается рост продаж на предприятии, который сопровождается ростом затрат на 1 рубль реализованной продукции.
На рисунке 2.2 изображена динамика изменения реализованной продукции по заводу за 2004-2006 гг..
Рисунок 2.2 - Динамика изменения реализованной продукции по заводу за 2004–2006 гг.
На рисунке 2.3 показано соотношение реализованной продукции, расходов на оплату труда и производительности труда по заводу за 2004–2006 гг..
Рисунок 2.3 – Соотношение реализованной продукции, расходов на оплату труда и производительности труда по заводу за 2004–2006 гг.
Данный рисунок показал тенденцию роста всех показателей. Однако в целом по предприятию наблюдается превышение роста оплаты труда над производительностью.
В таблице 2.2 отражена себестоимость продукции по элементам затрат за 2004-2006 гг..
Таблица 2.2 –Себестоимость продукции по элементам затрат в сопоставимых ценах за 2004-2006 гг.
Элементы затрат |
2004 год |
2005 год |
2006 год | |||
сумма, млн.руб. |
удель ный вес, % |
сумма, млн.руб. |
удель ный вес, % |
сумма, млн.руб. |
удель ный вес, % | |
Материальные затраты |
954 705 |
80,7 |
975 443 |
77,9 |
1 149 860 |
78,7 |
Расходы на оплату труда |
119 532 |
10,1 |
144 726 |
11,6 |
175 550 |
12,0 |
Отчисления на социальные нужды |
48 009 |
4,1 |
56 355 |
4,5 |
67 875 |
4,6 |
Амортизационные отчисления |
25 365 |
2,1 |
28 211 |
2,2 |
29 168 |
2,0 |
Прочие затраты |
35 687 |
3,0 |
47 894 |
3,8 |
39 626 |
2,7 |
Итого: |
1 183 298 |
100,0 |
1 252 629 |
100,0 |
1 462 079 |
100,0 |