Содержание и функции государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики – единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЕ 6
1.1. Экономическая природа и количественная оценка дефицита государственного бюджета 6
1.2. Основные финансовые источники покрытия дефицита государственного бюджета 15
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВИДЫ 24
2.1. Содержание и функции государственного долга 24
2.2. Внутренний государственный долг 28
2.3. Внешний государственный долг 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3

1. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА И ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЕ                                                                                            6

1.1. Экономическая природа  и количественная оценка дефицита  государственного бюджета                                                                                     6

1.2. Основные финансовые источники покрытия дефицита государственного бюджета                                                                                                                  15

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВИДЫ    24

2.1. Содержание и функции  государственного долга                                 24

2.2. Внутренний государственный  долг 28

2.3. Внешний государственный  долг 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Приложение 1 к Закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год»                                                                                           46

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 Приложение 1 к Закону Республики Беларусь "О республиканском бюджете

на 2009 год"                                                                                                            48

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Приложение 11 к Закону Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2009 год" «Перечень внешних государственных займов (кредитов), обслуживание и погашение которых осуществляется с привлечением бюджетных средств»                                                                    49

 

 

                                                                                        

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы.

Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики – единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование бюджетных дефицитов и государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно, в периоды ее спада.

В настоящее время можно выделить 3 основные точки зрения на то, является ли дефицит государственного бюджета и государственный долг отрицательным или положительным явлением. 

Первая из них, получившая  название монетаристской, исходит из того, что бюджетный дефицит - явление негативное, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Дефицит госбюджета - это своего рода «бомба замедленного действия», врыв которой разрушает экономическую систему необоснованной эмиссией денег и, как следствие, гиперинфляцией. Кроме того, он ложится тяжким бременем на будущие поколения, если займы на покрытие берутся за границей.

Вторая точка зрения - кейнсианская - появилась во времена мирового экономического кризиса 1929 – 1933гг., когда рост государственных займов рассматривался как средство подъема покупательной способности нации, предотвращения кризисов и устранения безработицы. Такие займы становятся важным источником инвестиций, когда другие их источники (например, иностранные инвестиции, доходы от приватизации) отсутствуют или незначительны.

Третья точка зрения - эклектическая, основана на объединении разнородных принципов и взглядов. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета поддерживает высокий уровень процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции, а также завышает обменный курс национальной денежной единицы на внешних рынках. Другие считают, что рост бюджетного дефицита не обязательно сведется к повышению процентных ставок. Они полагают, что государственный долг подразумевает под собой его покрытие через будущие налоги. А ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов уменьшит их располагаемый доход, приведет к сегодняшнему росту сбережений как защитной мере, направленной на сохранение определенного уровня жизни.

Следовательно, актуальны такие вопросы: нужен ли бюджетный дефицит и государственный долг вообще; какими они должны быть по размеру (процент ВВП); какое их количественное влияние на инфляцию и экономический рост; как избежать чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга.

Основной целью бюджетного регулирования является проведение сбалансированной финансово – бюджетной политики (в сфере доходов и расходов бюджета, дефицита бюджета, государственного долга), направленной на повышение социально – экономического развития страны.

Проблема государственного долга рассматривалась в большом количестве научных трудов. Значительное внимание проблеме исследования государственного долга и последствий его существования уделяли Р.Барро, А.Лернер и др.

Целью работы является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей; определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Основными задачами, которые необходимо выполнить для осуществления поставленной  цели, являются: проведение анализа динамики бюджетного дефицита и государственного долга, изучение видов бюджетного дефицита и государственного долга, исследование различных путей сбалансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом в зарубежных странах и Республике Беларусь.

Данная тема связана со многими темами макроэкономики, а именно с фискальной, монетарной политикой, инфляционными процессами, динамикой показателей ВВП и другими.

В качестве источников для написания настоящей работы использованы материалы учебных пособий (таких как «Макроэкономика курс лекций» А.С. Головачева; «Макроэкономика» Плотницкого М.И.; «Макроэкономика» Т.А. Агаповой, С.Ф. Серегиной; «Финансы» Ханкевич Л.А. и др.) и периодических изданий (такие статьи, как например, «Роль государственного долга в рыночной экономике» А.Ю.Шигаева, «Функции государственного долга Республики Беларусь» С.Н.Ильина, «Управление государственным долгом» Т.В.Грицюк, «Государственный долг и макроэкономическая стабилизация» А.Раков и др.) отечественных и российских авторов, материалы международных научно-практических конференций, а также нормативно-законодательные акты, регламентирующие отношения в данной сфере, и данные официального сайта Минфина в Интернет.

 

 

1. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЕ

 

1.1. Экономическая природа и количественная оценка дефицита       государственного бюджета

 

Государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы любой страны. По своей экономической сущности государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда финансовых средств. Его определяют также как ежегодную смету доходов и расходов государства. Государственный бюджет является главным финансовым планом страны, в котором отражается движение централизованных финансовых ресурсов.[17, с.195-196]

Сбалансированный бюджет предполагает, что расходы государства должны быть равны доходам. Однако в настоящее время бюджет большинства стран имеют дефицит. Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами:

1) Осуществление крупных государственных программ развития экономики, ее структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита может быть оправдано, так как значительные государственные расходы будут способствовать в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета.

2) Бюджетный дефицит  может  быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства  и доходов ведет к уменьшению  налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах государства ведет к дефициту.

3) Превышение расходов  над доходами может быть вызвано  милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами.

4) Резкое увеличение государственных  расходов в связи с ростом  уровня инфляции сверх предусмотренной величины (доходы госбюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услуги правительство вынуждено покупать по более высоким ценам и т. д.)

5) Расширение трансфертных  платежей, введение налоговых льгот и принятие других популярных мер в предвыборные годы. [17, с.203-204]

С учетом экономической природы различают структурный, циклический и военный дефицит. Это объясняется тем, что реальные уровни поступлений в бюджет и расходов в значительной степени зависят от стадии делового цикла, в котором пребывает экономическая система. Дефицит бюджета возрастает в периоды спада, так как государственные доходы от налоговых поступлений снижаются, а объемы трансфертных платежей увеличиваются. Во время подъема экономики возникает противоположная ситуация.

В определенной мере дефицит государственного бюджета может быть обусловлен проводимой фискальной (бюджетно-налоговой) политикой. Поэтому необходимо различать изменения в бюджете, происходящие под воздействием дискреционной фискальной политики, от изменений в результате колебаний экономической системы в ходе делового цикла. Если правительство закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный дефицит. Структурный дефицит связан с ухудшением состояния ведущих отраслей национальной экономики и обусловлен необходимостью резко активизировать финансирование программ по их реконструкции (инвестиционные расходы), а также по переподготовке кадров. Структурный дефицит всегда есть результат осмысленной финансовой политики (активный дефицит). Такой дефицит сознательно допускается с целью оживить национальную экономику и добиться устойчивого и долговременного ее роста. Это дефицит госбюджета при естественном уровне безработицы. Оценить структурный дефицит непросто, что объясняется сложностью определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы, потенциального объема ВВП. В странах с переходной экономикой эта проблема еще более усложняется в связи с тем, что на величину бюджетного дефицита влияют такие действия правительства, как отсрочка налоговых платежей для определенных субъектов хозяйствования, введение временных или дополнительных налогов, отсрочка выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и т. д.

Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит. Причиной его образования являются изменения в экономическом цикле.  Это дефицит республиканского бюджета, образованный в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам. По первой причине не обеспечиваются статьи доходов, по второй – увеличиваются статьи расходов госбюджета. [5, с.111] Различия между структурным и циклическим бюджетами тесно связаны с различиями между автоматическими и дискреционными стабилизаторами.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор –   экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. "Встроенные" стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства. В фазе циклического подъема совокупный доход увеличивается  и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает циклический бюджетный излишек, и инфляционный бум относительно сдерживается. В фазе циклического спада совокупный доход снижается, и поэтому налоги автоматически падают, трансферты растут. В итоге увеличивается циклический бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что относительно ограничивает глубину спада. [1, с.118-119]

Военный дефицит связан с военными приготовлениями, с наращиванием государственных заказов по снабжению  армии техникой, амуницией, а также ведение военных действий. При анализе сложившихся военных расходов следует выделять прямые военные расходы и косвенные расходы (пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших, военные расходы, которые скрыто проходят по статьям гражданских ведомств: строительство, мобилизационные расходы). [16, с.323]

Количественная оценка дефицита. Формально размеры дефицита бюджета определяются путем сравнения объемов доходов и расходов. При этом надо учитывать, что в динамике размеры дефицита абсолютно несоизмеримы, так как из года в год объемы ВВП и условия хозяйствования заметно изменяются. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:

Информация о работе Содержание и функции государственного долга