Содержание и функции государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики – единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЕ 6
1.1. Экономическая природа и количественная оценка дефицита государственного бюджета 6
1.2. Основные финансовые источники покрытия дефицита государственного бюджета 15
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВИДЫ 24
2.1. Содержание и функции государственного долга 24
2.2. Внутренний государственный долг 28
2.3. Внешний государственный долг 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: наростание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживают бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к ВВП.

 Для количественной  оценки государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения. Для оценки внешнего долга определяют степень так называемой вовлеченности во внешний долг, которая рассчитывается как отношение объема внешнего долга к валовому продукту. Кроме того, рассчитываются еще два показателя, характеризующие платежеспособность страны. Один из них показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер по долгу с объемом валютных поступлений за год. Критическим значением этого показателя считается 25%.  [5, с. 114 ]

Как же государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государственном долге видят две опасности:

а) возможность банкротства нации;

б) переложение долгового бремени на другие поколения.

Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:

а) рефинансирования (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);

б) взимания налогов (для выплаты процентов по долгу и его суммы);

в) выпуска новых денег в обращение.

По поводу второй опасности нужно сказать следующее. Специфика государственного долга такова, что люди как бы должны сами себе. Внутренний долг – это только отношение между гражданами страны. Граждане, уплачивая налоги, возвращают долги себе по ценным государственным бумагам. В этом случае долг сводится, в конечном счете, на нет (он и есть и его нет). Тем не менее, рост государственного долга имеет негативные экономические последствия для страны и для общества в целом.  Они состоят в следующем.

1) Рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике: деньги можно было бы вложить не в государственные облигации, а в акции корпораций, т.е. в реальные инвестиции.

2) Выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах: те, кто владеет облигациями, станут еще богаче.

3) Повышение налогов для выплаты процента по государственному долгу подрывает действие экономических стимулов и отрицательно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике. Желание работать уменьшается, выпуск продукции падает.

4) Когда правительство берет заем для рефинансирования долга или уплаты процента по нему, это приводит к увеличению процентной ставки, что снижает склонность к инвестированию. В перспективе страна может оказаться с уменьшенным производственным потенциалом.

5) Задолженность перед внешним миром усиливает экономическую и политическую зависимость страны, снижает ее кредитный рейтинг (степень доверия в деловом мире). [12, с.114]

 

2.2. Внутренний государственный долг

 

     Внутренний  государственный долг – это  долг правительства перед физическими  и юридическими лицами, связанный  с заимствованием внутри страны  денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Образование внутреннего долга вписывается в общую схему «доходы-расходы». Созданию долга и государственным расходам предшествует формирование денежных сбережений в секторе домашних хозяйств и бизнеса, которые на определенных условиях передаются государству во временное распоряжение. Не исключено, что в определенный период прирост государственного долга будет компенсировать недостаток совокупного спроса. А это будет способствовать поддержке приемлемых темпов  экономического развития, стимулировать рост денежных доходов населения и хозяйствующих субъектов. [16, c. 330]

     Внутренний  долг порождается бюджетными  дефицитами, так называемым долговым  финансированием. Государственные  займы выпускаются на различные сроки, и поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее  обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие. Большинство экономистов утверждает, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования. [17, с.210]

     Таким образом, в качестве основных компонентов  внутреннего государственного долга  можно выделить:

     а) кредит, полученный правительством в центральном банке страны («монетизация дефицита»). Работа печатного станка может осуществляться в пределах объективной потребности национальной экономики  и дополнительной денежной массе вслед за возрастанием ВВП. Но кредитная эмиссия в пользу правительства уменьшает возможности Центрального банка для рефинансирования национальной банковской системы;

     б) кредит, полученный  правительством в коммерческих  банках, за минусом размещенных  депозитов (валютные резервы правительства  и т. п.);

     в) объем продаж  государственных долговых обязательств (ГКО, ГДО и т. п.), распространяемых среди юридических лиц;

     г) облигации  внутренних государственных займов (рублевых, валютных), распространяемых  среди физических лиц;

     д) казначейские  векселя и обязательства, используемые  для оплаты общегосударственных нужд (поставка в страну энергоносителей, погашение старых внешних долгов, и т. п.);

     е) просроченная  задолженность коммерческим банкам  со стороны государственных предприятий-банкротов, которую правительство, выполняя  ранее выданные гарантии, переводит  на себя;

     ж) вклады населения в государственном сберегательном банке (за минусом полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования государственных предприятий. [16, c. 331]

     При определенных  условиях внутренний государственный  долг может иметь негативные последствия и стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.

     1. Рост внутреннего государственного долга особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

     2. Государство, продавая ценные бумаги, конкурирует  на рынке ссудного капитала  с частным сектором. В результате  конкуренции ставка ссудного  процента повышается, что ведет  к сокращению частных инвестиций  в экономику страны, чистого экспорта  и, частично, потребительских расходов.

     3. Негативным  последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем ВВП, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста ВВП, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом.

     Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов, в-третьих, секвестирование бюджета.

    Если государство  финансирует бюджет путем выпуска  денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает внутренний  долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции.

     Введение специальных  налогов или повышение налоговых  ставок позволит в краткосрочном  периоде увеличить доходы бюджета, а значит уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

     В некоторых  случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования. Секвестирование – пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10, 15% и т. д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу). [17, с.210-211]

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге» под внутреннем госдолгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории республики. [1]. Причем гарантией по внутреннему долгу является имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности.

Внутренний государственный долг Республики Беларусь выражается:

- в виде займов, выпускаемых  в форме ценных бумаг от  лица Совета Министров;

- кредитов Национального  банка Республики Беларусь;

- других государственных  долговых обязательств (краткосрочных  или долгосрочных), гарантированных  Правительством Республики Беларусь. [14, с.12]

Исключительное право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит Министерству финансов Республики Беларусь. Для этого используются операции на открытом рынке - один из трех основных методов финансирования дефицита бюджета (помимо эмиссии государственных облигаций, это - использование золотовалютных резервов Национального банка и денежная эмиссия). При этом учитываются следующие моменты:

- размер внутреннего государственного  долга, в свою очередь, является  бюджетной функцией, при положительном сальдо бюджета появляется перспектива сократить внутренний госдолг;

- новая эмиссия государственных  ценных бумаг выполняет функцию  рефинансирования накопленной задолженности, первостепенно той ее части, по  которой наступают сроки платежа;

- финансирование бюджетного дефицита путем новых эмиссий государственных ценных бумаг не обязательно приведет к росту инфляции в будущем (хотя такой потенциал имеет место).

Таким образом, внутренний государственный долг - это задолженность правительства юридическим и физическим лицам в пределах национальных границ, выраженная в денежной или иных формах, обеспечиваемых актами Республики Беларусь. Его образование обусловлено, прежде всего, несоответствие между потребностями государства в финансировании своих расходов и его возможностями. Государство всегда испытывает недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего и является образование дефицита бюджета. Кроме того, внутренний государственный долг образуется в результате привлечения средств по покрытие дефицита бюджета в предшествующие годы.

 

 

 

 

2.3 Внешний государственный  долг

 

Вопрос о том, означает ли финансирование государственных расходов с помощью займов большее бремя для будущих поколений по сравнению с налогами, представляется сложным не только человеку с улицы, проблема вызывает жаркие споры и среди профессионалов. Одно из недоразумений связано с тем, что государственный долг связывают по аналогии с частным долгом. Это действительно справедливо для внешнего государственно долга. Вот как выразился по этому поводу американский  экономист А. Лернер (1948).

     «Нация, которая  должна другим нациям…нищает  или обременяет себя точно  также как человек, задолжавший другим людям.» [3, c. 304]

     Внешний  государственный  долг – это финансовые долги правительства данной страны перед иностранными государствами, зарубежными банками, международными финансовыми организациями. [16, с. 331]

Информация о работе Содержание и функции государственного долга