Содержание и функции государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики – единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЕ 6
1.1. Экономическая природа и количественная оценка дефицита государственного бюджета 6
1.2. Основные финансовые источники покрытия дефицита государственного бюджета 15
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВИДЫ 24
2.1. Содержание и функции государственного долга 24
2.2. Внутренний государственный долг 28
2.3. Внешний государственный долг 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

1) Обычно при оценке  величины государственных расходов  не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.

2) Важная  статья государственных расходов – обслуживание задолженности, т.е. ранее возникшей задолженности правительства перед населением страны и внешним миром, в виде процентных выплат, погашения части основного долга (амортизация государственного долга).

Государственные   расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, равный  RrD, а не номинальный процент, равный RnD, где D – величина государственного долга, Rr – реальная ставка процента, Rn – номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный  дефицит часто завышается на величину πD, т.к. по уравнению Фишера

                                                           π = Rn – Rr                                              1.1                                                       

 При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной, так как в периоды роста инфляции реальная процентная ставка равна:

                                                                                                                    1.2

Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию.

Реальный дефицит госбюджета равен номинальному дефициту за минусом величины государственного долга на начало года, умноженному на темп инфляции.

3) При оценках дефицита  государственного бюджета на  макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые по своей природе не могут быть дефицитными. Поэтому чем больше расходы местных бюджетов превышают их доходы, тем большим может оказаться дефицит республиканского бюджета. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в республиканский бюджет. Местные бюджеты традиционно склонны добиваться больших дотаций в свою пользу.

4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, существует его скрытый

дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью

центрального банка страны, а также государственных предприятий и коммерческих банков.[1, с.362-363]

Например, Центральный банк может оказаться подключенным к прямому финансированию жилищных программ по льготным ставкам и при сохранении других нерыночных условий, к финансированию сельскохозяйственных кампаний (посевные работы, уборка урожая), а также кредитованию расходов правительства на льготных условиях (закупка зерна, погашение задолженности внешним кредиторам и т. п.)

Для покрытия убытков государственных предприятий, выплат завышенной заработной платы наемному персоналу и финансирования скрытой безработицы в государственном секторе могут прибегать к использованию кредитов коммерческих банков. Надо учитывать и сумму накопившихся «плохих кредитов» (просроченные долговые обязательства госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам), выданных коммерческими банками предприятиям и организациям государственного сектора.

Также для того, чтобы застраховаться от неоплаты в срок государственного заказа, поставщики склонны завышать контрактные цены, что является существенным моментом в раскручивании инфляции издержек производства.

Суммирование изложенных выше и других схожих компонентов позволяет определить скрытый дефицит. Скрытый дефицит и официальный дефицит в сумме равны реальному дефициту.

В макроэкономическом анализе особое внимание уделяется выявлению причин возникновения устойчивого дефицита государственного бюджета. Среди таковых выделяются:

1)    Циклический спад объемов производства (циклический дефицит).

2) Активная государственная  политика в режиме «встроенных  стабилизаторов» (увеличение инвестиций, сокращение налогов и другие льготы бизнесу).

Так в Республике Беларусь проводимое в последние годы реформирование налоговой системы было направлено на снижение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики, либерализацию экономической системы республики и повышение ее инвестиционной привлекательности.

В 2008 году отменены пять обязательных платежей в бюджет. В 2009-м изменения в налоговой системе еще более значительны. Уменьшена ставка сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей с 2 до 1% от выручки. Существенные изменения коснулись налога на недвижимость. Из объектов обложения налогом исключена активная часть производительных фондов. Это призвано создать новые стимулы модернизации и технического перевооружения производства.

Важным шагом является изменение порядка взимания подоходного налога.

Налоговая нагрузка должна снижаться и в 2010 году. Намечено полностью отказаться от взимания сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей и налога на приобретение автотранспортных средств, отменить местные целевые сборы из прибыли. Указанные меры позволят снизить налоговую нагрузку в целом на сумму около 1,8 трлн. рублей.

3) Сокращение налоговых  поступлений без корректировки  государственных расходов, а также неудовлетворительная организация сбора налогов и платежей (высокие затраты по организации, уклонения от уплаты налогов; рост недоимок).

В Республике Беларусь снижение налоговой нагрузки на экономику имеет и обратную сторону. В 2008 году в результате реализации комплекса мер по снижению налоговой нагрузки бюджет не досчитался более 1 трлн. рублей. (0,9% ВВП), В 2009 году по оценке министерства финансов – 2 трлн. руб. (1,3% ВВП), а в 2010 году – еще 1,7 трлн. рублей.

Поэтому необходимо  было задействовать все резервы, способные дополнительно наполнить казну, однако не было выработано новых решений для пополнения бюджета. Так, например, в 2008 году не смогли увидеть и изъять сверхдоходы РУП ПО «Беларуськалий» от экспорта калийных удобрений. В итоге средства в бюджет изъяли частично и только к концу года, и продолжают изыматься в текущем году, а цена вопроса более 1 трлн. рублей.

Также отменяя малоэффективные налоги и сборы необходимо предлагать альтернативу, позволяющую на качественно новом уровне компенсировать потери бюджета. К примеру, отменив налог с пользователей автомобильных дорог, ничего не было предпринято по введению системы дорожных сборов.

Также не было выполнено задание по поступлению в местные бюджеты доходов от вновь созданных организаций, установленное Законом «О бюджете». Контрольный показатель – 2% от доходов местных бюджетов – достигнут только в Брестской области.

4) Наростание убытков  и финансовых потерь предприятий  и организаций, общее ухудшение  финансового положения реального  сектора экономики и сокращение налогооблагаемой базы.

5) Влияние решающей фазы  «политического цикла» накануне  очередных выборов и активизации  государственной социальной политики.

6)  Повышение долгосрочной  бюджетной напряженности из-за  повышения удельного веса лиц пожилого возраста, рост государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение, а также возрастание удельного веса молодежи в структуре населения и увеличение расходов на образование, создание новых рабочих мест.

В Республике Беларусь в 2009 году возросла значимость реализации мероприятий Государственной программы содействия занятости населения с объемом финансирования 174 млрд. рублей, в том числе на создание новых рабочих мест – около 50 млрд. рублей.

В зависимости от типа проводимой финансовой политики различают:

а) активный дефицит, т.е. осмысленный дефицит, когда расходы превышают доходы, в том числе из-за сокращения налоговой нагрузки, наращивания объема инвестиций за государственный счет и т.п.

б) пассивный дефицит, т.е. вынужденный дефицит, так как государственные доходы уменьшаются из-за сокращения хозяйственной активности. [16, с.325-326]

Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования государственных расходов и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним, среди которых можно выделить: кредитование Центральным (Национальным) банком государства в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования;  денежную эмиссию.  

Выделяют три концепции регулирования бюджета.

1. Концепция ежегодно  балансируемых бюджетов, в соответствии  с которой исключается фискальная  деятельность государства как  антициклическая, стабилизирующая  сила. Балансирование осуществляется с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов.

2. Концепция бюджета, балансируемого  на циклической основе предполагает, что правительство реализует  анктициклическую политику и  одновременно балансирует бюджет. При этом бюджет балансируется  не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Так в период спада экономики правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, что ведет к дефициту бюджета. В период экономического роста правительство принимает противоположные меры, используя положительное сальдо бюджета для возмещения предыдущего дефицита.

3. Концепция функциональных  финансов, в соответствии с которой основной целью государственных финансов является стабилизация экономики, а проблемы, порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение. Это обосновывается тем, что в периоды подъема поступления в бюджет увеличиваются автоматически, следовательно, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться. [ 5, с.111- 112]

 

1.2. Основные финансовые источники покрытия дефицита государственного бюджета

 

Обнаружение дефицита бюджета еще на стадии его составления заставляет изыскивать источники для его покрытия. Сокращение расходов и увеличение доходов (за счет балансирующих статей) – это самые элементарные действия, которые в таких случаях можно предпринять. Но если и после этого дефицит продолжает сохраняться, то включается так называемый механизм дефицитного финансирования бюджета. [16, c. 206]

Существует несколько способов финансирования бюджетного дефицита.

Кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Выпуск займов.

Увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Средства, получаемые от приватизации государственной собственности.

Рассмотрим каждый из этих способов.

1. Денежное финансирование  бюджетного дефицита в долгосрочном  периоде сталкивается с такими  явлениями, как инфляционный налог и сеньоранж. Поддерживая инфляцию на определенном уровне, правительство выпускает в обращение большое количество денег, следовательно, поддерживает рост цен. Увеличение цен вызывает падение покупательной способности наличности, находящейся на руках у населения. Если доход фиксирован, то для поддержания покупательной способности приходится отчислять большую часть дохода. В результате чего большая часть дохода идет на оплату фиксированного объема товаров. Государство как бы изымает у населения часть дохода, которую использует на покрытие бюджетного дефицита. Отсюда – инфляционный налог – это потери капитала, понесенные владельцами денежных средств, вследствие инфляции. Сеньоранж – это доход, полученный правительством в результате его монопольного права выпуска денег. Сеньоранж может быть измерен покупательной способностью денег, выпущенных в обращение за данный период. Если кассовые остатки постоянны, то инфляционный налог равен  сеньоранжу. [6, с.177]

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Наростание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для откладывания уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственной эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если отсрочка платежей касается госпредприятий бюджетной сферы, то накопившиеся долги правительство, как правило, оплачивает, в конце концов, ценными бумагами. Если же она используется в отношении частного сектора, то в дальнейшем предприятия начинают закладывать эту отсрочку в цены, что стимулирует инфляцию. [1, с.121-122]

Информация о работе Содержание и функции государственного долга