Содержание и функции государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики – единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЕ 6
1.1. Экономическая природа и количественная оценка дефицита государственного бюджета 6
1.2. Основные финансовые источники покрытия дефицита государственного бюджета 15
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВИДЫ 24
2.1. Содержание и функции государственного долга 24
2.2. Внутренний государственный долг 28
2.3. Внешний государственный долг 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

2.  Государственный заем. К такому методу привлечения доходов правительство прибегает, когда темпы роста государственных расходов стабильно опережают темпы роста налоговых поступлений. Бюджетный дефицит покрывается за счет выручки от реализации долговых расписок государства. Государственный заем есть одна из разновидностей кредитных отношений между государством и физическими и юридическими лицами. Здесь государство выступает как крупный заемщик денежных средств. Определяются предельные сроки и условия погашения долговых обязательств государства. Обеспечением займа выступает все имущество, находящееся в собственности государства. Различаются внутренние и внешние, центральные и местные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные займы. В зависимости от характера выплачиваемого дохода государственные займы делятся на выигрышные, процентные, дисконтные и т.д. [16, с.327]

Внутреннее долговое финансирование имеет место, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке субъектам хозяйствования, населению данной страны. По ценным бумагам выплачивается доход (как правило, в виде процента), источником которого являются средства бюджета. Когда у правительства нет средств для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем. Деньги, полученные от продажи новых ценных бумаг, используются для погашения тех, срок обращения которых истек. В этом случае правительство осуществляет рефинансирование.

Если государственные ценные бумаги продаются субъектам хозяйствования, населению, то такой способ финансирования  бюджетного дефицита считается безинфляционным или малоинфляционным. Но государство может продавать свои ценные бумаги непосредственно Центральному банку. Покупая их, Центральный банк тем самым расширяет объем денежной массы в стране. Если этот процесс происходит активно, то он может привести к избытку денег в обращении и,  следовательно,  к инфляции. В странах с высокой инфляцией  стоимость государственных ценных бумаг быстро падает и добровольный спрос на них низок. Правительства часто используют методы принуждения (прямые или косвенные), чтобы заставить коммерческие банки, пенсионные фонды приобретать их, что равнозначно по сути дела дополнительному налогообложению. Такой способ размещения ценных бумаг подрывает доверие к правительству.

Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Оно возможно в том случае, если данные облигации приносят больший доход, чем ценные бумаги других стран, т. е. уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового. Установление таких ставок может быть результатом сознательных действий центрального банка страны. [17, с.206-207]

Государственные займы выполняют важную фискальную роль. Их долгосрочный характер позволяет использовать заимствованные финансовые средства для реализации крупных инвестиционных проектов. Тогда есть возможность приурочить погашение долговых обязательств государства к срокам ввода в строй нового предприятия и получения прибыли.

В тех случаях, когда заем государства используется на непроизводственные цели, источником погашения долга выступают только налоговые поступления или доходы от выпуска очередных займов.[16, с.327]

3.     Проблема  увеличения налоговых поступлений  в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, направленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление, повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера. [1, с.123]

Таким образом, ни один из способов финансирования бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

В Республике Беларусь в 1993 – 1994 годах основными источниками покрытия дефицита были внешние займы (таким способом покрылось 60 – 97% дефицита). В дальнейшем использовались внутренние источники. В 1996 году дефицит бюджета на 84,5% был покрыт эмиссионными кредитами Национального банка. В 1997 году в источниках покрытия дефицита до 50% возросла доля государственных ценных бумаг (к их выпуску правительство приступило с 1994 года). В критическом 1999 году 72% дефицита (включая погашение внешней задолженности) было покрыто эмиссионными кредитами Национального банка, тогда же уровень инфляции в стране вновь достиг рекордной отметки. Остальная часть дефицита была профинансирована выпуском ГКО. Для финансирования дефицита в 2002 году вновь удалось привлечь внешние кредиты (примерно 35% от объема дефицита). [16, c. 326]

На 2008  год был утвержден республиканский бюджет  по расходам в сумме 40342173851 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 38152173851 тыс. рублей.

И установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2008 год в сумме 2190000000 тыс. рублей. Осуществлялось финансирование дефицита государственного бюджета согласно приложению №1 к Закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год».[9], приложение A.

Проанализируем исполнение республиканского бюджета за январь-июль 2008 года и сравним с аналогичным периодом текущего года.

За январь-июль 2008 года доходы республиканского бюджета составили 26,9 трлн. рублей, или 69,2% годового плана.

Налога на прибыль поступило 1,8 трлн. рублей, или 72,3 % годового плана. За январь-июль текущего года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 4,5 трлн. рублей, или 60,0 % годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 5,6 трлн. рублей, или 80,5 % годового плана.

По состоянию на 1 августа 2008 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 102,6 млрд. рублей и сократилась с начала года на 46,9 млрд. рублей.

Расходы республиканского бюджета за январь-июль 2008 года составили 24,1 трлн. рублей, или 57,5% годового плана.

В целом за январь-июль 2008 года обеспечено ритмичное финансирование расходов республиканского бюджета. Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды. Обеспечено опережающее финансирование расходов республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, относительно поступивших доходов, в сумме около 150 млрд. рублей.

На 01.08.2008 года по республиканскому бюджету кредиторская задолженность (без фондов) составила 56,5 млрд. рублей и носила текущий характер.

Превышение доходов над расходами по республиканскому бюджету за январь-июль 2008 года составило 2,8 трлн. рублей (в том числе без учета фондов — 1,3 трлн. рублей) за счет опережающего поступления доходов, включая доходы Фонда социальной защиты населения и отдельных целевых бюджетных фондов, и неполным освоением выделенных средств со стороны их распорядителей. (Таблица 1.1)

 

                                                              Таблица 1.1

Превышение доходов над расходами по республиканскому бюджету за январь-июль 2008 года [2, c. 12]

                                                                  Млрд.рублей

Показатели

Уточненный план на 
2008 год

Исполнено  
за январь-июль

В % к плану  
2008 года

Всего доходов

38874,3

26895,6

69,2

из них:

     

- налог на прибыль

2465,5

1783,2

72,3

- налог на добавленную  стоимость

7491,4

4494,5

60,0

- акцизы

3102,8

2013,8

64,9

Всего расходов

41922,3

24112,0

57,5

из них:

     

- общегосударственные расходы

9802,3

5382,0

54,9

- национальная экономика  и ЖКХ

11678,6

7132,1

61,1

- расходы на финансирование  социальной сферы (образование, культура  и искусство, кинематография, средства  массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика)

16699,7

9543,8

57,1

Превышение доходов над расходами (+), 
Дефицит (-)

 

- 3048,0

2783,6

 



    В расходах консолидированного бюджета за январь-июль 2008 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее, субсидии и текущие трансферты, обслуживание государственного долга.  На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 11,4% всех бюджетных расходов.  Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство.

Почти четверть  всех поступлений в республиканский бюджет (без учета ФСЗН) обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, возросли налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 31,3%. Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) занимали расходы по разделам «Социальная политика» , «Общегосударственные расходы» .

В целом сложившиеся тенденции в налогово-бюджетной сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2008 году подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.

За январь – июль 2009 года доходы республиканского бюджета сложились в сумме 24,7 трлн. рублей (53,1 % ожидаемого исполнения 2009 года).

За январь-июль 2009 года в республиканский бюджет поступило: налоговых доходов на сумму 13,7 трлн. рублей (49,1 %), неналоговых доходов на сумму 1,8 трлн. рублей (56,5%), доходов Фонда социальной защиты населения на сумму 9,2 трлн. рублей (59,5%).

По состоянию на 1 августа 2009 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 83,9 млрд. рублей, что на 12,6 млрд. рублей больше, чем по состоянию на 1 июля 2009 года.

Расходы республиканского бюджета за январь-июль 2009 года составили 25,7 трлн. рублей (55,1% к ожидаемому исполнению 2009 года).

Из них, на финансирование социальной сферы (образование, культура и искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика) направлено 11,2 трлн. рублей (52,5 %), национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства - 7,2 трлн. рублей (60,3 процента), расходы на общегосударственную деятельность составили 5,5 трлн. рублей (47,5 процента).

Дефицит республиканского бюджета за январь-июль 2009 года составил 947,9 млрд. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ: ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИИ

 

2.1. Содержание и функции государственного долга

 

Государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков или, другими словами, государственный долг – это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относятся займы правительства у Сбербанка и внешние межправительственные займы. [5, с.112]

Исходной причиной образования государственного долга является дефицит бюджета. При недостатке денежных доходов государство прибегает к дефицитному финансированию (см. рис. 2.1.)





                           


                           


                           

 

При экспертной оценке государственного долга сравнивая с одной стороны, общую сумму задолженности, расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга [10], приложение Б, с другой – объем ВВП, объем экспорта, расходы госбюджета и т.п. В итоге получаем соответствующие показатели, отражающие состояние государственного долга на определенную дату. [16, c. 329]

Также одной из причин порождающих государственный долг являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг.

Еще одной причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования.

В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги. [5, с.112]

Внутренний государственный долг – это долг правительства перед физическими и юридическими лицами, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета.

Внешний государственный долг – это финансовые долги правительства данной страны перед иностранными государствами, международными финансовыми организациями.

Что касается функций государственного долга, то принято выделять:

а) фискальную, т.е. создание финансовой базы для выполнения государством соответствующих обязательств и функций;

б) стабилизирующую, которая предполагает позитивное воздействие на макроэкономические пропорции (удержание инфляции, стабилизация внешнеторгового баланса, насыщение внутреннего рынка товарами, рост занятости и сокращение безработицы). [16, c. 330]

Информация о работе Содержание и функции государственного долга