Структура управления предприятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 09:15, дипломная работа

Краткое описание

Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.

Содержание

Введение
2

Глава 1. Теория определения эффективности организационной структуры

1.1. Понятие организационных изменений на предприятии и его необходимость
7

1.2. Причины изменения организационной структуры
11

1.3. Сопротивление организационным изменениям и его причины
16

1.4. Анализ и проектирование организационной структуры
19

1.5. Эффективность организационных изменений в управлении предприятием
38

1.6. Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления
43

Глава 2. Анализ деятельности организации и организационной структуры на примере предприятия швейная фабрика «Тунук»

2.1. Общая характеристика организации
46

2.2. Анализ деятельности конкурентов швейной фабрики «Тунук»
49

2.3. Применение маркетинговой стратегии для совершенствования структуры предприятии


54

2.4. Пути совершенствования структурной стратегии предприятия
56

Заключение
58

Список используемой литературы
60

Приложения
64

Вложенные файлы: 1 файл

Стр.упр.пп.docx

— 190.98 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Введение 2
Глава 1. Теория определения  эффективности организационной  структуры  
1.1. Понятие  организационных изменений на  предприятии и его необходимость 7
1.2. Причины изменения организационной структуры 11
1.3. Сопротивление  организационным изменениям и  его причины 16
1.4. Анализ  и проектирование организационной  структуры 19
1.5. Эффективность  организационных изменений в управлении предприятием 38
1.6. Соответствие  структуры управления предприятия  современным требованиям эффективного  управления 43
Глава 2. Анализ деятельности организации и  организационной  структуры на примере  предприятия швейная  фабрика «Тунук»  
2.1. Общая  характеристика организации 46
2.2. Анализ  деятельности конкурентов швейной  фабрики «Тунук» 49
2.3. Применение  маркетинговой стратегии для  совершенствования структуры предприятии  
54
2.4. Пути совершенствования структурной  стратегии предприятия 56
Заключение 58
Список  используемой литературы 60
Приложения 64

 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

  Основными экономическими целями предприятия  в рыночных условиях являются повышение  эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и  удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние  фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим государства снимается  всякая ответственность за обеспечение  предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень  его заработной платы.

  Проводимая  в стране экономическая реформа  предполагает коренное изменение сложившихся  методов стратегического развития самих предприятий и государственного регулирования экономики. Цель экономической  реформы заключается в создании новых отношений между предприятиями, а также внутри отдельных предприятий. Сферой государственного регулирования  все больше становятся макроэкономические преобразования, а общей тенденцией является децентрализация управления и смещение основных рычагов регулирования  на микроуровень с переходом к все большей экономической самостоятельности предприятий, прежде всего на базе развития на них отношений собственности. Каждое предприятие вынуждено в основном самостоятельно выбирать путь выхода из кризиса и вхождения в рынок. Условием стабильного эффективного функционирования становится такая форма поведения предприятия, при которой, по нашему мнению “максимально проявляется частная инициатива и забота каждого о самом себе”.

      Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации, т.е. "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает  весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют  менеджеры всех уровней, категорий  и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным  для того, чтобы все протекающие  в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций  уделяют принципам и методам  построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций  изменения и оценкам соответствия задачам организаций, - это показывает актуальность и важность данной темы в современных условиях.

      Под структурой управления понимается упорядоченная  совокупность устойчиво взаимосвязанных  элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого  целого. ОСУ определяется также как  форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим  функциям, направленным на решение  поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций  организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения  функциональных обязанностей, прав и  ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими  в ее состав органами управления и  работающими в них людьми.

      На  сегодняшний день, в нашей стране в интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия, повышения устойчивости и адаптационной способности в удовлетворении потребительского спроса, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг предприятия должны целенаправленно проводить организационные изменения. Благодаря этому преодолевается инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений. Поэтому, именно эта проблема легла в основу научных изысканий данного дипломного проекта.

      Целью данного дипломного проекта, главным образом, будет являться выявление необходимости проведения организационных изменений, изучение этой проблемы и разработка предложений основных  направлений организационных изменений на конкретном предприятии.

      Главной задачей разработанного проекта  является разработка предложений проведения организационных изменений для  совершенствования существующей организационной  структуры на предприятии.

      Представленная  дипломная работа состоит из двух глав (разделов), введения и заключения.

      Первая  глава  включает в себя теоретический  материал, касающийся основных вопросов организационных изменений. Здесь  раскрыты понятия и причины организационных  изменений, сопротивление организационным  изменениям, рассмотрены предпосылки  и условия способствующие организационным изменениям, основные этапы и методы проведения организационных изменений, описан вопрос эффективности организационных изменений.

      Вторая  глава данного дипломного проекта  посвящена изучению объекта исследования. Сначала дается краткая общая  характеристика предприятия, затем  рассматривается организационная  структура предприятия швейная фабрика «Тунук», миссия и приоритетные цели данного предприятия. В заключении формулируется выводы по результатам выполненного дипломного проекта.

      При написании работы использовалась экономическая  литература отечественных и зарубежных авторов, стратегия развития предприятия швейная фабрика «Тунук», а также система предпринимательских, организационных и трудовых стратегий, изучение методов разработки стратегий, методов выбора конкретных стратегий и их композиции в систему стратегий предприятия и изучение факторов, влияющих на формирование стратегии предприятия, внешних и внутренних, и их оценка.

      Также в данной работе приведена характеристика стратегического потенциала предприятия, без которого невозможно формирование перспективных целей предприятия  и выработка эффективных стратегий  их достижения, изучение критериев  оценки стратегии предприятия, что  очень важно для выбора оптимального варианта развития структуры предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теория Определения эффективности организационной структуры 

1.1. Понятие организационных изменений на предприятии и его необходимость 

      В настоящее время стало модным проявлять интерес к организационным изменениям. Это объясняется тем, что во многих фирмах изменение условий окружения и технологии вызывает необходимость соответствующих организационных изменений. Утверждают даже, что быстрота, с которой происходят социальные изменения, и растущая сложность условий окружения уже сами по себе определяют необходимость в частых организационных изменениях. На этом основании У. Беннис утверждает, что бюрократический тип организации будет вытеснен "органично - адаптивными" структурами, т.е. "адаптивными, быстро изменяющимися системами временного типа, состоящими из различных специалистов, объединенных в органичное целое усилиями специалистов по координации и оценке задач".

      Понятие организационного изменения было введено  в теорию экономики, и оно имеет место в самой системе управления. 

      

      

      

      

        

Рис. 1.1   Модель системы управления. 

      Чем быстрее реакция организации  на внешние изменения и реализация ответных действий, тем быстрее организация выйдет из зоны нестабильности и сможет конкурентоспособно функционировать в новых условиях окружающей среды.

      Обновление  организации представляет собой  процесс замены устаревших и неспособных  в должной мере выполнять свои функции ее элементов новыми или  дополнение их ранее не существовавшими  с целью приблизить ее возможности к требованиям жизни. Отставание от нее сказывается прежде всего на общих результатах ее деятельности, приводят к сужению круга покупателей и клиентов, снижению качества товаров и услуг, уменьшению масштабов сбыта, и в итоге выражается в падении прибыли.

      Организационные проблемы обычно бывают связаны с  устаревшей структурой фирмы, системой управления ею, сбоями в информационном обмене, неблагополучии в персонале, финансах, технологиях.

      Приближение к точке разрыва требует от организации принятия мер по обновлению основных направлений своей деятельности. Но даже если дела идут благополучно и, организация находится на подъеме, она все равно должна обновляться, если хочет достичь или сохранить  лидирующее положение в своей сфере. Поэтому процесс совершенствования, по сути, непрерывен и является одним из важнейших объектов управления.

      Преобразования, происходящие в организации, можно  рассматривать с самых различных  точек зрения. Прежде всего, они бывают запланированными и незапланированными. Первые осуществляются в рамках эволюционного развития, тенденции которого хорошо отслеживаются, и на основании этого заблаговременно намечается наиболее подходящий момент для преобразований. Незапланированные часто приходится осуществлять спонтанно, в неожиданных ситуациях, поэтому иногда их процесс может стать стихийным, неуправляемым.

      Преобразования  могут быть разовыми или многоступенчатыми, что во многом определяется их масштабом, располагаемым временем, внутренней гибкостью организации, ее способностью выдержать шок, вызванный переменами.

      Если  преобразования навязываются членам организации, они вызывают их недовольство и снижают  деловую активность; правда, не всегда согласование тех или иных вопросов с исполнителями бывает возможным  и целесообразным, тем не менее это по возможности рекомендуется делать, например, путем привлечения рядовых членов организации к совместной выработке решений, консультированию и т.п.

      Методы, с помощью которых осуществляются  преобразования, могут быть технологическими  (модернизация  оборудования,  реконструкция 

      предприятия); организационными (реорганизация, создание прогрессивной системы норм и нормативов); пропагандистско - воспитательными (демонстрация преимуществ, убеждение, разъяснение); административными (принуждение, угроза наказания); экономическими (материальное стимулирование).

      Направленность  процесса преобразований и методов  их осуществления должны быть согласованы друг с другом, а также с повседневной деятельностью организации и системой управления ею.

      Любые преобразования требуют наличия  определенных предпосылок, ослабляющих  сопротивление членов организации  и обеспечивающих конечный успех. Они  могут быть идеологическими, организационными, кадровыми, материальными.

Информация о работе Структура управления предприятиями