Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 09:15, дипломная работа
Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.
Введение
2
Глава 1. Теория определения эффективности организационной структуры
1.1. Понятие организационных изменений на предприятии и его необходимость
7
1.2. Причины изменения организационной структуры
11
1.3. Сопротивление организационным изменениям и его причины
16
1.4. Анализ и проектирование организационной структуры
19
1.5. Эффективность организационных изменений в управлении предприятием
38
1.6. Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления
43
Глава 2. Анализ деятельности организации и организационной структуры на примере предприятия швейная фабрика «Тунук»
2.1. Общая характеристика организации
46
2.2. Анализ деятельности конкурентов швейной фабрики «Тунук»
49
2.3. Применение маркетинговой стратегии для совершенствования структуры предприятии
54
2.4. Пути совершенствования структурной стратегии предприятия
56
Заключение
58
Список используемой литературы
60
Приложения
64
1.6. Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления
Организационную структуру любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения или органов с любым видом деятельности следует рассматривать с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность и эффективность влияют:
действительные взаимосвязи между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;
действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение; полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).
При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности производства.
Для построения рациональной структуры управления необходимо чтобы она соответствовала требованиям, предъявляемым к организационным структурам новыми условиями хозяйствования. Одно из них - ясность. Каждое подразделение предприятия, каждый ее сотрудник (в особенности каждый руководитель) должен четко знать, где он находится и куда ему обращаться за информацией, помощью или решением. Ясность не следует путать с простотой. Простым структурам может не хватать ясности. И наоборот, очень сложные структуры могут быть очень ясными. Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, впустую расходует время, раздражает работников и задерживает решения.
Тесно связано с ясностью требование экономичности. Контроль, надзор и стимулирование должны требовать минимума усилий. Организационная структура управления должна способствовать самоконтролю и мотивации. Чтобы удерживать предприятие на ходу, минимально возможное количество людей (особенно высококвалифицированных и работоспособных людей) должно посвящать внимание и силы «управлению», «организации», «контролю», «коммуникации», «кадровым проблемам».
Организационная структура, должна направлять внимание всех сотрудников не на усилия, а на результаты работы предприятия в целом. Работу руководителей нужно оценивать по экономическим результатам, а не по стандартам узко профессиональной компетентности или административного мастерства.
Организационная структура не должна ориентировать людей на псевдорезультаты. Она не должна поощрять тенденцию навешивать не прибыльную продукцию на прибыльные производственные линии. Она не должна ориентировать людей на интенсификацию усилий (т. е. повышение затрат), а мастерство превращать в самоцель.
Организация должна помогать каждому сотруднику понимать свою собственную задачу и общую задачу предприятия. Чтобы соотносить свои усилия с благом целого, каждый сотрудник должен понимать, как его задача сопряжена с общей задачей и как общая задача определяет его задачу, его усилия, его вклад.
Организация должна расцениваться также в соответствии с тем, облегчает она или затрудняет процесс принятия решений. Структура, подталкивающая решения вверх, вместо принятия их на максимально низком уровне, структура, оттягивающая критически важные решения, концентрирующая внимание на лишних или второстепенных проблемах - плохая структура.
Организация должна обладать устойчивостью во времени и способностью к самообновлению.
Организация должна быть способна сама производить лидеров завтрашнего дня. Обязательное условие для этого - минимум уровней управления. Способный человек, попадая на низовую управленческую работу, скажем, в двадцать пять лет, не должен тратить свою жизнь, поднимаясь со ступеньки на ступеньку. Иначе, когда он окажется на верху лестницы, у него уже не останется сил. Еще важнее опыт, который можно приобрести в организации. Структура должна помогать каждому сотруднику учиться и развиваться на любом занижаемом посту, она должна предусматривать непрерывное обучение.
Организационная структура должна поощрять внедрение на предприятие новых идей и готовности к новым видам деятельности.
Соблюдение
вышеизложенных требований позволит создать
гибкую, способную к быстрой перестройке
организационную структуру, которая будет
способствовать развитию системы управления
на предприятии, повысит уровень ее организованности
и создаст все условия для эффективного
функционирования предприятия в целом.
Глава 2. Анализ деятельности организации и организационной структуры на примере предприятия ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА «тунук»
2.1. Общая характеристика организации
В 1997 году началось формирование рынка одежды местного производства в Кыргызстане. Этому способствовало несколько важных факторов: дешевая рабочая сила, закрытие нескольких крупных фабрик (наличие специалистов и оборудования), дешевая электроэнергия, рынок сбыта (рынок "Дордой", сюда приезжали предприниматели из Казахстана и России за дешевыми товарами из Китая), слабая налоговая система (возможность работать в теневой экономике, не платя налоги).
Многие создаваемые швейные цеха специализировались на пошиве женских деловых костюмов. Именно эта ниша не была занята китайскими производителями одежды, наводнившими рынок Кыргызстана в силу незнания ими предпочтений потребителей в отношении моделей костюмов и других факторов.
Кыргызские предприятия оказались более чувствительными к потребностям конечных потребителей. Отсутствие языковых барьеров с покупателями из Казахстана и России дало возможность узнать предпочтения конечных клиентов методом опроса оптовых покупателей. Десяткам мелких цехов работа на рынке позволила предложить широкий ассортимент костюмов. Именно "мелкие цеха" были способны быстро реагировать на изменения спроса и цены. Эти и другие факторы позволили кыргызским производителям занять прочную позицию на рынке женской деловой одежды.
Рынок одежды отечественного производства начал стремительно развиваться с 2001 года, когда на рынке "Дордой" начала функционировать служба доставки грузов в Россию. У оптовых покупателей появилась возможность отправлять товар в любой город России за короткие сроки и, не проходя сложные процессы растаможивания товаров. С появлением этой службы появилась новая категория оптовых покупателей: кыргызские предприниматели, которые покупают на рынке "Дордой" оптом одежду и отправляют партнерам из России (обычно друзьям, родственникам) через службу доставки грузов. Эти партнеры имеют торговые точки в крупных городах России и реализуют товары сами. По мере необходимости, им высылают товары из Бишкека. Преимущества этой категории покупателей это снижение транспортных расходов, за счет того, что им не надо доставлять товар в Россию самим.
Многие цеха начали осваивать новые рынки с новыми продуктами: блузки, юбки, брюки, мужская одежда и детская одежда. Продукция "Сделано в Кыргызстане" продается в крупных городах России, Казахстана, а также в Узбекистане и в Таджикистане.
Швейная Фабрика "Тунук" начала свою деятельность в 1997 году как компания, которая шьет одежду на заказ в больших объемах. В настоящее время, "Тунук" является одной из самых крупных фабрик города Бишкек (наряду с фабрикой "Теским"), которая специализируется на пошиве женских костюмов и школьных форм.
Предприятие специализируется на массовом пошиве женских костюмов, молодежных брюк, школьных костюмов и одежды для беременных. Фасоны костюмов, ткань, фурнитура разрабатывается с учетом требований заказчиков и оптовых покупателей. Независимо от объемов и цены продукции фабрика ориентируется на выпуск качественной продукции. С 1997 года предприятие выпускало одежду для 3-4 постоянных клиентов (заказчики), которые экспортировали готовую продукцию в Россию и Казахстан. Их заказы полностью обеспечивали фабрику работой в сезон. Менеджмент компании шел на уступки постоянным клиентам в отношении ценообразования и технологий производства и очередности выпуска их и собственной продукции.
В настоящее время, фабрика сделала упор на привлечение крупных клиентов, которые покупают готовую продукцию по фиксированной цене, работают круглый год и обеспечивают фабрику работой в межсезонье. У фабрики имеется несколько ключевых клиентов из города Чымкент и Алматы, городов России, которые покупают школьные костюмы в крупных объемах и круглый год. Они работают непосредственно со школами. Есть также клиенты из Алматы, которые покупают оптом женские костюмы и продают мелким оптом и в розницу на рынке Алматы.
2.2.
Анализ деятельности
конкурентов швейной
фабрики «Тунук»
Позицию предприятия на рынке показывает анализ конкурентов. Развитие рынка и большая конкуренция привели к стремлению многих производителей к улучшению качества продукции, снижению издержек и применению маркетинговых инструментов. Например, конкуренты швейной фабрики "Тунук", компании "Александра" и "Макс Лайн" первыми начали продвигать брэнды: организовали показы мод, использовали этикетки с указанием названия компании, в торговых точках установили вывески с названием компании.
В таблице 2.1. показаны основные характеристики продукции основных конкурентов швейной фабрики "Тунук".
Таблица 2.1.
Информация о конкурентах
|
Отличительные преимущества, которые можно использовать на этом рынке - это уникальная ткань (ткань, которой нет на местном рынке ткани), известный брэнд, высокое качество пошива и низкие цены. Самым большим прогрессом можно считать ориентацию многих компаний на выпуск качественной продукции. Производители осознают, что в долгосрочном плане только качественные товары позволят остаться на этом рынке. Однако, нехватка квалифицированных специалистов (технологи, конструкторы, менеджеры) по контролю качества и стремление снизить издержки производства ограничивают производство качественной одежды.
Компания "Тунук" находится на этапе внедрения системы качества, продвижения брэнда и использования других конкурентных преимуществ. В настоящее время, у компании два вида деятельности: пошив одежды на заказ или "оказание услуги по пошиву" и пошив и реализация собственной продукции.
Большинство
клиентов компании являются оптовыми
торговцами из России и Казахстана.
Предпочтения потребителей в отношении
моделей изменяются в зависимости от
региона проживания. Оптовые покупатели
из Казахстана обычно закупают классические,
упрощенные модели костюмов. Для них важно,
чтобы продукция имела низкие цены. Конечные
потребители продукции швейной фабрики
"Тунук" в Казахстане - работающие
женщины со средним и ниже среднего уровнями
доходов в возрасте от 35 до 50 лет. При выборе
одежды они руководствуются ценой, фасоном
и качеством. Обычно выбирают длинные,
закрытые, упрощенные модели пастельных
тонов. Следует заметить, что предпочтения
потребителей в России отличаются от выбора
казахстанских женщин. Оптовые торговцы
из России обычно закупают более открытые
красочные, блестящие модели костюмов
и менее чувствительны к цене.
Каналы товародвижения продукции фабрики представлены в схеме:
Схема
1 Каналы товародвижения продукции швейной фабрики "Тунук" | |
Канал 1 | Канал 2 |
Приблизительно 70% продукции фабрики реализуются через Канал 1. "Заказчики" договариваются с руководством компании о пошиве одежды по определенной цене и в установленные сроки. Материал, дизайн и другие особенности одежды определяются "Заказчиком". Фабрика имеет доход лишь за оказание услуг по пошиву.