Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 00:53, курсовая работа
Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность. Значение повышения качества продукции для экономики предприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования предприятия, а также адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики.
Введение
1. Сущность управления качеством продукции. Эволюция систем управления качеством продукции
1.1 Понятие менеджмент качества, система менеджмента качества, управление качеством
1.2 Международные стандарты серии ИСО-9000
2. Анализ соответствия систем управления качеством продукции РУП «МАЗ» международным стандартам ИСО серии 9000:2000
2.1 Общая характеристика РУП «МАЗ»
2.2 Анализ системы управления качеством продукции на РУП «МАЗ»
3. Разработка конкретных мероприятий по совершенствованию управления качеством продукции на РУП «МАЗ»
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Сущность
управления качеством
1.1 Понятие менеджмент качества, система менеджмента качества, управление качеством
1.2 Международные стандарты серии ИСО-9000
2. Анализ соответствия систем управления качеством продукции РУП «МАЗ» международным стандартам ИСО серии 9000:2000
2.1 Общая характеристика РУП «МАЗ»
2.2 Анализ системы управления качеством продукции на РУП «МАЗ»
3. Разработка
конкретных мероприятий по
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность. Значение повышения качества продукции для экономики предприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования предприятия, а также адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики.
Роль и значение коренного повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социального и экономического преобразования всей жизни населения является актуальной задачей. В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводительные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспорт, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.
Высокое
качество продукции расширяет
В современных условиях механизм обеспечения высокого качества продукции должен органично вписываться в новый общий механизм хозяйствования, основываться преимущественно на экономических методах управления, на повышении роли человеческого фактора, демократизации управления и общественной жизни, развитии товарно-денежных отношений, применении экономических рычагов и стимулов. В этом свете большое значение приобретает повышение уровня подготовки специалистов в области управления экономическими процессами, и прежде всего менеджеров, призванных глубоко анализировать сложившиеся процессы управления качеством промышленной продукции, выявлять «узкие места», предлагать мероприятия, направленные на повышение качества технологических процессов, рост объемов выпускаемой продукции высокого качества при снижении затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения качества продукции, которое имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы.
Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию системы управления качеством продукции на РУП «МАЗ».
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
- раскрыть понятие менеджмент, менеджмент качества, система менеджмента качества;
- рассмотреть международные стандарты серии ИСО-9000;
- проанализировать организацию службы управления качеством на РУП «МАЗ»;
- провести анализ организации технического контроля на РУП «МАЗ»;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления качеством продукции на РУП «МАЗ».
Предметом исследования в курсовой работе является система менеджмента качества РУП «МАЗ».
Объект исследования - РУП «МАЗ».
Аналитическая
часть курсовой работы опирается на
информацию литературных источников и
статистическую информацию РУП «МАЗ».
1. Cущность управления
качеством продукции.
Эволюция систем управления
качеством продукции
1.1.
Понятие менеджмент
качества, система менеджмента
качества, управление
качеством
Система управления качеством - целевая подсистема управление предприятием, которая предусматривает упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленных целей - создание усилий для обеспечения требуемого уровня качества оборота производства при минимальных затратах [3, с. 367].
Главная
цель системы управления качеством
- обеспечение высокого качества и
конкурентоспособности
Условно можно выделить две группы основных задач системы управления качеством продукции [3, с. 369].
Первая группа включает задачи, которые непосредственно связаны с главной целью системы:
- разработка и освоение в заданные сроки новой продукции, соответствующей высшим мировым достижениям;
-
увеличение выпуска
- своевременное снятие с производства, модернизация или замена морально устаревшей продукции; доведение уровня качества изделий до экономически оптимального, обеспечивающего снижение себестоимости, экономное и рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
-
расширение ассортимента
-
повышение
Вторая группа задач включает задачи - средства, направленные на повышение качества процессов создания и изготовления продукции, совершенствование организационных и экономических методов управления качеством:
- формирование и выполнение программ повышения качества и конкурентоспособности продукции;
- улучшение качества изготовления продукции, повышение производственной и технологической дисциплины, соблюдение требований технической документации;
- повышение организационно-технического уровня производства, обеспечение широкого внедрения прогрессивной технологии;
- мобилизация трудовых коллективов на выполнение планов и программ повышения качества;
- совершенствование метрологического обеспечения производства, работы испытательных подразделений, служб стандартизации и технического контроля, методического и информационного обеспечения управления качеством;
- улучшение порядка учета, оценки и анализа уровня качества продукции, развитие экономических методов управления качеством и всей системы в целом;
- обобщение и распространение передового опыта в области повышения качества продукции [20, с. 22].
Концепция системного подхода к управлению качеством предусматривает учет всех факторов и условий, влияющих на качество продукции на всех стадиях ее создания и использования.
Эволюция развития систем качества представлена в приложении А.
Суть модели качества - материальная база предприятия и персонал определяют основные условия производства и служат базой качества. Если предприятие имеет хорошую материальную базу и квалифицированный персонал, создаются действительной заинтересованности работников в результатах труда, то есть имеется основание для выпуска продукции высокого качества. Положительное влияние базы качества изображено в виде вектора качества, петля качества превращается в спираль, и качество продукции повышается до требуемого уровня после каждого цикла управления. Модель качества на предприятии приведена в приложении Б.
Всеобщее управление качеством представляет собой не просто подход к организации процессов планирования, обеспечения и контроля качества продукции компании. Это скорее подход к созданию новой модели управления вообще.
Принципиальные
отличия этой новой модели от традиционной
приведены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнение традиционной модели управления с моделью, развиваемой подходом TQM [20, с. 17]
Традиционная модель управления | Элементы | Новая модель управления |
Вертикальная | Организационная структура | Горизонтальная |
Автократический | Стиль руководства | Кооперативный |
Прибыль | Центр внимания деятельности фирмы | Клиенты |
Самообслуживание | Мотивация | Разумный эгоизм (реалистический альтруизм) |
Внутренние | Рынки | Глобальные |
Капитал | Ресурсы | Информация |
Однородная | Рабочая сила | Разнородная |
Безопасность | Ожидания сотрудников | Профессиональный рост |
Персональная | Организация работы | Командная |
Таким образом, система управления качеством продукции - целевая подсистема управление предприятием, которая предусматривает упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленных целей - создание усилий для обеспечения требуемого уровня качества оборота производства при минимальных затратах.
Во многих развитых зарубежных странах накопился опыт системного подхода к повышению качества продукции, внедрены передовые методы решения данной проблемы на глубоких теоретических работах.
Обобщая зарубежный опыт по управлению качеством, к основным его особенностям можно отнести (приложение В).
Анализ
организации управления качеством
продукции в развитых странах
свидетельствует о наличии