Сущность управления качеством продукци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 00:53, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность. Значение повышения качества продукции для экономики предприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования предприятия, а также адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики.

Содержание

Введение
1. Сущность управления качеством продукции. Эволюция систем управления качеством продукции
1.1 Понятие менеджмент качества, система менеджмента качества, управление качеством
1.2 Международные стандарты серии ИСО-9000
2. Анализ соответствия систем управления качеством продукции РУП «МАЗ» международным стандартам ИСО серии 9000:2000
2.1 Общая характеристика РУП «МАЗ»
2.2 Анализ системы управления качеством продукции на РУП «МАЗ»
3. Разработка конкретных мероприятий по совершенствованию управления качеством продукции на РУП «МАЗ»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсяк Каблашов.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

 

     Как видно из данных таблицы 3, за период 2006-2007 гг. использование производственных мощностей увеличилось на 6,3 %. Среднесписочная численность работников РУП «МАЗ» увеличилась на 548 человек или на 2,1 %. За рассматриваемый период отмечается рост годового объема производства в натуральном выражении на 3313 млн. руб. Выручка от реализации продукции РУП «МАЗ» увеличилась в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 614740 млн. руб. или на 47,8 %. В структуре выручки от реализации продукции следует отметить снижение удельного веса реализованной продукции в ближнее зарубежье (на 9,1 %) и увеличение удельного веса реализованной продукции на внутренний рынок (на 7,3 %) и в дальнее зарубежье (на 1,8 %). Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг увеличилась на 487674 млн. руб. (или на 46,1 %), прибыль от реализации выросла на 6830 млн. руб. Общая сумма прибыли за 2007 г. уменьшилась на 21413 млн. руб., нераспределенная прибыль уменьшилась на 65553 млн. руб.

     Подводя итог в целом, можно отметить, что результатами финансовой деятельности РУП «МАЗ» за 2006-2007 гг. является прибыль. 

     2.2 Анализ системы управления качеством продукции на РУП «МАЗ» 

     За  эффективное функционирование системы  качества на РУП «МАЗ» несет ответственность заместитель генерального директора по качеству - начальник Управления качества - Полномочный представитель руководства по качеству. Он наделен полномочиями для выделения приоритетных направлений в решении проблем в области качества, организации разработки и выполнения мероприятий по качеству специалистами и подразделениями предприятия, контроля деятельности подразделений предприятия в области качества.

     Организационная структура Управления качества продукции  РУП «МАЗ» представлены на рисунке 1. 

 

     

     Рисунок 1. Организационная структура Управления качества продукции РУП «МАЗ» 

     В рамках существующей системы качества отдел управления качеством отвечает за организацию документов и методик  по анализу и управлению качеством  продукции, выпускаемой на заводе; координацию работ по обеспечению функционирования и совершенствования системы качества; осуществление контроля состояния системы качества, действующей на заводе и ее эффективности.

     Для реализации продукции РУП «МАЗ»  необходимо обеспечить ее качество, приемлемую цену, включающую цену обслуживания, и сроки поставки продукции. В условиях рынка потребителей, каковым становится рынок сбыта МАЗов, на их конкурентоспособность все большее влияние оказывает качество продаваемой автотехники. Техническое перевооружение производства и внедрение передовых технологий, тем более в том объеме, в каком может позволить себе осуществить в настоящее время предприятие, к сожалению, решают проблему улучшения качества лишь частично.

     Полностью использовать внутренний потенциал завода, с целью улучшения качества выпускаемой продукции и снижению ее себестоимости, призваны системы качества производства автомобилей, автобусов и прицепной техники, разрабатываемые и внедряемые в настоящее время на предприятии и его филиалах «АМАЗ» и «Белавтоприцеп».

     Основной  целью системы менеджмента качества на основе требований стандартов серии  ИСО 9000 (производство автомобилей и автобусов внедряют модель системы обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании в соответствии с СТБ ИСО 9001-96, «Белавтоприцеп» - модель системы обеспечения качества при производстве, монтаже, и обслуживании в соответствии с СТБ ИСО 9002-96, ГОСТ Р 51814.1-2004 (ИСО/ТУ 16949:2002) «Системы менеджмента качества в автомобилестроении») является постоянное совершенствование методов и средств управления предприятием, ориентированных на обеспечение требуемого уровня качества, как основы успеха и развития предприятия.

     Основной  целью сертификации системы менеджмента качества на РУП «МАЗ» является официальное признание эффективности ее функционирования и соответствия требованиям, установленным, в частности, базовым стандартам серии ИСО 9000.

     При этом достигается: повышение имиджа и маркетингового потенциала предприятия, получившего через сертификацию международное признание; облегчение интеграции в международную экономику и доступа к европейскому рынку; возможность успешного участия в международных тендерах на поставку продукции; повышение прибыльности предприятия за счет роста конкурентоспособности и, как следствие, реализация продукции, а также возможности повышения цены на продукцию гарантированного качества, повышенная защищенность от необоснованных претензий и требований о выплате компенсаций; снижение затрат, связанных со страхованием.

     Программа, разработки, внедрения, сертификации и  дальнейшего совершенствования  системы качества модели СТБ ИСО 9001-96 производства автомобилей предусматривает:

     - реализацию программы многоуровневого  обучения персонала РУП «МАЗ» в области управления качеством;

     - реализацию программы информационного  обеспечения системы качества  производства автомобилей модели  СТБ ИСО 9001-96;

     - компьютеризацию производств и  службы качества предприятия  с целью внедрения статистических  методов управления качества продукции;

     - разработку и внедрение системы  повышения личной ответственности  персонала РУП «МАЗ» за качество  результатов своей деятельности;

     - разработка и внедрение методов  учета затрат на качество;

     - формирование поощрительного фонда  РУП «МАЗ» в области качества и учреждение «Премии РУП «МАЗ» в области качества».

     1) Многоуровневое обучение персонала РУП «МАЗ».

     В настоящее время, когда большая  часть работ по описанию процедур системы качества завершена, реализация программы многоуровневого обучения персонала РУП «МАЗ» требованиям МС ИСО серии 9000 позволит внедрение этих процедур на всех уровнях производства и, что не менее важно, начать формирование в сознании автозаводцев культуры качества, без которой невозможно ощутимое повышение качества выпускаемой продукции.

     Обучение  в области качества предполагает непрерывный процесс в соответствии со стратегическим курсом предприятия  на достижение целей, поставленных перед  персоналом в «Политике РУП «МАЗ»  в области качества», которые  также рассматриваются по мере их достижения. Обучение проводится с привлечением организаций, таких ИНИ ЗАО «Белмашэксперт», БелГИСС, а также силами специалистов Управления системы качества и других подразделений завода, специально обученных для этих целей.

     Фонд  качества РУП «МАЗ» и учреждение «Премии РУП «МАЗ» в области качества» имеют мало общего с премиальным фондом в общепринятом понимании этих слов, так как основные средства этого фонда будут направлены на поддержание и совершенствование системы менеджмента качества и только при принятии решения об учреждении «Премии качества РУП «МАЗ» и разработке соответствующей процедуры небольшая часть этих средств будет направлена на поощрение персонала, добившегося показательных успехов в области качества».

     Фонд  качества на РУП «МАЗ», прежде всего, необходим для:

     - постоянного субсидирования программ обучения новым требованиям совершенствующейся системы менеджмента качества;

     - доплаты внутренним аудиторам  по качеству, которых, учитывая  размеры и сложность предприятия,  необходимо иметь не менее 100 человек (подготовка внутренних аудиторов, присвоение обученному персоналу этого статуса и оценка деятельности аудиторов описана в соответствующей процедуре системы качества);

     - доплаты уполномоченным по качеству подразделений РУП «МАЗ», которые согласно «Положению об уполномоченном по качеству структурного подразделения РУП «МАЗ» имеют массу разнообразных функций, в соответствии с которыми успешно организовать работу сможет только дополнительно мотивированный работник, так как, к сожалению, в квалифицированном справочнике Министерства труда РБ такой должности нет, а обязанностей этим работникам, учитывая ужесточающиеся требования систем менеджмента качества, будет только прибавляться;

     - пропаганды культуры качества, что предусматривает развитие сети заводского радио, использование возможностей кабельного телевидения МАЗ, газеты «Автозаводец», широкое использование оформительских средств;

     - информационного обеспечения службы качества, а именно - обеспечения возможности приобретения всех необходимых для работы периодических изданий, справочников, учебной литературы;

     - постоянного обмена опытом по поддержанию и совершенствованию системы качества с передовыми предприятиями Республики Беларусь и за рубежом.

     2) Информационное обеспечение системы менеджмента качества.

     В соответствии с подпрограммой Министерства промышленности РБ «Качество в автомобилестроении»  совершенствование системы управления качеством должно предусматривать  «Создание интегрированной системы, включающей инфраструктуры локальных  и глобальных автоматизированных систем как непосредственного, так и удаленного доступа к информационным ресурсам».

     В настоящее время сравнительно эффективно используются и развиваются автоматизированные системы управления проектированием (АСУП) с компьютерным центром коллективного пользования, позволяющая решать по мере своего совершенствования все больше и больше конструкторских проблем и несомненно повышающие качество конструкторских разработок. Это такие системы, как ACAD, UNI-GRAPHICS, CATIA.

     Но  сегодня на РУП «МАЗ» назрела насущная необходимость автоматизации системы обеспечения качества выпускаемой продукции, которая позволит решить многие существующие в настоящее время вопросы организационно-технического плана, такие как:

     - контроль функционирования системы качества и оперативное управление качеством;

     - контроль исполнительной дисциплины;

     - оперативное доведение до подразделений  любой информации, включая организационно- распорядительную и контроль  ее прохождения;

     - обеспечения доступа к международным информационным фондам по вопросам качества в автомобилестроении;

     - создание мощной нормативной  базы и подключение ее к  государственному нормативному  банку;

     - «безбумажную» организацию работ  и т.д., и которая наряду с  АСУП не замедлит сказаться на повышении качества выпускаемой продукции.

     Программа информационного обеспечения системы  качества, к сожалению, не имеет ничего общего с вышесказанным, так как  разработана с учетом реалий завода на сегодняшний день и задействует  возможности заводского узла, газеты «Автозаводец» и Управления системы качества. Целью программы является общее ознакомление персонала предприятия с требованиями системы качества, внедряемой на заводе и приобщение работников предприятия к культуре качества. Но даже эта программа требует для своей реализации необходимое организационно-техническое обеспечение, а именно: наличие действующих радиоточек во всех подразделениях завода и их надежное функционирование; обеспечение газетой «Автозаводец» всех подразделений РУП «МАЗ»; обеспечение множительной техникой Управления системы качества.

     3) Компьютеризация производств и службы качества предприятия с целью внедрения статистических методов управления качеством продукции.

     В настоящее время системы менеджмента  качества не имеет перспективы развития и совершенствования без повсеместного внедрения статистических методов управления качеством, а это, в свою очередь, невозможно, без хотя бы минимального оснащения производств и службы качества компьютерной техникой, которая необходима для составления и оперативной обработки баз данных, отражающих качество работы подразделений, а также возможности их наглядного (графического) отображения для последующего анализа со стороны руководства и своевременной разработки корректирующих и предупреждающих действий.

     4) Разработка и внедрение системы повышения личной ответственности персонала РУП «МАЗ» за качество результатов своей деятельности и соблюдение исполнительной дисциплины.

     Мощным  и объективным фактором, влияющим на доход предприятия является объем продаж, который зависит от конкурентоспособности качества и конкурентоспособности цены продукции, и в современных условиях конкурентной борьбы необходимо обеспечить не только конкурентоспособность качества поставляемой потребителю автотехники, но и конкурентоспособность ее себестоимости, позволяющей получить прибыль из реального дохода.

Информация о работе Сущность управления качеством продукци