Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 00:53, курсовая работа
Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность. Значение повышения качества продукции для экономики предприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования предприятия, а также адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики.
Введение
1. Сущность управления качеством продукции. Эволюция систем управления качеством продукции
1.1 Понятие менеджмент качества, система менеджмента качества, управление качеством
1.2 Международные стандарты серии ИСО-9000
2. Анализ соответствия систем управления качеством продукции РУП «МАЗ» международным стандартам ИСО серии 9000:2000
2.1 Общая характеристика РУП «МАЗ»
2.2 Анализ системы управления качеством продукции на РУП «МАЗ»
3. Разработка конкретных мероприятий по совершенствованию управления качеством продукции на РУП «МАЗ»
Заключение
Список использованных источников
Стандарты ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании», ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже», ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях» представляют собой модели систем обеспечения качества на различных стадиях производственного процесса.
Стандарт ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания» - это методические указания для общего руководства качеством на предприятии.
В 1994 году вышла новая версия этих стандартов, которая в основном расширила стандарт ИСО 9004 - 1,-2,-3, -4, уделив в нем большее внимание вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемых материалов, услуг.
В 90-е годы в мировом сообществе складывается совершенно новая ситуация как в экономике, так и в человеческих отношениях. Эта ситуация характеризуется тремя новыми тенденциями, изменившими роль качества в развитии современного мира и отношение к нему.
Первая
тенденции заключается в
Вторая тенденция вызвана повышением активности покупателей в развитии рынка (как «рынка покупателя») с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей и пожеланий. Это нашло отражение, прежде всего, в изменении ценностей с точки зрения потребителей. Покупатели сегодня считают качество наиболее важным фактором при совершении покупок (9 из 10 покупателей ставят качество на первое место). Отдавая предпочтения товарам конкретных производителей, тем самым именно покупатель практически распределяет рынок между производителями с учетом достигнутого качества. Сегодня нельзя определять качество только показателями безотказности, надежности, ремонтопригодности и другими научно-техническими и экономическими характеристиками. Главной характеристикой качества становится удовлетворение требований и удовлетворенность покупателя. Это заставляет производителя делать для достижения успеха на рынке именно то, что пожелает покупатель [2, с. 457].
Третья тенденция связана с изменением условий конкуренции на рынке. Это огромное новое экономическое давление, характеризующееся противоречивостью конкретных требований, которые должен обеспечить производитель. С одной стороны, затраты предприятия, связанные с максимальным удовлетворением требований и пожеланий покупателя к качеству продукции, с другой - рыночная цена этого качества, которую может оплатить покупатель. Эти противоречивые требования определяют поведение производителей и потребителей. Необходимость решения возникшей проблемы привела к концепции всеобщего управления качеством, которое позволяет добиться удовлетворения интересов потребителя средствами, имеющимися в распоряжении производителя. Главным элементом для достижения успеха при реализации концепции всеобщего управления качеством является лидерство руководства предприятия в вопросах качества, которое выступает как связующее звено, объединяющее все аспекты и проблемы предприятия для обеспечения эффективности и результативности его деятельности. Лидирующая роль руководства позволяет ему держать в центре внимании стратегические цели, используя человеческие ресурсы и осуществляя управление процессами. Главная цель производителя в этих условиях заключается в том, чтобы снижение затрат сочеталось с высоким стабильным качеством продукции (услуг) и быстрым выводом ее на рынок. Подход к управлению производством с позиций всеобщего управления качеством стимулирует оптимальное соотношение в триаде показателей, определяющих результативность и эффективность деятельности предприятия: «качество - затраты - время» [2, с. 458].
Вместе с тем, до конца 1980-х годов производители всегда стремились общее управление предприятием (фирмой) адаптировать к системе управления качеством. В результате создаваемые концепции оперативного руководства предприятием стали наталкиваться на концепции управления качеством. Новая концепция менеджмента, разработанная в университете Сент-Галлена (Швейцария) под руководством профессора Г.Д. Сегецци, базируется на использовании нового подхода, в основу которого положен постулат тесной взаимосвязи общего управления предприятием с управлением качеством.
Суть нового подхода заключается в том, что управление качеством является составной частью общего управления предприятием (фирмой), оно пронизывает все подразделения и влияет на все показатели деятельности (результативности и эффективности) предприятия [2, с. 458].
Поэтому для достижения успеха необходимо адаптировать всеобщее управление качеством к общему управлению предприятием, а не наоборот, как это пытались осуществлять в течение многих лет. Это связано, прежде всего, с тем, что изменившиеся условия производства и бизнеса, вызванные необходимостью учета экономических, экологических и ресурсных трудностей современного периода, потребовали от руководителей предприятий больше времени, чтобы осмыслить и соответствующим образом отреагировать на усложнения продукции, процессов, всей обстановки. В то же время существенно изменившаяся динамика происходящих перемен во внешней среде оставляет фактически все меньше и меньше времени на то, чтобы приспособиться и привести в порядок все составляющие управления предприятием. С момента своего зарождения в основе управления качеством лежали специализация и разделение функций. Теперь появилась необходимость управлять всем процессом создания, производства и эксплуатации, охватывая все функции (разработку, производство, сбыт и т.д.).
Новая концепция может быть представлена многомерной моделью управления предприятием. Модель имеет три уровня управления: нормативный, стратегическим и оперативный (текущий); три направления организации и управления качеством и предприятием в целом (структуру, деятельность и поведение); три фактора, формирующих успех предприятия (затраты, качество, время). Все составляющие этой модели существенно влияют на развитие предприятия, обеспечивая результативность и эффективность его деятельности. Качество оказывается комплексным фактором, который увязывает одномерные подходы в многомерном процессе [2, с. 458].
Качество является необходимым и объективным фактором, признаваемым рынком (оцениваемым покупателем), обеспечивающим преуспевающее положение предприятия. Внедрение новой концепции требует проведения обучения как по линии повышения квалификации управленческого персонала и специалистов, так и по линии технической учебы всех исполнителей. Для реализации конкретных систем всеобщего управления качеством необходимы разработка и внедрение практических методов и моделей, используя опыт внедрения систем качества по ИСО 9000.
Главная цель международных стандартов ИСО серии 9000 - установление единого, признанного во всем мире подхода к договорным условиям по оценке систем обеспечения качеством и регламентация отношений между покупателем продукции и ее поставщиком по вопросам обеспечения качества продукции. При этом должна обеспечиваться жесткая ориентация на требования потребителя и заканчиваться удовлетворением этих требований. Система управления качеством продукции, созданная в соответствии со стандартами ИСО 9000, должна удовлетворять требованиям к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности; системе организации производства; системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.
В соответствии с международным стандартом ИСО 9004 жизненный цикл продукции включает 11 этапов, протекающих в виде «петли качества» (приложение Г). В приложении Г представлена система управления качеством продукции в концентрированном виде, прежде всего, выделены политика предприятия в области качества и собственно система качества, включающая обеспечение, управление и улучшение управления качеством на основе оперативной информации.
Таким
образом, обеспечение качества продукции
- это совокупность планируемых и систематически
проводимых мероприятий, создающих необходимые
условия для выполнения каждого этапа
«петли качества», от определения потребностей
до оценки их удовлетворения. Управление
качеством включает принятие соответствующих
решений, чему предшествует контроль,
учет, сбор и анализ информации.
2. Анализ соответствия
систем управления качеством
продукции РУП «МАЗ»
международным стандартам
исо серии 9000:2000
2.1
Общая характеристика
РУП «МАЗ»
Минский
автомобильный завод (МАЗ) является
государственным предприятием и
находится в ведении
Юридический адрес: 220831 г. Минск, ул. Социалистическая, 2.
В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей. Начиная с 1993 года, заводом освоен выпуск автобусов для городских и междугородних перевозок по лицензии немецкой фирмы “Неоплан”. Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям. На основную выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество.
Фактические
данные о выпуске продукции РУП
«МАЗ» за 2006-2007 гг. приведены в таблице
2.
Таблица 2. Объем и структура фактически выпущенной товарной продукции по РУП «МАЗ» за 2006-2007 гг.
Наименование продукции | Единица измерения | Фактический выпуск | Темп роста, % | |
2006 год | 2007 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Автомобили | шт. | 19719 | 20235 | 105,5 |
Прицепная
техника, всего
в том числе: |
шт. | 5242 | 7333 | 139,9 |
прицепы | шт. | 1550 | 3446 | 222,3 |
полуприцепы | шт. | 3692 | 3887 | 105,3 |
Автобусы
и троллейбусы, всего
в том числе: |
шт. | 607 | 1024 | 168,7 |
автобусы | шт. | 577 | 978 | 169,5 |
троллейбусы | шт. | 30 | 46 | 153,3 |
Автокраны | шт. | - | 289 | - |
Итого автотехника | шт. | 25568 | 28881 | 113 |
По сравнению с 2006 г. в 2007 г. следует отметить увеличение выпуска автотехники на 113 %, данная тенденция характерна для всей выпущенной товарной продукции. Следовательно, предприятие определило свою рыночную нишу, наращивает и диверсифицирует номенклатуру и ассортимент.
На
фоне складывающихся рыночных отношений
и изменяющейся в связи с этим
системы и характера
Основные
показатели финансово-хозяйственной
деятельности РУП «МАЗ» за 2006-2007
гг. представлены в таблице 3.
Таблица 3. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности РУП «МАЗ»
Показатели | Ед. изм. | 2006 г. | 2007 г. | Отклонение (+,-) | Темп роста, % |
Использование производственных мощностей | % | 63,8 | 70,1 | +6,3 | - |
Среднесписочная численность | чел. | 26415 | 26963 | +548 | 102,1 |
Годовой объем товарного производства в натуральном выражении (по основным номенклатурным группам) | шт. | 25568 | 28881 | +3313 | 113,0 |
Выручка от реализации продукции | млн. руб. | 1285282 | 1900022 | +614740 | 147,8 |
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг | млн. руб. | 1059089 | 1546763 | +487674 | 146,1 |
Управленческие расходы | млн. руб. | 63597 | 76628 | +13031 | 120,5 |
Расходы на реализацию | млн. руб. | 14039 | 25329 | +11290 | 180,4 |
Прибыль (убыток) от реализации | млн. руб. | 148557 | 155387 | +6830 | 104,6 |
Прибыль за отчетный период | млн. руб. | 151137 | 129724 | -21413 | 85,8 |
Чистая прибыль | млн. руб. | 146614 | 81061 | -65553 | 55,3 |
Удельный вес реализованной продукции по рынкам сбыта: | % | 100 | 100 | - | - |
внутренний рынок | % | 12,1 | 19,4 | +7,3 | - |
ближнее зарубежье | % | 59,0 | 49,9 | -9,1 | - |
дальнее зарубежье | % | 28,9 | 30,7 | +1,8 | - |