Сущность управления качеством продукци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 00:53, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность. Значение повышения качества продукции для экономики предприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования предприятия, а также адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики.

Содержание

Введение
1. Сущность управления качеством продукции. Эволюция систем управления качеством продукции
1.1 Понятие менеджмент качества, система менеджмента качества, управление качеством
1.2 Международные стандарты серии ИСО-9000
2. Анализ соответствия систем управления качеством продукции РУП «МАЗ» международным стандартам ИСО серии 9000:2000
2.1 Общая характеристика РУП «МАЗ»
2.2 Анализ системы управления качеством продукции на РУП «МАЗ»
3. Разработка конкретных мероприятий по совершенствованию управления качеством продукции на РУП «МАЗ»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсяк Каблашов.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

     Эффективное управление конкурентоспособностью качества и себестоимости продукции невозможна без учета и анализа затрат на качество, определяющих конкретные потенциальные источники улучшения качества продукции и снижения ее себестоимости. Для того, чтобы избегать неоправданных издержек, необходимо научиться делать, как говорят японцы, «правильные вещи правильно и в нужное время в нужном месте и с первого раза».

     Анализ  затрат на качество фактически представляет собой анализ ценности и стоимости результатов процессов, затраты по которым анализируются, и имеет своей целью выравнивание этих процессов. Выравнивание означает «делать правильные вещи» в каждом процессе для передачи последующему процессу только тех ценностей, которые требуются, так как вещи делаются плохо, а тем, что хорошо делаются бесполезные или неправильные вещи, не добавляющие ценности ни производителю, ни потребителю.

     Проведем  анализ отказов автомобильной техники, выпускаемой РУП «МАЗ».

     Автомобили, выпускаемые РУП «МАЗ», представляют собой сложное техническое устройство, в котором, как автономно, так  и во взаимодействии работают сотни  узлов, агрегатов и приборов. Одним  из важнейших его показателей качества является безотказность при эксплуатации. В соответствии с техническими условиями наработка на сложный отказ должна быть не менее 500-600 часов для различных моделей автомобильной техники или не более 1,7-2 отказа 2-й и 3-й групп сложности в течение гарантийного периода.

     Для того чтобы успешно решать задачи по снижению отказов, информация о них  должна быть оперативной и достоверной. Основными источниками получения  информации о надежности техники  РУП «МАЗ» является:

     - результаты периодических испытаний 60 и 480-часовых испытаний;

     - данные об отказах, получаемые от дилеров и конечных потребителей, оформленные в виде рекламаций, обращений, отчетов по установленной форме;

     - аналитическая информация, отзывы независимых общественных, государственных организаций по качеству автомобильной техники РУП «МАЗ»;

     - данные по результатам опросов (анкетирования) по удовлетворенности потребителей.

     Сведения  об отказах гарантийных автомобилей  за 2002-2007 гг. представлены в таблицах 4 - 5. 

     Таблица 5. Динамика отказов автомобильной техники, эксплуатирующейся на территории Республики Беларусь

Наименование  показателя 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Автомобили, находящиеся на гарантии, шт. 3387 3268 3156 2949 3029
Выявлено  отказов, шт. 3353 3235 3061 2794 2787
Количество  отказов на 1 автомобиль (по ТУ - 2 отказа) 0,91 0,99 0,98 0,95 0,92
Уровень отказов по изделиям собственного производства 0,32 0,24 0,29 0,26 0,25
Уровень отказов по покупным комплектующим  изделиям 1,12 1,17 1,31 1,36 1,25

 

     Таблица 5. Динамика отказов автомобильной техники, эксплуатирующейся на территории Дальнего зарубежья

Наименование  показателя 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Автомобили, находящиеся на гарантии, шт. 3472 3548 3208 3398 3456
Выявлено  отказов, шт. 2499 3193 2758 2820 2765
Количество  отказов на 1 автомобиль (по ТУ - 2 отказа) 0,72 0,90 0,86 0,83 0,80
Уровень отказов по изделиям собственного производства 0,45 0,41 0,32 0,34 0,29
Уровень отказов по покупным комплектующим  изделиям 0,67 0,66 0,48 0,45 0,40

 

 

      Динамика отказов гарантийных  автомобилей свидетельствует об улучшении данного показателя как  по автомобильной технике, эксплуатируемой  на территории Республики Беларусь (количество отказов на 1 автомобиль снижено  с 0,99 в 2004 г. до 0,92 в 2007 г.), так и по Дальнему зарубежью (количество отказов на 1 автомобиль снижено с 0,9 в 2004 г. до 0,8 в 2007 г.). При этом уровень отказов по изделиям собственного производства имеет значение гораздо ниже уровня отказов по покупным комплектующим изделиям. Информация о характере основных отказов автомобилей в 2007 году содержится в таблице 6. 

     Таблица 6. Перечень основных отказов автомобилей, эксплуатируемых на территории Республики Беларусь

Наименование  отказавшего узла Характер отказа
Двигатель:  
топливный насос высокого давления не работает, течь, нарушение регулирования
головка блока цилиндров с клап. мех. разгерметизация, разрушение деталей
блок  цилиндров с гильзами трещины гильз, течь
форсунка дымление, не работает, течь
теплообменник не работает, трещины
насос водян. с гидромуфтой и вентил. не работает, течь, разрушение деталей
насос шестеренчатый (НШ) не работает, низкая производительность
турбокомпрессор не работает, течь
масляной  насос не работает, течь
генератор не работает, нет подзарядки
Трансмиссия:  
сцепление и редуктор понижающий не работает, буксование, разрушение деталей
коробка передач (КП) разрушение  деталей, самовыключение, заклинивание
задний  мост (ЗМ) разрушение  деталей, течь по уплотнению полуоси
тормоза основные заклинивание, износ накладок, дисков
вал отбора мощности (ВОМ) заклинивание, износ, разрушение деталей
Гидронавесная система:  
задняя  навеска разрушение  деталей
насос шестеренчатый (НШ-32) не работает, низкая производительность
распределитель (Р-80) не работает
гидроцилиндр (Ц-100/125/90) течь по уплотнениям
регулятор не работает

 

      Затраты на устранение отказов основных моделей автомобильной техники  за 2007 г. по Республике Беларусь имеют следующее значение (таблица 7). В затраты на устранение отказов включена стоимость запчастей, стоимость трудозатрат на ремонт, транспортные расходы, накладные расходы.

     Как видно из таблицы 7, наибольший удельный вес в гарантийном парке занимает модель МАЗ-6303-26. Затраты на устранение дефектов модели МАЗ-6303-26 в 2007 г. составили 1072674 тыс. руб. или 62,6 % от общих затрат на гарантийное обслуживание в Республике Беларусь. 

     Таблица 7. Затраты устранение отказов основных моделей автомобилей в 2007 г. по Республики Беларусь

Модель  автомобиля Количество  гарантийных автомобилей, шт. Количество  дефектных автомобилей, шт. Затраты на устранение дефектов
всего, тыс. руб. в том числе  стоимость запасных частей, тыс. руб.
МАЗ-54323 2 2 1 671 192
МАЗ-54326 501 250 340 288 34 276
МАЗ-54327 230 53 165 307 17 632
МАЗ-64229 34 15 16 626 2 031
МАЗ-64226 246 41 40 508 6 272
МАЗ-9758 35 16 12 450 1 365
МАЗ-5516-023 16 7 16 488 1 683
МАЗ-6303-26 1459 987 1 072 674 138 435
МАЗ-9758-30 25 20 46 732 6 076
Итого 2 548 1 391 1 712 744 207 962

 

     Главное направление усилий по повышению конкурентоспособности продукции Минского автомобильного завода - сертификация производства в соответствии со стандартом ISO-9000. На заводе разрабатывается комплексная программа для обеспечения соответствия технического уровня, качества и конкурентоспособности всей продукции требованиям МС ISO-9001. Основными требованиями вновь создаваемой системы качества будет являться материальная ответственность за качество выполнения своей работы, приоритет качества перед количеством.

     При достаточно развитой инфраструктуре отечественных производителей техники и при правильно выбранной стратегии производства и реализации, продукция Минского автомобильного завода может быть вполне конкурентоспособной.

     Сертификация  производства и внедрение системы  менеджмента качества требует значительных денежных средств. Так, для методологической помощи по приведению системы качества МАЗ к ИСО-9000 был составлен договор с БелГИСом на сумму 3676,3 тыс. руб., а для обучения руководителей, специалистов и служащих системе ИСО-9000 на 3620 тыс. руб. был подписан договор с Белмашэкспертом. Планируется на Минском автомобильном заводе, в связи с дефицитом денежных средств, использовать средства инновационного фонда Министерства промышленности РБ.

     Процессы  СМК, их владельцы, ответственные исполнители и требования к документации, содержащей описание процессов приведены в таблице 8. 

     Таблица 8. Процессы МСК РУП «МАЗ»

Наименование  процесса Владелец процесса Документ, описывающий  процесс
Анализ  со стороны руководства Генеральный директор ПО «МАЗ»- генеральный директор РУП «МАЗ» СТП СМК 101-5.6.0
Человеческие  ресурсы Зам. генерального директора РУП «МАЗ» по кадрам, соц. развитию и информационной работе - зам. генерального директора по кадрам СТП СМК 108-6.2.0
Исследование  рынка и связь с потребителями Маркетинг-директор РУП «МАЗ» - зам. генерального директора  ПО «МАЗ» СТП СМК 107-7.2.0
Проектирование, разработка и подготовка производства Технический директор РУП «МАЗ» - зам. генерального директора  ПО «МАЗ» по развитию СТП СМК 110-7.3.0
Закупки Зам. генерального директора РУП «МАЗ» по материально-техническому снабжению СТП СМК 122-7.4.0
Производство Директор по производству РУП «МАЗ» - первый зам. генерального директора ПО «МАЗ» СТП СМК 103-7.5.0
Выпуск  и поставка Зам. маркетинг-директора  РУП «МАЗ» по транспорту и сбыту СТП СМК 121-7.2.3
Действия  после поставки продукции (сервис) Первый зам. маркетинг-директора РУП «МАЗ»  по коммерческой работе в Республике Беларусь и странах СНГ СТП СМК 119-7.5.1
Управление  инфраструктурой и производственной средой Первый зам. технического директора РУП «МАЗ» - главный инженер действующего производства СТП СМК 106-6.0.0
Мониторинг  и измерение продукции Зам. генерального директора ПО «МАЗ» по качеству - начальник управления качества продукции  РУП «МАЗ» СТП СМК 904-8.2.4
Управление  устройствами для мониторинга и  измерений Главный метролог СТП СМК 207-7.6.0
Внутренние  аудиты (проверки) Зам. генерального директора ПО «МАЗ» по качеству - начальник управления качества продукции  РУП «МАЗ» СТП СМК 904-8.2.2

Информация о работе Сущность управления качеством продукци