Сущность управления качеством продукци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 00:53, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность. Значение повышения качества продукции для экономики предприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования предприятия, а также адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики.

Содержание

Введение
1. Сущность управления качеством продукции. Эволюция систем управления качеством продукции
1.1 Понятие менеджмент качества, система менеджмента качества, управление качеством
1.2 Международные стандарты серии ИСО-9000
2. Анализ соответствия систем управления качеством продукции РУП «МАЗ» международным стандартам ИСО серии 9000:2000
2.1 Общая характеристика РУП «МАЗ»
2.2 Анализ системы управления качеством продукции на РУП «МАЗ»
3. Разработка конкретных мероприятий по совершенствованию управления качеством продукции на РУП «МАЗ»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсяк Каблашов.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

 

     Рассчитаем  единовременные затраты на проведение НИОКР, приобретение нового более совершенного оборудования и измерительной техники, проведение сертификации продукции:

     DК = 2578,1 + 2306,7 + 500 + 4,6 = 5389,4 млн. руб.

     Определим дополнительную прибыль, получаемую в  результате освоения, выпуска и реализации продукции повышенного качества, по формуле (2).

     DП = [(51,2 - 45,6) - (41,6 - 39,2)] × 1200 = 3907,2 млн. руб.

     Величина  годового экономического эффекта в  сфере производства МАЗ-9758-30 по формуле (1) будет равна:

     Эпр = (3907,2 - 0,33 × 5389,4) = 2128,7 млн. руб.

     Таким образом, положительное значение рассчитанных показателей означает, что предложенные мероприятия по совершенствованию качества и технического уровня продукции экономически эффективны. 

 

      Заключение 

     Подводя итог рассмотрения существующего положения  дел в проблематике менеджмента качества продукции, можно сделать следующие выводы. Накоплен богатый позитивный опыт функционирования систем качества в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000. Именно те системы качества, которые удовлетворяют требованиям Международных стандартов, признаны наиболее эффективными в мировой практике управления качеством. Соответствие действующих на предприятиях систем качества требованиям МС ИСО серии 9000 признается потребителями всего мира гарантией того, что изготовитель может производить и поставлять продукцию стабильного качества и выполнять контрактные условия и обязательства.

     Анализ  исследуемой проблемы показал, что  действующая система качества РУП  «МАЗ» сертифицирована органом  сертификации TUV CERT (Германия). Проведенный  в 2001 г. проверочный аудит подтвердил соответствие системы качества требованиям международного стандарта ИСО 9001-94.

     На  предприятии создано Управление качеством продукции, в состав которого входят четыре подразделения: отдел  управления качеством, отдел технического контроля, отдел главного метролога, центральная заводская лаборатория.

     За  эффективное функционирование системы  качества несет ответственность  заместитель генерального директора  по качеству - начальник Управления качества - Полномочный представитель  руководства по качеству. Он наделен полномочиями для выделения приоритетных направлений в решении проблем в области качества.

     В рамках существующей системы качества отдел управления качеством отвечает за организацию документов и методик  по анализу и управлению качеством продукции, выпускаемой на заводе; координацию работ по обеспечению функционирования и совершенствования системы качества; осуществление контроля состояния системы качества, действующей на заводе и ее эффективности.

     Динамика  отказов гарантийных автомобилей свидетельствует об улучшении данного показателя как по автомобильной технике, эксплуатируемой на территории Республики Беларусь, так и по Дальнему зарубежью, при этом уровень отказов по изделиям собственного производства имеет значение гораздо ниже уровня отказов по покупным комплектующим изделиям.

     В связи с пересмотром международных  стандартов ИСО и принятием новой  версии стандартов ИСО серии 9000 издания 2000 года на РУП «МАЗ» предпринимаются  действия по приведению своей системы  качества в соответствие с требованиями МС ИСО 9001 версии 2000 года, используя требования по процессному подходу, и ориентируясь по проведенной пересертификации. Несмотря на осуществление целенаправленной деятельности по обеспечению и улучшению качества на анализируемом предприятии, данная проблема остается актуальной.

     Позитивными сторонами деятельности службы обеспечения  качества являются: подтверждается наличие  на предприятии разработанной документированной  и внедренной системы качества; система  качества поддерживается в рабочем состоянии; ведется разработка документов и подготовка к пересертификации системы качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001-2000; ведется обучение высшего звена управления, руководителей, специалистов и менеджеров менеджменту качества; имеют тенденцию к снижению потери от брака.

     Не  смотря на данные обстоятельства имеются  и негативные стороны: выполнение требований действующих стандартов и инструкций СМК во многих подразделениях носит  формальный характер; планирование и проведение корректирующих действий зачастую происходит без решения существа проблемы; не налажен учет затрат на качество; не выписываются журналы и книги по качеству; не определены критерии и методы для обеспечения эффективности процессов СМК (что предусмотрено требованиями ИСО 9000-2000); постоянное увеличение штатных работников Управления качеством продукции не является залогом эффективного функционирования СМК и выпуска высококачественной продукции; построение системы менеджмента качества не увязывается с вопросами автоматизации управленческой деятельности предприятия; на предприятии не создана среда, благоприятная для стимулирования у работников стремления постоянно улучшать свою работу; знание, понимание и поддержание в рабочем состоянии СМК - задача не только руководителей, специалистов и служащих Управления качества продукции, а всех работников предприятия.

     Для повышения качества выпускаемой  продукции и обеспечения ее конкурентоспособности  в условиях маркетинга предлагается определенный перечень мероприятий организационно-технического характера, а именно:

     - осуществление мониторинга информации, касающейся восприятия потребителем степени соответствия выпускаемой продукции его требованиям согласно предлагаемой методике;

     - широкое использование статистических методов оценки и регулирования технологического процесса (расчет индексов воспроизводимости, использование контрольных карт, анализ качества продукции с использованием диаграммы Парето);

     - внедрение в ГСКБ метода FМEA-анализ (системный анализ надежности и безопасности новых продуктов);

     - организация цепи непрерывного образования кадров в области качества;

     - трехуровневый анализ информации об эксплуатации автомобильной техники;

     - развитие и совершенствование форм сотрудничества с поставщиками (авторских надзоров за выполнением требований конструкторской документации в процессе производства, помощь в отработке конструкции изделия, совместная разработка испытательных центров, проведение конкурсов на звание «Лучший поставщик МАЗ» и др.);

     - проведение ревизии работы организаций, с которыми заключены дилерские договора и договора на гарантийное обслуживание автотехники, для решения вопроса о продолжении сотрудничества в последующие годы;

     - формирование системы управления качеством продукции с учетом процессного подхода.

     Повышение квалификации контролеров ОТК позволит получить дополнительную прибыль в  размере 4049,5 млн. руб. Применение поощрения  рабочих, технических специалистов, руководителей в улучшении качества выпускаемой продукции позволит повысить ее уровень, а, следовательно, и уровень ее конкурентоспособности. Предполагается снижение уровня дефектов, выявленных на этапах производства и инспекционного контроля на 25 %, уменьшение количества рекламаций на 30 %.

     Осуществление предложенного комплекса мероприятий  положительно повлияет на качество выпускаемой  продукции, а следовательно, более  полно удовлетворит требования потребителей. Это позволит РУП «МАЗ» сохранить  свое приоритетное положение, как ведущего производителя автомобильной техники на рынке стран СНГ и усилить свои позиции в условиях «жесткой» конкуренции на внешнем рынке, что подтверждается расчетом годового экономического эффекта от производства продукции повышенного качества. 

 

      Список использованных источников 

  1. Балащенко В.Ф. и др. Основы экономики промышленного  предприятия. - Мн.: Беларуская навука, 2000. - 160 с.
  2. Гончаров В.И. Менеджмент. - Мн.: Мисанта, 2003. - 624 с.
  3. Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства. - Мн.: ФУАинформ, 2001. - 528 с.
  4. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии. - Мн.: Новое знание, 2000. - 728 с.
  5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Мн.: Новое знание, 2002. - 336 с.
  6. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.
  7. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. - М.: Юрайт-М, 2001. - 268 с.
  8. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. - М.: Финпресс, НГАЗиУ, 1997.-356 с.
  9. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2002. - 400 с.
  10. Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур // Риск. - 1999. - №1. - с.41-45.
  11. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции. - М.: Новое знание, 2004. - 367 с.
  12. Организация производства. М.Ю. Пасюк, Т.Н. Долинина, А.А. Шабуня. - Мн.: ФУАинформ, 2002. - 76 с.
  13. Орлов А.В. и др. Товары и услуги: проблемы управления. - М.: Экономика, 1990. - 315 с.
  14. Основы экономики промышленного предприятия. Балащенко В.Ф. и др. - Мн.: Беларуская навука, 2000. - 160 с.
  15. Похабов В.И. Основы маркетинга. - Мн.: Вышейшая школа. 2001.-271с.
  16. Производственный менеджмент. Управление предприятием. С.А. Пелих, А.И. Гоев, М.И. Плотницкий и др. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 555 с.
  17. Раицкий К.А. Экономика предприятия. - М.: Дашков и К, 2002. - 1012 с.
  18. Синица Л.М. Организация производства. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2004. - 521 с.
  19. Суша Г.З. Экономика предприятия. - М.: Новое знание, 2003. - 384 с.
  20. Управление качеством. А.Л. Ходенков, И.П. Лубчинская. - Мн.: МИУ, 2005. - 135 с.
  21. Услуги в международной экономике / В.В. Почекина, Ю.П. Якубук; Под ред. В.Ф. Медведева. - Мн.: БИП-С, 2003. - 178 с.
  22. Хрипач В.Я. Экономика предприятия. - Мн.: Экономпресс, 2001.-464 с.
  23. Экономика предприятия. В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич. - М.: Новое знание, 2003 - 677 с.
  24. Система менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000:2000. Рекомендации по применению и построению систем менеджмента качества. Часть 1. Под общей редакцией В.Н. Корешкова. - Мн., 2001.
  25. ГОСТ Р 51814.1-2004 (ИСО/ТУ 16949:2002) «Системы менеджмента качества в автомобилестроении».

Информация о работе Сущность управления качеством продукци