Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 13:54, дипломная работа
Целью настоящей работы является анализ управления доходной частью государственного бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- определить сущность и основные принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях социально-экономического развития общества;
- рассмотреть понятие государственного бюджета и проанализировать формирование доходной части государственного бюджета;
- выделить источники формирования доходной части бюджетов разных уровней, рассмотрев особенности и структуру федеральных, региональных и местных налогов.
ВВЕДЕНИЕ
4
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7
1.1. Сущность и функции бюджетной системы в РФ.
8
1.2. Принципы построения бюджетной системы РФ.
19
1.3. Доходы и расходы бюджетной системы РФ.
21
1.4.Нормативно-правовые основы бюджетной системы России.
Вывод
23
23
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
28
2.1. Правовые и экономические основы формирования доходов бюджета.
28
2.2. Источники формирования дохода государственного бюджета РФ.
30
2.2.1. Доходы федерального бюджета.
30
2.2.2. Особенности структуры доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
38
2.2.3. Доходы бюджетов муниципальных образований.
42
2.2.4. Федеральные налоги.
46
2.2.4.1. Налог на добавленную стоимость.
47
2.2.4.2. Акцизы.
50
2.2.4.3. Налог на прибыль организаций.
52
2.2.4.4. Налог на доходы физических лиц.
55
2.2.4.5. Единый социальный налог.
58
2.2.4.6. Государственная пошлина.
59
2.2.4.7. Таможенная пошлина и таможенные сборы.
60
2.2.4.8. Платежи за природные ресурсы.
62
2.2.5. Региональные налоги.
66
2.2.5.1. Налог на имущество предприятий.
66
2.2.5.2. Транспортный налог.
70
2.2.6. Местные налоги и сборы.
Вывод
71
71
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
77
3.1. Причины и основные направления реформирования бюджета России последнего десятилетия.
77
3.2. Этапы и методы прогнозирования и планирования доходной части государственного бюджета.
82
3.3. Планирование доходов государственного бюджета.
Вывод
89
89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Необходимость разделения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы обусловлена различиями социально-экономических условий регионов, их экономического потенциала. Цель налогового регулирования доходов бюджетов территорий состоит в таком распределении налоговых поступлений между иерархическими уровнями, которое гарантировало бы финансирование нормативной части расходов, свело бы тем самым к минимуму необходимость дополнительного движения средств. Финансовое обеспечение самостоятельности бюджетов территорий, создание устойчивой доходной базы каждого уровня бюджетной системы отражают понятие бюджетного федерализма, то есть разграничение полномочий между органами власти и управления в области бюджетной и налоговой политики. Конкретные формы реализации налогового федерализма зависят от сочетания двух взаимодополняющих тенденций: обеспечение надлежащих темпов развития регионов, а также выравнивание экономического положения территорий и обеспечение доходами расходных полномочий органов власти и управления различных уровней.
Второй этап налогового планирования — обоснование и корректировка основных направлений налоговой и бюджетной политики соответствующей территории на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу — осуществляется на стадии определения основных параметров бюджета.
Третьим этапом государственного налогового планирования является расчет сумм налогов, зачисляемых в бюджеты всех уровней.
Оценка налоговых поступлений производится исходя из перспективных программ социально-экономического развития территории, принятой налоговой политики и методики формирования межбюджетных отношений. Основной задачей этого этапа налогового планирования является определение объемов налоговых платежей в бюджет на краткосрочную и среднесрочную перспективы, а также распределение общей суммы налоговых доходов по видам платежей.
Прогнозирование налоговых поступлений обычно начинают с составления базового бюджета, под которым понимаются ожидаемые поступления от каждого вида налога, предусмотренного действующим законодательством, в течение года. Прогнозы базируются на моделях регрессий временных рядов, ряде коэффициентов для распределения налоговых обязательств по видам платежей, динамике изменений объемов налоговых сборов — для соотнесения каждого вида платежа к определенному периоду (месяцу или кварталу), то есть ко времени его фактического осуществления.
Таким образом, налоговое планирование как один из этапов бюджетного процесса представляет собой научно обоснованный расчет величины налоговых поступлений бюджета на основе учета и оценки реальной налоговой базы территории. В настоящее время в России окончательно не сформировались как сама методика расчета налоговых доходов бюджета, так и база данных, необходимая для достоверного моделирования воздействия различных факторов на объем бюджетных поступлений. Для точной оценки размеров бюджетных поступлений на предстоящий период, обеспечения своевременного и качественного составления бюджетов всех уровней необходим серьезный анализ происходящих в стране и регионах социальных, политически и экономических процессов, перспектив и тенденций их развития. Создание достоверной политики в настоящее время является одним из направлений совершенствования процесса составления бюджета.
Расчет контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых методических подходов, при этом круг участников процесса планирования различается в зависимости от уровня управления. Рассмотрим организацию работы по планированию контингентов ряда налогов на региональном уровне.
Комитет финансов администрации субъекта РФ является центральным звеном в процессе планирования налоговых поступлений территориального бюджета. Для составления плана налоговых доходов бюджета региона в финансовом комитете аккумулируются необходимые статистические и аналитические материалы, поступающие из различных ведомств. Информацию о фактических суммах налогов, поступивших в бюджеты всех уровней, предоставляет управление федерального казначейства по субъекту РФ. В региональном управлении Министерства по налогам и сборам РФ составляются отчеты о фактической величине налогов, зачисленных в бюджеты всех уровней, размере задолженности по налоговым платежам, уплате налоговых санкций и пени, а также ряд других отчетных и аналитических материалов, необходимых для расчета прогнозной величины налоговых поступлений. Кроме того, в управлении МНС по субъектам РФ производится расчет величины предполагаемых сумм налоговых доходов бюджета на следующий отчетный период, исходя из объема фактически внесенных налогоплательщиками сумм, выявленных тенденцией в поступлении налогов, индекса инфляции, возможных изменений налогового законодательства. Одновременно с этим комитет государственной статистики субъекта РФ направляет в комитет финансов информацию о социально-экономическом положении региона, содержащую данные о затратах промышленных предприятий на производство, динамике капитального строительства, сведения о наличии и использовании основных фондов дифференциации заработной платы в отраслях экономики данного субъекта РФ и другие необходимые показатели.
Комитет экономики и промышленной политики субъекта РФ сообщает комитету финансов необходимые для прогнозирования доходов бюджета варианты прогнозных показателей социально-экономического развития региона на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу. Среднесрочный прогноз, оценивающий перспективы экономического развития на ближайшие три года, составляется на основе эконометрических моделей развития экономики государства с учетом предполагаемых изменений в бюджетно-налоговой и денежной политике. Методика расчета предполагает использование основных экономических показателей: индекса цен, уровня процентной ставки рефинансирования ЦБ, безработицы, заработной платы рабочих и служащих, доходов физических и юридических лиц. Долгосрочный прогноз составляется на период свыше пяти лет. В нем, как правило, отражаются экономические прогнозы, соответствующие перспективным целям и задачам государственной бюджетно-налоговой политики.
После того как всеми ведомствами, принимающими участие в процессе составления плана налоговых доходов бюджета, информация, служащая основной для осуществления расчетов налоговых поступлений, сведена воедино и изучена, специалисты комитета финансов субъекта РФ приступают к непосредственному расчету контингента налогов на очередной финансовый год. В настоящее время не существует единой, обязательной к применению во всех регионах методики расчета величины налоговых поступлений. В каждом субъекте РФ самостоятельно разрабатывают элементы методических подходов к налоговому планированию.
Основой расчета доходов в целом и по отдельным видам налогов и сборов, а также в разрезе отдельных муниципальных образований, являются:
- показатели
прогноза социально-
- ожидаемый объем поступления налогов и сборов в текущем году;
- ожидаемый объем недоимок налогов и сборов на начало планируемого финансового года;
- индексы-дефляторы
изменения макроэкономических
России и федерального бюджета на планируемый
финансовый год;
- задания по
повышению уровня собираемости
налогов и сборов в
планируемом финансовом
году и погашению недоимок текущего года.
На основании данных о поступлениях определенного налога за отчетный период и закономерностей, выявленных в динамике поступлений, предсказываются объемы поступления этого источника, т для установления величины налоговых доходов используется анализ временных рядов. Сдвиги в динамике временных рядов, возникшие в результате изменения структуры налога, налогового законодательства или по иным причинам, учитываются с помощью экспертного анализа Использование анализа временных рядов в процессе налогового планирования в условиях экономики переходного периода не гарантирует получения абсолютно точных прогнозных данных. В Российской Федерации временные ряды налоговых поступлений имеют нестабильный характер в силу значительной неопределенности динамики социально-экономического развития регионов, часто изменяющихся экономических условий хозяйствования и проводимой реформы налогового законодательства. Однако по мере развития рыночных отношений связь между бюджетными поступлениями, с одной стороны, и уровнем экономической активности и взаимодействием спроса и предложений — с другой, будет становиться все более явной, в результате потенциал и сфера применения статистических методов возрастут.
Достаточно точные, объективные прогнозы поступлений налоговых доходов бюджета на краткосрочную и среднесрочную перспективу в настоящее время могут быть составлены посредством эконометрического прогнозирования, основанном на использовании одной или нескольких объясняющих переменных (которые называются независимыми переменными) — для предсказания динамики зависимой переменной, в качестве которой в данном случае выступает величина налоговых поступлений. Установив динамику переменных, связанных с налоговой базой, прогнозируют динамику налоговых платежей. Независимыми переменными в налоговом планировании являются экономические показатели (например, величина балансовой прибыли по предприятиям региона, остаточная стоимость основных средств так и собственно элементы налога (ставка, льготы).
Сводным документом, содержащим систему показателей, комплексно характеризующих особенности экономического развития, налоговый потенциал и налоговую нагрузку региона и предназначенным для планирования поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней, является Налоговый паспорт субъекта РФ, разработанный МНС России.
В Налоговом паспорте содержится общая экономическая характеристика региона, в частности приводятся сведения относительно среднемесячной заработной платы, объема промышленной продукции, инвестиций в основной капитал, продукции сельского хозяйства, оборота розничной торговли, внешнеторгового оборота, динамики кредиторской и дебиторской задолженности налогоплательщиков. Отдельно приводятся основные показатели, используемые для расчета налоговой базы: ВРП, валовая прибыль, фонд оплаты труда, валовой совокупный годовой доход физических лиц, стоимость реализованных товаров, облагаемых и необлагаемых НДС, среднегодовая стоимость имущества предприятий, стоимость добычи полезных ископаемых. Кроме того, отражается структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики и задолженность по налогам в бюджетную систему.
Использование в практике работы финансовых органов Налогового паспорта субъекта РФ может стать действенным инструментом для объективного определения налоговой базы по всем видам налогов и сборов, расчета на ее основе величины налогового потенциала региона и конечном итоге установления реальных контрольных показателей по мобилизации доходов в бюджеты всех уровней.
Дальнейшее детальное
обоснование методики расчета контингента
налогов, поступающих в бюджеты всех уровней,
позволит органам государственной власти
и управления проводить рациональную
налоговую и бюджетную политику, разрабатывать
конкретные меры по увеличению собираемости налогов и пополнению доходной
части бюджетов всех уровней, способствовать обеспечению
устойчивого экономического роста как
отдельных административно-
Итак, планирование бюджетных доходов представляет собой комплексный процесс разработки общей структуры и объемов доходов бюджета на очередной финансовый год и перспективу. Для точной оценки размеров бюджетных поступлений на предстоящий период, обеспечения своевременного и качественного составления бюджетов всех уровней необходим серьезный анализ происходящих в стране и регионах социальных, политически и экономических процессов, перспектив и тенденций их развития. Основным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации являются налоговые поступлениями от юридических и физических лиц, в силу этого одним из важнейших элементов системы планирования доходов бюджета выступает налоговое планирование и прогнозирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе проведенного исследования можно резюмировать следующее:
Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:
- государственное и муниципальное управление;
- осуществление международной деятельности государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей природной среды, культурные связи);
- национальная оборона;
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
- функционирование федеральной судебной власти;
- проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
- развитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи);
- предупреждение
и ликвидация чрезвычайных ситу
- обеспечение обороноспособности страны;
- развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;
- осуществление социальной политики.
Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.
Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства.
Информация о работе Управление доходной частью государственного бюджета России