Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 13:54, дипломная работа
Целью настоящей работы является анализ управления доходной частью государственного бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- определить сущность и основные принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях социально-экономического развития общества;
- рассмотреть понятие государственного бюджета и проанализировать формирование доходной части государственного бюджета;
- выделить источники формирования доходной части бюджетов разных уровней, рассмотрев особенности и структуру федеральных, региональных и местных налогов.
ВВЕДЕНИЕ
4
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7
1.1. Сущность и функции бюджетной системы в РФ.
8
1.2. Принципы построения бюджетной системы РФ.
19
1.3. Доходы и расходы бюджетной системы РФ.
21
1.4.Нормативно-правовые основы бюджетной системы России.
Вывод
23
23
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
28
2.1. Правовые и экономические основы формирования доходов бюджета.
28
2.2. Источники формирования дохода государственного бюджета РФ.
30
2.2.1. Доходы федерального бюджета.
30
2.2.2. Особенности структуры доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
38
2.2.3. Доходы бюджетов муниципальных образований.
42
2.2.4. Федеральные налоги.
46
2.2.4.1. Налог на добавленную стоимость.
47
2.2.4.2. Акцизы.
50
2.2.4.3. Налог на прибыль организаций.
52
2.2.4.4. Налог на доходы физических лиц.
55
2.2.4.5. Единый социальный налог.
58
2.2.4.6. Государственная пошлина.
59
2.2.4.7. Таможенная пошлина и таможенные сборы.
60
2.2.4.8. Платежи за природные ресурсы.
62
2.2.5. Региональные налоги.
66
2.2.5.1. Налог на имущество предприятий.
66
2.2.5.2. Транспортный налог.
70
2.2.6. Местные налоги и сборы.
Вывод
71
71
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
77
3.1. Причины и основные направления реформирования бюджета России последнего десятилетия.
77
3.2. Этапы и методы прогнозирования и планирования доходной части государственного бюджета.
82
3.3. Планирование доходов государственного бюджета.
Вывод
89
89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.
Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:
1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.
В условиях хозяйственных реформ государственный бюджет усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет.
Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику — предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций.
Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем. Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы — просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства.
В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны.
Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.
3. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики.
Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в руках государства денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.
4. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.
Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения — магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.
5. Основная роль бюджета
состоит в том, что он ежегодно мобилизует
и концентрирует денежные накопления
предприятий, организаций и населения
в централизован
ном государственном
фонде для финансирования народного
хозяйства, социально-культурных
мероприятий, укрепления обороноспособности
страны, на содержание органов государственной власти
и образования резервов.
Роль государственного бюджета заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств.
Государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.
6. Государственный
(федеральный) бюджет — это ведущее звено бюджетной
системы. Он играет важную роль в
финансировании региональных программ
социально-культурных мероприятий, фундаментальных
научных исследований.
Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.
Подводя итоги, хотелось бы остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
Успешное решение проблемы формирования доходной части государственного бюджета, укрепления доходной базы местных бюджетов и развитие их самостоятельности позволит адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, а также усилить влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны.
Пополнение закрепленных доходов местных бюджетов новыми источниками их формирования имеет важное значение для создания условий, повышающих уровень самостоятельности этих бюджетов в общегосударственной бюджетной системе, что вполне отвечает принципу бюджетного федерализма и может рассматриваться как одно из направлений его практического воплощения.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.
Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности.
Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.
Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за управлением доходной частью государственного бюджета. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Опубликованные.
Неопубликованные.
2. Литература.
13. Брызгалин А.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части 1. М., 2001.
1 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под. ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. М. 2003.
1 Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под. ред. Г.Б. Поляка. М., 2000.
2 Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М., 2000.
3 Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. М., 1985. С.117-118.
4 Финансы / Под редакцией В.М.Родионовой. М., Финансы и статистика. 1995, с.304.
5 Бюджетный Кодекс РФ, статья 6.
6 Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и К, 2002. С. 41-42.
7 Кальван Г.Г. Нужно ли отказываться от регулирующих налогов? // Финансы. 2001. № 10
1 Колесов А.С. Об интегральной оценке финансового положения объектов бюджетного финансирования // Финансы. 2003. № 5.
2 Государственный бюджет. Учебное пособие / Под. ред. М.И. Ткачук. Минск. 2003.
3 Пронина Л.И. О налоговых доходах местных бюджетов во второй части налогового кодекса РФ // Финансы. 2003. № 9. С. 24.
4 Ларионов А.С. Бюджет области: проблемы финансового контроля // Финансы. 2003. № 4.
5 Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы. 2001. № 11.
6 Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира. М., 2000. С.115.
7 Оспанов Т.М. Налоговые системы развитых стран. М., 1995. С. 120-121
1 Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1994-1997 гг. // Вопросы экономики. 1998. № 2.
2 Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в ХIХ – ХХ вв. СПб. С.488.
3 Никитина В. Мы скоро будем жить по-новому // Финансы. 2003. № 5.
4 Иванеев А. Налоговая составляющая бюджета // Финансовый бизнес. 2004. № 4.
Информация о работе Управление доходной частью государственного бюджета России