Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 13:54, курсовая работа
Последние два-три года в российскую практику управления постепенно внедряется современная зарубежная концепция управления компанией – концепция управления стоимостью. В основу концепции положено понимание того факта, что для акционеров (владельцев) предприятий и организаций центральным вопросом является прирост их благосостояния в результате функционирования объектов владения. При этом рост благосостояния акционеров измеряется ни мощностью введенных мощностей, ни количеством нанятых сотрудников, ни оборотом компании, а стоимостью компании, которой они владеют.
Введение
3
1. УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ: ПРЕИМУЩЕСТВА ОГРАНИЧЕНИЯ, И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ
1.1 Теоретические основы концепции управления стоимостью компании
1.2 Основные цели, преимущества и проблемы
1.3 Подходы к оценке предприятия. Внедрение УСК
4
4
6
10
1.4 Стратегия роста. Роль нефинансовых факторов в изменении стоимости
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
15
19
2.1 Практическая работа №1. Шесть функций денежной единицы и их использование в оценке бизнеса
19
2.2 Практическая работа №2. Анализ финансового состояния предприятия и определение базовых понятий и показателей, используемых при оценке бизнеса
26
2.3 Практическая работа №3. Оценка стоимости предприятия методами доходного подхода
33
2.4 Практическая работа №4. Оценка стоимости предприятия с использованием рыночного подхода
41
2.5 Практическая работа №5. Оценка стоимости предприятия на основе затратного подхода
43
Заключение
Список использованной литературы
Решить складывающиеся проблемы в пользу конкретных альтернатив помогает стоимостной подход, который наглядно оценит все «за» и «против» и выявит величину прибыльности того или иного решения.
Находясь в стадии завершения своего жизненного цикла, предприятие должно действовать в соответствии с задачами реструктуризации либо сокращения производства. Первая задача предпочтительнее в том случае, если собственник желает ещё некоторое время получать стабильный доход от своего бизнеса. Важно верно оценить все составляющие бизнеса и отказаться развивать наименее прибыльные или убыточные.
Итак, на ранних этапах своего развития, где финансовой целью является прирост стоимости компании, фирма должна повышать инвестиционную привлекательность и искать стратегического инвестора. В стадии зрелости, где происходит реализация части стоимости бизнеса, необходимо создавать новые производства, новые части стоимости, новые составляющие, структуры предприятия, что также должно сочетаться с выплатами инвесторам дивидендов и привлечением капитала для развития. В стадии упадка производственных мощностей, угасания компании необходимо искать новые источники роста фирмы, для чего предприятие оценивает свою стоимость и принимает решение в пользу одной из альтернатив – выхода на новые рынки, реструктуризации или «сворачивания производства», если такой вариант наиболее оптимален.
Стоимостной подход для любого предприятия не является «панацеей» от всех бед, однако, позволяет при компетентном управленческом подходе сделать предприятие не только источников прибыли в короткий срок, но и самому стать объектом с высокой стоимостью.
1.3 Подходы к оценке предприятия. Внедрение УСК
Для того чтобы определить рыночную стоимость предприятия (бизнеса), оценщик использует три основных подхода к оценке: рыночный, затратный и доходный. В заключении оценщик проводит взвешивание по различным факторам показателей стоимости, полученных каждым из этих подходов, и выводит окончательную рыночную стоимость оцениваемого предприятия. При этом теряется информация, которая заключена в каждом из показателей стоимости. А она есть, ее только нужно увидеть и правильно интерпретировать.
Затратный подход в оценке бизнеса исходит из принципа: сколько нужно затратить денег на создание предприятия, аналогичного оцениваемому? Стоимость активов и обязательств оцениваемой компании корректируется до рыночной стоимости, и разница между активами и пассивами отражает рыночную стоимость предприятия на основе затратного подхода.
Стоимость предприятия рыночным подходом определяется на основе анализа продаж мелких (миноритарных) пакетов акций открытых акционерных обществ, аналогичных оцениваемой компании, чьи акции котируются на фондовых биржах. Данный подход пока не получил широкого применения в России из-за неразвитости внутреннего фондового рынка.
Если ваша цель и цель вашего предприятия - заработать деньги, то наибольший интерес для вас будет представлять оценка бизнеса, произведенная доходным подходом. В основе доходного подхода к оценке бизнеса лежит простой принцип рациональный инвестор не отдаст за приобретаемый им бизнес больше, чем размер дохода (денежный поток, прибыль, другие формы материальной и нематериальной выгоды), который принесет ему данный бизнес в будущем.
Доходный подход позволяет сопоставить сегодняшние затраты инвестора (владельцев компании) с будущими доходами с учетом времени поступления доходов и факторов риска, характерных для анализируемого бизнеса. Именно оценка бизнеса на основе доходного подхода, произведенная грамотными экономистами, используется при управлении компанией по методу УСК. Оценивая бизнес доходным подходом, экономист-оценщик анализирует результаты прошлой деятельности, составляет модель денежного потока предприятия, прогнозирует будущие показатели деятельности предприятия, то есть фактически составляет подробный бизнес-план. Именно работа, выполненная оценщиками в ходе оценки бизнеса данным подходом, и непосредственно результаты этой работы дают возможность руководителям предприятий выявлять проблемы, тормозящие развитие бизнеса, а значит, и рост стоимости компании, принимать решения, увеличивающие стоимость компании как в краткосрочных, так ив долгосрочных периодах. Так, например, динамика стоимости предприятия, его подразделений, филиалов, дочерних компаний за несколько периодов (месяцев, кварталов, лет) может служить оценкой эффективности работы управляющих разных уровней. Кроме того, не может быть более лучшей рекомендацией для компании при переговорах с потенциальным инвестором, ссудодателем, а также при выпуске различных ценных бумаг, чем стабильный рост стоимости компании на протяжении нескольких лет.
Сопоставление результатов оценки стоимости предприятия различными подходами может натолкнуть на определенные выводы. Так, если случится, что оценка бизнеса доходным подходом окажется ниже оценки затратным подходом, то это будет означать, что собственнику выгоднее распродать такое предприятие по отдельным активам (реструктуризация или ликвидация), чем сохранить его в качестве действующего предприятия. Очевидно, что в данном случае команда управляющих не справляется со своими функциями, и акционеры на общем собрании со всеми основаниями могут ставить вопрос о замене управляющих. Сравнивая результаты оценок по доходному и рыночному подходам, можно сделать вывод о том, насколько адекватно фондовый рынок оценивает ценные бумаги компании, и о причинах, порождающих несоответствие. Кроме того, данное сравнение позволяет определить наиболее удачный момент для выпуска ценных бумаг.
Внедрение УСК проводится в несколько этапов. Первый этап - оценка стоимости предприятия на текущий момент в состоянии "как есть" с созданием модели, учитывающей индивидуальность денежных потоков конкретного предприятия. Уже только этот этап способен принести предприятию ощутимую пользу, так как по его окончании в распоряжении руководителей оказывается детальная компьютерная модель всех денежных потоков предприятия, которая дает возможность анализировать, какой из элементов денежного потока привел к росту или сокращению количества денежных средств предприятия. Кого из нижестоящих руководителей нужно поощрять за достигнутый успех, а кому указывать на совершенные ошибки. Общий денежный поток можно представить как сумму денежных потоков отдельных подразделений и филиалов, создающих стоимость (так называемые центры прибыли -стоимости), и обслуживающих подразделений (сюда относится и высший аппарат управления), напрямую не создающих стоимость. В этом случае появляется возможность анализировать, какое подразделение является локомотивом роста стоимости, а какое лишь камнем на шее.
В системе УСК собственник может дать своему высшему управляющему нормативное задание: ежегодное повышение эффективности деятельности - рост стоимости, превышающий темпы, обеспечиваемые обычной конкурентной борьбой.
Чтобы выполнить задание собственника, высший управляющий делегирует это задание управляющим высшего звена, те, в свою очередь, - управляющим среднего звена, и т.д. Главное - правильно определить ключевые факторы стоимости для каждого из звеньев и постоянно проводить их мониторинг. Такая "живая" система управления позволяет любой компании, в том числе крупной, быстро и адекватно реагировать на любые изменения как внутри компании, так и во внешней среде.
Второй этап - изыскание внутренних и внешних резервов предприятия для максимально возможного увеличения его стоимости. Этот этап самый насыщенный и продолжительный. Он включает в себя анализ компании с целью определения воздействия различных факторов на показатель стоимости компании. Например: на сколько увеличится/снизится стоимость компании, если увеличить отпускные цены на 3%. Или как изменится стоимость компании, если снизить накладные расходы на 5%.
На третьем этапе - стоимость компании в идеале должна стать основным ориентиром при принятии любых решений, будь то заключение договора с новым поставщиком или решение о продаже одного из подразделений предприятия. Если планируемое действие повлечет за собой снижение стоимости компании, оно должно быть отвергнуто! Так, в статье "Как преодолеть технологическое отставание российских компаний", опубликованной в предыдущем номере журнала Top-Manager, уважаемый автор говорит о неэффективности системы организации производства на большинстве российских заводов. В структуру многих заводов входит полный набор вспомогательных производств. В качестве окончательного решения проблемы автор предлагает продажу вспомогательных производств.
При решении вопроса о продаже важнейшим критерием является наличие конкурентной среды, то есть возможность приобретения аналогичной услуги у другого поставщика. Возможно, часть или все вспомогательные производства действительно необходимо продать. Но основным критерием при принятии решения о продаже любого подразделения (вспомогательного или основного) является добавленная стоимость предприятия, которая будет в этом случае реализована. Возможно, альтернативный продаже вариант-перевод вспомогательных подразделений на систему внутреннего предпринимательства (коммерческий расчет) обеспечит предприятию даже больший рост стоимости.
Для полного внедрения управления стоимостью компании на предприятии необходимо в среднем около трех лет. Вы будете абсолютно правы, если заметите, что у российских предприятий нет в запасе трех лет. Но основным достоинством УСК является возможность плавного перехода с получением ощутимых результатов примерно через четыре месяца после принятия решения о переходе на данную систему управления. Среди других достоинств этой системы особо хотелось бы отметить ее гибкость и абсолютную универсальность. Она легко адаптирует весь ранее накопленный положительный опыт управление предприятиями в нашей стране, если он ведет к росту стоимости, и отторгает те решения и действия, которые ведут к снижению стоимости. По системе УСК могут управляться абсолютно любые предприятия: убыточные, государственные, естественные монополии и т.д.
Однако самое главное условие успешного внедрения УСК на предприятии - это заинтересованность и понимание необходимости происходящих изменений всеми сотрудниками компании, и в первую очередь, конечно же, высшими управляющими.
В ходе совместной работы с экономистами-оценщиками даже над первым этапом внедрения УСК экономисты, финансисты, бухгалтера предприятия научатся составлять и анализировать денежные потоки предприятия-знания, которые всегда будут востребованы в рыночной экономике.
УСК по праву можно рассматривать как "лекарство от всех болезней", с помощью которого российским предприятиям будет легче преодолевать всевозможные кризисы и в дальнейшем успешно работать на рынке.
1.4 Стратегия роста. Роль нефинансовых факторов в изменении стоимости
Рост – это стадия, которую предприятие проходит в самом начале своего жизненного цикла. Продукты и услуги на данном этапе обладают существенным потенциалом роста. Для того, чтобы капитализировать этот потенциал, необходимо привлечь значительные ресурсы с целью развития и продвижения новых продуктов и услуг; построить и расширить производственные мощности; инвестировать в системы, инфраструктуру и распределительную сеть; создать и развивать клиентскую базу. Общая финансовая цель на этой стадии развития бизнеса состоит в процентном росте дохода и объемов продаж в целевых сегментах.
Стратегия удержания позиций применяется, когда высокие темпы роста рынка сменились умеренными, а компания сумела занять на нем определенную нишу. В этом случае повысить рентабельность своего бизнеса компания может как за счет улучшения работы с клиентами, так и за счет оптимизации бизнес-процессов. Большинство компаний на данном этапе развития ставят перед собой финансовые цели, связанные с прибыльностью бизнеса, такие как достижение рентабельности компании, продуктов и каналов продвижения.
При наступлении стадии стабилизации или стагнации рынка компания прежде всего заинтересована либо в продаже своего бизнеса, либо в получении максимальной отдачи от него.
Последний вариант называется стратегией «сбора урожая». В этом случае для поддержания приемлемых показателей рентабельности руководство компании должно снизить издержки настолько, насколько возможно. Ключевыми показателями являются удельные, прямые и общие издержки, а также период окупаемости новых капиталовложений, который должен быть наикратчайшим.
Следующий критерий при выборе ключевых
финансовых факторов – потенциал улучшения
показателей, так как часть факторов оказывает
сильное влияние на стоимость компании,
однако их улучшение может потребовать
значительных ресурсов и времени. Например,
не на всех рынках допустимо свободное
манипулирование ценой, которое позволяло
бы воздействовать на финансовые результаты
компании. Часто цена диктуется рынком,
и ее изменение происходит независимо
от воли руководства компании.
Волатильность
(изменчивость) показателей также является
критерием выбора финансовых факторов
при внедрении управления стоимостью.
Концентрируясь на управлении исключительно
факторами стоимости, которые имеют максимальный
рейтинг с точки зрения чувствительности
и могут быть улучшены в наибольшей степени,
мы игнорируем другой класс факторов стоимости
– те, которые определяют рисковость бизнеса
и подверженность его изменениям во внешней
среде. К таким факторам могут быть отнесены
расходы на закупку сырья и материалов,
цена продукции.
Данные факторы диктуются рынком, их влияние в разное время может быть неоднородным.
Роль
нефинансовых факторов в изменении стоимости
компании необходимо неразрывно учитывать
наряду с финансовыми. Такими факторами
могут служить:
-
внешние факторы (оценки аналитиков, рейтинговые
оценки, политика государства и регуляторов);
- внутренние
факторы (структура бизнеса компании,
деловая репутация, корпоративное
управление, нацеленность компании
на повышение стоимости
Информация о работе Управление стоимостью: преимущества, ограничения и проблемы внедрения