Финансовый механизм макроэкономического регулирования и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение финансового механизма макроэкономического регулирования и особенности его функционирования в Республике Беларусь.
Основные задачи:
 изучить финансовый механизм макроэкономического регулирования экономики;
 проанализировать проблемы финансового механизма в рыночной экономике;
 рассмотреть и изучить особенности функционирования финансового механизма в Республике Беларусь.
Исследовательской базой написания работы послужили статистические данные Республики Беларусь, учебные пособия, публикации отечественных и зарубежных ученых и специалистов по исследуемой проблеме.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая1.docx

— 83.74 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Брестский государственный технический университет»

Факультет инновационной деятельности, управления и финансов

Кафедра управления, экономики и финансов

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: «Финансовый механизм макроэкономического регулирования и особенности его функционирования в

Республике Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила  студентка гр. Ф-53:                                      Петерс Дарья Петровна

 

 

 

Проверил:                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест 2013г

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансы как распределительная категория имеет тесную взаимосвязь с экономикой. С одной стороны, при помощи финансов распределяется созданный в обществе ВВП. Распределить можно лишь столько, сколько создано. С другой стороны, обменно-распределительные отношения формируют определённую систему экономических интересов, которые влияют на производство, стимулируя или, наоборот, сдерживая рост ВВП. 

По обобщённым определениям финансовый механизм может быть охарактеризован как комплекс специально разработанных и законодательно закреплённых форм и методов создания и использования финансовых ресурсов для обеспечения экономического развития и социальных потребностей граждан. Финансовый механизм - это, по сути, методические, организационные и правовые положения и мероприятия, которые определяют функционирование финансов в экономике государства, их практическое использование для достижения определённых соответствующими программами целей и задач.

Формирование и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения общегосударственных потребностей, а также потребностей предпринимательских структур и населения осуществляются на основании соответствующих нормативных актов, которые служат основой для разработки методических положений. Методические положения определяют технику мобилизации и использования этих ресурсов, обязанности субъектов, которые принимают участие в этих процессах и др.

Финансовый механизм является составной частью хозяйственного механизма в государстве, однако это специфическая составляющая, которая в значительной степени определяет характер не только хозяйственного механизма в частности, а и экономической системы в целом. Его специфика заключается в том, что при помощи финансов определяется конечный результат всей хозяйственной деятельности в государстве.

Целью курсовой работы является изучение финансового механизма макроэкономического регулирования и особенности его функционирования в Республике Беларусь.

Основные задачи:

    • изучить финансовый механизм макроэкономического регулирования экономики;
    • проанализировать проблемы финансового механизма в рыночной экономике;
    • рассмотреть и изучить особенности функционирования финансового механизма в Республике Беларусь.

Исследовательской базой написания работы послужили статистические данные Республики Беларусь, учебные пособия, публикации отечественных и зарубежных ученых и специалистов по исследуемой проблеме.

 

 

1.Финансовый механизм макроэкономического  регулирования экономики.

 

В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, формы, стимулы и т. п.

Устанавливая способы организации финансовых отношений, государство оформляет их в законах и других актах нормативного характера.

Оно определяет методы распределения валового внутреннего продукта, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов.

При этом используется финансовый механизм, представляющий собой совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и пере распределительных финансовых отношений.

Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства.

Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств. Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его составные части в виде: финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйственных организаций, финансового механизма некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма функционирования государственных финансов.

Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразрывны, некоторые ученые-экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный механизм.

Во всех случаях каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизации ресурсов, финансирование, стимулирование и т. п.), имеющие количественную и качественную определенность.

Количественная определенность проявляется в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является первоосновой функционирования финансового механизма, так как без соответствующих ассигнований невозможно решение каких-либо задач по развитию общества.

Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставленных ресурсов, в каких формах и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались.

Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма. Как известно, свой «вклад» в современное кризисное состояние финансов внес так называемый затратный механизм управления производством (оценка станков по весу, «стройки века», огромное незавершенное строительство и т. п.), что приводило к распылению средств, непроизводительному их использованию.

Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества:

  • финансовое обеспечение;
  • финансовое регулирование.

Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования.

Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах:


 

Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг.

Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций - важнейшая задача финансовых работников всех рангов.

Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на определённом этапе.

Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи.

Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.

При налоговом методе сумма дохода распределяется по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемым законом для отдельных элементов.

Каждому из них в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение в виде закрепленных за ними функций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, амортизационные отчисления и т. п.).

Финансовое обеспечение и финансовое регулирование, равно как и каждая сфера, а также звенья взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.

Функционирование финансового механизма обеспечивается через определенные организационные структуры.

К ним относятся: правовое регламентирование, планирование (прогнозирование) и управление. Правовое регламентирование, заключающееся в разработке и принятии законодательных актов по организации финансовой деятельности, осуществляют органы государственной власти.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом — составление различных видов финансовых планов и прогнозов, бизнес-планов. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе стимулов, имеющих две стороны - поощрение и санкции.

В современных условиях хозяйствования особо важное значение имеет усиление научного обоснования управленческих решений по финансам, учет опыта государств, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночного хозяйства.

Схематически финансовый механизм хозяйствующих субъектов можно представить в следующем виде (см. Приложение А).

С созданием современной экономической модели, как известно, изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства.

Вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозорганов, строго регламентировавшего состав фондов, пропорций, условий их образования и использования посредством установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты.

С их помощью при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности.

Наряду с действием финансового механизма в производственной сфере коммерческой деятельности важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере.

Причем здесь его формы подверглись особенно существенной перестройке, направленной на более полное удовлетворение потребностей граждан в квалифицированном социально-культурном обслуживании.

Перестройка финансового механизма в этой сфере позволила расширить самостоятельность в использовании находящихся в распоряжении учреждений и организаций финансовых средств.

Действующий финансовый механизм в отраслях социально-культурного обслуживания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг.

Произошла и перестройка системы бюджетного финансирования - переход на нормативный метод покрытия затрат, предусматривающий возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета на основе нормативов, определенных из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей.

Отменена и ранее действующая жесткая регламентация использования бюджетных ассигнований. Осуществлен переход от выделения средств из бюджета по отдельным статьям расходов к их финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности этих учреждений и организаций (с сохранением выделения средств на некоторые статьи).

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов, используемый на нужды учреждения (заработная плата, фонды экономического стимулирования, расчеты с другими организациями, банками и т. п.).

Остатки не используемых за год средств остаются в распоряжении организаций, учреждений.

Все мероприятия финансовой политики, направляемые к упорядочению бюджетного устройства, корректированию денежного обращения, организацию кредита, совершенствованию ценообразования не в состоянии преодолеть экономический кризис, составляющий основу кризиса финансов.

Выход состоит в повышении производительности труда в сфере материального производства, в увеличении емкости рынка, как за счет крупного производства, так и за счет увеличения товарного предложения со стороны мелких предпринимателей, производящих промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Таким образом, укрепление финансов зависит от развития производства и товарооборота, а устойчивость финансов, бездефицитность бюджета и стабильность денег в свою очередь являются важнейшими факторами успешного развития народного хозяйства.

Инструментами же формирования и использования, централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода являются финансовые рычаги.

Информация о работе Финансовый механизм макроэкономического регулирования и особенности его функционирования в Республике Беларусь