Финасирование образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработка модели внебюджетного финансирования образовательного учреждения.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- раскрыть содержание и принципы финансирования образовательных услуг
- рассмотреть особенности финансирования образовательных услуг
- выбрать методику анализа финансирования образовательного учреждения
-провести экспресс-диагностику финансирования образовательного учреждения. На основе расчета финансовых коэффициентов проанализировать тенденции изменения показателей.
- разработать модель внебюджетного финансирования образовательного учреждения
- исследовать существующую проблему экономической безопасности учреждения
- описать инновационную программу учреждения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 Содержание и принципы финансирования образовательных услуг
1.2 Особенности финансирования образовательных услуг
1.3 Выбор методики анализа финансирования образовательного
учреждения
2. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ МОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
2.1 Анализ структуры финансовых потоков учреждения
2.2 Тенденции финансовых показателей учреждения
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Разработка концептуальных аспектов модели внебюджетного образования
3.2 Прогноз показателей финансирования внебюджетного образования
4. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Список используемой литературы
Глоссарий

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломик.doc

— 636.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Рассмотрим диаграмму поступления средств в образовательное учреждение за счет бюджетного и внебюджетного финансирования на рис.2.1

 

 

 

     
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
 

Рис. 2.1 Бюджетное и  внебюджетное финансирование

 

 

 

Как показывает диаграмма, динамика поступлений   от платной образовательной деятельности нестабильна и имеет тенденцию к снижению. Эта негативная тенденция, так как развитие образовательного учреждения во многом зависит от финансирования за счет внебюджетных источников.

                                                                                                            

 

   Таблица 2.9

  Динамика показателей финансовой активности за 2004-2007 годы

 

Показатели

2004

2005

2006

2007

Коэффициент износа

0,93

0,93

0,94

0,935

Коэффициент обновления основных средств

0,014

0,02

0,015

0,087

Коэффициент оборачиваемости поступивших средств

22,9

22,2

23,1

17,6

Коэффициент оборачиваемости основных средств

2,01

2,05

2,14

1,37

Коэффициент оборачиваемости оборот.средств

91,1

75,7

75,9

103,6

Оборачиваемость дебиторской задолженности

707,4

2084,9

52,3

48,1

Оборачиваемость кредиторской задолженности

862,9

2878,5

-

-


 

 

 

Таблица 2.11

Динамика показателей финансовой деятельности за счет внебюджетных источников.

 

Показатели

2004

2005

2006

2007

Коэффициент износа

0,68

0,67

0,71

0,77

Коэффициент обновления

основных средств

0,04

0,07

0,006

0,01

Коэффициент оборачиваемости поступивших средств

0,03

0,03

0,05

0,003

Коэффициент оборачиваемости основных средств

0,77

0,75

1,27

0,07

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

4,98

4,49

8,1

0,7


 

 

 

 

 

 

Рассмотрим диаграмму по каждому коэффициенту имущественного состояния МОУ «Центр образования».

Проанализируем коэффициент износа основных средств МОУ «Центр образования» за период 2004-2007 гг. Данные отражены на рис.2.2

 

Рис. 2.2 Коэффициент износа

 

Рассчитанный коэффициент износа основных средств, характеризует степень износа основных средств в целом по образовательному учреждению.

 

Как видно из расчета данный коэффициент имеет незначительное увеличение и даже снижение. Это негативный фактор, так как свидетельствует о старении материально-технической базы. Если рассчитывать данные коэффициенты по балансам исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам, то здесь наблюдается значительное  увеличение данного показателя, что также говорит о том, что необходимо обновлять основные средства учреждения.

Далее проанализируем изменение коэффициента обновления основных средств за период 2004-2007 годы. Данные расчетов отразим на рис. 2.3.

 

 

                  Рис.2.3  Коэффициент обновления  основных средств

                                                                                         

 

 

       Показатель коэффициент обновления основных средств, показывающий

долю поступивших в течение года основных средств в балансовой стоимости

основных средств

Увеличение этого коэффициента является положительным фактором,

так как за счет увеличения данного коэффициента происходит уменьшение

износа основных средств и их выбытие. Рост коэффициента обновления в данном

случае наблюдается за счет бюджетных источников. Так как в 2007 г увеличилось

поступление основных средств по государственной национальной  программе

«Образование».

 

 

Далее проанализируем коэффициент  оборачиваемости поступивших средств

 

на рис.2.4.

 

             Рис. 2.4 Коэффициент оборачиваемости поступивших средств

       

К

 Показатели деловой  активности. Указанная группа показателей  позволяет оценить 

деятельность образовательного учреждения с точки зрения эффективности 

использования финансового  имущества (экономического потенциала данного 

имущества).

К таким показателям относятся: коэффициент оборачиваемости и структуры

поступивших средств  по образовательному учреждению, он показывает

количество всех поступивших  финансовых средств, приходящихся на один рубль,

вложенный в активы образовательного учреждения, а также удельный вес

внебюджетной доходности в общей доходности. Для образовательного учреждения

желательно увеличение значений данного показателя. Расчет данного коэффициента

показал, что за счет бюджетных  средств происходит снижение уровня данного 

показателя. За счет внебюджетных источников изменений не наблюдается.

                                                 Рис.2 5 Фондоотдача

         

Коэффициент оборачиваемости основных средств – фондоотдача –

показывает, сколько финансовых ресурсов получено образовательным

учреждением на один рубль, вложенный в основные средства.   

Для образовательного учреждения желательно увеличение этих

показателей за счет максимизации финансовых поступлений. Но в нашем

случае на снижение коэффициента фондоотдачи повлияла переоценка

основных средств.

 

 

 

 

 

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует

количество оборотов финансовых ресурсов. Изменение данного коэффициента

представлено на рис.2.6.

         

 

               Рис. 6 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

         
           

Желательно увеличение значения этого показателя за счет максимизации финансовых поступлений. В нашем случае мы наблюдаем снижение показателя по внебюджетным средствам, что является фактором негативным, свидетельствующим о том, что объем оборотных средств растет быстрее, чем объем финансовых поступлений из внебюджетных источников.

На основании расчета показателей финансовой активности можно сделать выводы об эффективности финансовых инструментов, выражающихся в виде денежных средств, финансовых обязательств.

Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает скорость оборота дебиторской задолженности, то есть сколько поступивших финансовых средств приходится на один рубль, отвлеченных в дебиторскую задолженность.

Снижение этого показателя отрицательно характеризует финансовую активность образовательного учреждения.

Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает скорость оборота кредиторской задолженности, то есть сколько поступивших финансовых средств приходится на один рубль средств, привлеченных в кредиторскую задолженность.

Показатели имущественного состояния имеют тенденцию к снижению, что свидетельствует о снижении эффективности использования финансовых ресурсов.

Увеличить поступление денежных средств в образовательное учреждение можно путем увеличения бюджетного финансирования и увеличения поступлений из внебюджетных источников.

В следующей главе дипломного проекта будет разработана модель внебюджетного финансирования образовательного учреждения на 2008 год с учетом выявленных в результате анализа недоработок повышения эффективности деятельности учреждения. На основе выбранного алгоритма сделан расчет показателей эффективности деятельности образовательного учреждения и проведен анализ тенденций финансовых показателей эффективности.

Выявленные проблемы позволили разработать модель внебюджетного  финансирования образования и рассчитать прогнозный вариант.

 

 

 

 

 

 

3. Разработка концептуальных аспектов модели внебюджетного образования

.

Повышение требований к  качеству образования, соответствию его  мировым стандартам вызывает необходимость  увеличения расходов на оказание образовательных услуг, повсеместного внедрения новейших технологий обучения с использованием современных информационно-коммуникационных средств. Для того чтобы обеспечить деятельность становящейся все более финансовоемкой системой образования , необходимо постоянно увеличивать поступление средств одновременно из двух источников: бюджетных и различных внебюджетных.

Изыскание внебюджетных средств становится фактически повседневным занятием образовательных учреждений всех типов, видов и категорий  в соответствии с направленностью их образовательных программ и потребностью финансовых ресурсов.

Несмотря на увеличение бюджетного финансирования государственных  и муниципальных учреждений образования, этот источник все еще явно недостаточен. Это подталкивает образовательные учреждения к поиску и привлечению средств из самых разнообразных источников.

Более активно осуществляется привлечение внебюджетных средств  учреждениями профессионального образования. Связано это во многом со все увеличивающейся потребностью отраслей экономики и у отдельных предпринимателей в притоке свежих сил, молодых кадров, способных быстро освоить внедряемые новые технологи, наукоемкое производство.

Это должно способствовать ротации кадров, успешному техническому перевооружению и выпуску продукции ,выполнению работ, оказанию услуг, конкурентоспособных в рыночной экономике, и достижению главной цели в рыночных отношениях — получению прибыли, необходимой для совершенствования производства и решения социальных задач.

Активность в привлечении  внебюджетных средств проявляется  государственными и муниципальными образовательными учреждениями в двух направлениях: во внешней среде и внутри самих учреждений.

Во внешней среде  активность прежде всего целесообразно  проявлять с целью поиска и установления постоянных контактов, закрепляемых договорами, определяющими права, обязанности и ответственность сторон.

В профессиональных учреждениях  образования устанавливаются деловые  контакты с предпринимателями, заинтересованными  в получении молодых кадров, обладающих знаниями теории и получивших уже  в процессе обучения определенных производственных навыков, активных, нацеленных на овладение основами требований данного экономического субъекта и желающих построить на нем свою карьеру.

Закрепленные договорами деловые контакты позволяют учреждениям  системы образования постоянно получать средства от работодателей и планировать на перспективу свою финансовую деятельность.

Это содействует устойчивости работы образовательных учреждений и трудоустройству их выпускников. Создается необходимый имидж образовательных учреждений как в среде абитуриентов, так и предпринимателей. Наряду с первичной подготовкой специалистов образовательные учреждения заключают договоры с предпринимателями на повышение квалификации их работников и переподготовку для получения ими второй профессии с выдачей соответствующего государственного образца документа.

Налаживание деловых  связей с общественными организациями  позволяет договориться о привлечении в систему образования внебюджетных средств для технического оснащения образовательных учреждений, строительства школ, организации отдыха учащихся.

Много имеется примеров благотворительности градообразующих  предприятий.

Поступление внебюджетных средств от внешних источников, как  правило, нерегулярное, происходит в  форме меценатства и спонсорства. Каждый такой факт заслуживает благодарности и должен быть оформлен документами в соответствии с действующим законодательством. Образовательные учреждения обязаны выполнить условия меценатов и спонсоров в части целевого использования таких средств и сообщить им об этом.

Привлечение внебюджетных средств может быть организовано внутри самого образовательного учреждения: оказание платных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом; сдача в аренду имущества; осуществление предпринимательской деятельности; получение дохода от распоряжения имуществом, приобретенным за счет внебюджетных средств, и др.

Порядок привлечения  и использования внебюджетных средств  определен Законом РФ «Об образовании». Новшеством здесь является то, что Федеральным законом от 26 апреля 2007 года №63-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ и из него исключено все, что касается внебюджетных средств. Законом определена необходимость принятия в дальнейшем специального федерального закона о внебюджетных средствах бюджетных учреждений.

Планируя  новый учебный  год  в каждом образовательном  учреждении нужен свой оперативный план-расчет финансового обеспечения учебного процесса в течение всего учебного года без каких-либо перерывов.

В условиях рыночной экономики  это несколько напоминает бизнес-план в коммерческой деятельности. Только в образовательном учреждении задача не прибыль, как в бизнесе, а равномерное финансирование учебных мероприятий в соответствии с учебным планом и образовательными программами.

Следует иметь в виду, что по некоторым внебюджетным источникам законодательством предусматриваются ограничения.

Так, в статье 13 Закона РФ «Об образовании» определено, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества. В статье 47 данного закона определено, что учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Информация о работе Финасирование образовательных услуг