Финасирование образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработка модели внебюджетного финансирования образовательного учреждения.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- раскрыть содержание и принципы финансирования образовательных услуг
- рассмотреть особенности финансирования образовательных услуг
- выбрать методику анализа финансирования образовательного учреждения
-провести экспресс-диагностику финансирования образовательного учреждения. На основе расчета финансовых коэффициентов проанализировать тенденции изменения показателей.
- разработать модель внебюджетного финансирования образовательного учреждения
- исследовать существующую проблему экономической безопасности учреждения
- описать инновационную программу учреждения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 Содержание и принципы финансирования образовательных услуг
1.2 Особенности финансирования образовательных услуг
1.3 Выбор методики анализа финансирования образовательного
учреждения
2. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ МОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
2.1 Анализ структуры финансовых потоков учреждения
2.2 Тенденции финансовых показателей учреждения
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Разработка концептуальных аспектов модели внебюджетного образования
3.2 Прогноз показателей финансирования внебюджетного образования
4. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Список используемой литературы
Глоссарий

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломик.doc

— 636.50 Кб (Скачать файл)

Однако хозяйствующий  субъект не всегда может полностью  обеспечить себя собственными финансовыми  ресурсами и поэтому широко использует заемные и привлеченные денежные средства, как элемент, дополняющий самофинансирования. 

  Принцип валютной  самоокупаемости заключается в  превышении поступлений валюты над его расходами. Соблюдение этого принципа означает, что хозяйствующий субъект не “проедает” свой валютный фонд, а постоянно накапливает его.

Следующий источник по рассматриваемой проблеме это учебник под редакцией Е. С. Стояновой “Финансовый менеджмент: теория и практика”. Данный автор особое внимание уделяет специфическим методом анализа: это расчеты эффекта финансового рычага и операционного рычага, а также расчету финансовых коэффициентов.

Важнейшими коэффициентами отчетности, использующимися в финансовом управлении по Е. С. Стояновой, являются:

- коэффициенты ликвидности  (коэффициент текущей ликвидности,

срочной ликвидности  и чистый оборотный капитал);

-коэффициенты деловой активности или эффективности использования ресурсов (оборачиваемость активов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость материально - производственных запасов и длительность операционного цикла);

- коэффициенты рентабельности (рентабельность всех активов предприятия, рентабельность реализации, рентабельность собственного капитала);

- коэффициенты структуры  капитала (коэффициент собственности,  коэффициент финансовой зависимости, коэффициент защищенности кредиторов);

- коэффициенты рыночной активности (прибыль на одну акцию, балансовая стоимость одной акции, соотношение рыночной цены акции и ее балансовой стоимости, доходность акции и доля выплаченных дивидендов).

Важным инструментом финансового менеджмента является не только анализ уровня и динамики основных коэффициентов в сравнении с определенной базой, считает автор, но и определения оптимальных пропорций между ними с целью разработки наиболее конкурентоспособной финансовой стратегии.

Финансовое состояние  предприятия характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение, использование финансовых ресурсов предприятия и всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Для решения конкретных задач аналитического исследования выбираем методику анализа и эффективности использования федеральной собственности в оперативном управлении образовательных учреждений.

В настоящей методике применяются следующие понятия и термины.

Образовательное учреждение – юридическое лицо, созданное органами государственной власти Российской Федерации, подведомственное Министерству образования Российской Федерации, осуществляющее определенную Законом РФ «Об образовании» деятельность, финансируемое из средств федерального бюджета и имеющее государственную аккредитацию.

Федеральная собственность – собственность, отраженная в бухгалтерском балансе образовательного учреждения, принадлежащая на праве собственности Российской Федерации и находящаяся в оперативном управлении образовательных учреждений, а также финансовые средства учреждений, другие имущественные и неимущественные права образовательных учреждений.

Эффективность использования – оценка, основанная на данных анализа показателей состояния и использования федеральной собственности образовательным учреждением и проведенная в соответствии с настоящей методикой.

В экономической литературе существуют различные позиции, определяющие финансовые потоки предприятия, фирмы. Для решения конкретных задач аналитического исследования данной работы – финансовые потоки бюджетной организации предлагаю методику анализа и мониторинга эффективности использования федеральной собственности в оперативном управлении образовательных учреждений.

 Для проведения  расчетов в качестве основных  данных используются сведения из утвержденных форм бухгалтерской и статистической отчетности.

На основании анализа имущества и финансов образовательных учреждений, существующей бухгалтерской и статистической отчетности определены четыре группы показателей, которые позволяют всесторонне оценить экономическую деятельность образовательного учреждения и сделать вывод о ее эффективности.

Первая группа – показатели имущественного состояния.

Данная группа предназначена для оценки имущественного состояния образовательного учреждения и включает в себя группу показателей, характеризующих стоимость основных средств, стоимость их износа, удельный вес площадей, отвлеченных в аренду образовательным учреждением и арендуемых, коэффициенты обновления и выбытия основных средств.

Вторая группа – показатели деловой активности.

Данная группа позволяет провести оценку деловой активности образовательного учреждения и включает в себя показатели оборачиваемости: поступивших средств по образовательному учреждению, активов и составных частей актива, оборотных средств, а также коэффициенты затрат на содержание (показывает совокупность текущих капитальных вложений на одного учащегося) и деловой активности (совокупность финансовых средств, приходящихся на одного среднесписочного работника).

Третья группа – показатели финансовой активности.

Показателями третьей группы оценивается финансовая активность, характеризующая оборачиваемость дебиторской задолженности, финансовую устойчивость, структуру фондов и целевых средств учреждений, финансовую деятельность в динамике, структуру и маневренность активов.

Четвертая группа – показатели профильного использования.

Данная группа включает в себя показатели профильного использования площадей, задействованных в образовательном процессе, поддержания и восстановления основных средств, оценивает удельный вес внебюджетных источников в общей сумме затрат на коммунальные услуги, капитальный ремонт и приобретение оборудования.

В соответствии с классификацией оценочных показателей  выделяются следующие основные группы оценочных показателей состояния и эффективности использования образовательными учреждениями федеральной собственности. Такими показателями являются:

          Коэффициент износа основных средств характеризует степень износа основных средств в целом по образовательному учреждению. Необходимо стремиться к снижению этого значения за счет скорейшего обновления и восстановления основных средств. Повышение этого коэффициента свидетельствует о старении материально-технической базы.

К1 = И/Сос

Коэффициент обновления основных средств показывает долю поступивших в течении года основных средств в балансовой стоимости основных средств, рассчитанных на начало года.

К2 = Спос./Ссос

Если позволяют финансовые возможности образовательного учреждения, значение этого показателя желательно увеличивать, так как уменьшается износ основных средств и их выбытие.

Коэффициент выбытия основных средств показывает долю выбывших в течение года основных средств в балансовой стоимости основных средств, рассчитанных на конец года.

К3 = Свос./Ссос

Значение этого показателя не должно снижаться ниже определенного значения. В качестве дополнительных показателей имущественного состояния образовательного учреждения могут использоваться показатели качественной структуры имущества, выражающиеся в коэффициентах удельного веса видов имущества в общей структуре основных средств.

Удельный вес зданий

К дз = CЗ/ Cос

где СЗ – балансовая стоимость зданий на конец (начало)года  Сос – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года

Удельный вес машин и оборудования

К дм = CМ/ Cос

где СМ – балансовая стоимость машин и оборудования на конец (начало) года  Сос – балансовая стоимость основных средств на конец (начало)

Удельный вес инструмента производственного

Кди  = CИ/ Cос

где СИ – балансовая стоимость инструмента производственного (включая принадлежности) и хозяйственного инвентаря на конец (начало) года  Сос – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года

Удельный вес библиотечного фонда

Кдб = Cб/ Cос

где СБ – балансовая стоимость библиотечного фонда на конец (начало) года Сос– балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года Удельный вес прочих основных фондов

Кп = CПР/ Cос,

где СПР – балансовая стоимость прочих основных фондов на конец года Сос – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года

Удельные веса показывают долю элементов основных средств образовательных учреждений по группам в общей стоимости на конец года.

Показатели деловой активности

Указанная группа показателей позволяет оценить деятельность образовательного учреждения с точки зрения эффективности использования имеющегося федерального имущества (экономического потенциала данного имущества). К таким показателям относятся:

Коэффициенты оборачиваемости и структуры поступивших средств по образовательному учреждению показывают количество всех поступивших финансовых средств, приходящихся на один рубль, вложенный в активы ОУ; а также удельный вес внебюджетной доходности в общей доходности.

К4 = Ф/ Б,

где Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год

Б – валюта баланса на конец года.

К4в = ФВ/ Ф,

где ФВ – сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год , Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год Для образовательных учреждений желательно увеличение значений этих показателей.

Коэффициенты оборачиваемости основных средств (фондоотдача) показывают, сколько финансовых ресурсов получено образовательным учреждением  на один рубль, вложенный в основные средства.

К5 = Ф/ Сос,

где Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год; Сос – стоимость основных средств на конец года. Для ОУ желательно увеличение этих показателей за счет максимизации финансовых поступлений.

Коэффициенты оборачиваемости оборотных средств характеризуют количество оборотов финансовых ресурсов образовательного учреждения.

К6 = Ф/ ОБ,

где Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год; OБ – стоимость оборотных на конец (начало) года

Коэффициент деловой активности показывает эффективность использования финансовых ресурсов, поступивших в образовательное учреждение в расчете на одного среднесписочного работника.

К = Ф/ NР,

где Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год, NР – среднесписочная численность работников образовательного учреждения  Для ОУ желателен рост значения этого показателя за счет увеличения поступления денежных средств из всех источников финансирования и рационализации численности работающих.

Для конкретизации и выводов об эффективности использования имущества образовательного учреждения могут рассчитываться также дополнительные показатели деловой активности.

Показатели финансовой активности. На основании показателей финансовой активности можно сделать выводы об эффективности использования образовательным учреждением финансовых инструментов, выражающихся в виде денежных средств, финансовых обязательств (задолженность, заемные средства).

        Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает скорость оборота дебиторской задолженности, то есть, сколько поступивших средств приходится на один рубль средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность.

К7 = Ф/Д,

где Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год, Д- средняя величина дебиторской задолженности за год. Увеличение этого показателя положительно характеризуют финансовую активность образовательного учреждения. Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает скорость оборота кредиторской задолженности, то есть, сколько поступивших финансовых средств приходится на один рубль средств, привлеченных в кредиторскую задолженность.

К8 = Ф/КР,

где Ф- сумма поступивших средств их всех источников за год, КР- средняя величина кредиторской задолженности за год,. Увеличение этого показателя также положительно характеризует финансовую активность.

В результате изученной методики сформулирован расчетный алгоритм показателей эффективности финансирования образовательного учреждения.      Алгоритм расчета состоит из следующих блоков:

Блок1. Аналитические таблицы для расчета основных показателей эффективности по образовательному учреждению.

Блок 2. Расчет показателей эффективности работы образовательного учреждения.

 

В таблице 1.1 формируются сведения, которые используются для расчета основных показателей эффективности.

 

 

Таблица 1.1

Аналитическая таблица  для расчета основных показателей  эффективности по образовательному учреждению МОУ «Центр образования»

 

Наименование

2004

2005

2006

2007

Основные средства Износ основных средств

       

Здания

Износ

       

Машины и  оборудование

Износ

       

Инструменты

Износ

       

Библиотечный фонд

Износ

       

Оборотные средства

       
         

Дебиторская задолженность

       

Оплата коммунальных услуг

       

Кредиторская задолженность

       

Оплата коммунальных услуг

       

Поступления из всех источников

       

Валюта баланса

       

Расходы учреждения

       

Поступления основных средств

       

Выбытие основных средств

       

Приобретение оборудования

       

Информация о работе Финасирование образовательных услуг