Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:17, дипломная работа
Цель работы: разработка модели внебюджетного финансирования образовательного учреждения.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- раскрыть содержание и принципы финансирования образовательных услуг
- рассмотреть особенности финансирования образовательных услуг
- выбрать методику анализа финансирования образовательного учреждения
-провести экспресс-диагностику финансирования образовательного учреждения. На основе расчета финансовых коэффициентов проанализировать тенденции изменения показателей.
- разработать модель внебюджетного финансирования образовательного учреждения
- исследовать существующую проблему экономической безопасности учреждения
- описать инновационную программу учреждения
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 Содержание и принципы финансирования образовательных услуг
1.2 Особенности финансирования образовательных услуг
1.3 Выбор методики анализа финансирования образовательного
учреждения
2. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ МОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
2.1 Анализ структуры финансовых потоков учреждения
2.2 Тенденции финансовых показателей учреждения
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Разработка концептуальных аспектов модели внебюджетного образования
3.2 Прогноз показателей финансирования внебюджетного образования
4. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Список используемой литературы
Глоссарий
Существуют также естественные ограничители поступления внебюджетных средств. Так, решая вопрос об увеличении размера платы учащихся за обучение, следует соизмерять этот рост платы с возможностями выделения средств из семейного бюджета на цели образования, получения обучающимися в банках образовательных кредитов и их погашения.
Не придается должное внимание рекламным мероприятиям о преимуществе своих образовательных учреждений с применением методов обучения. Нужно придавать большее значение имиджу своих образовательных учреждений, их активному участию на рынке образовательных услуг, повышению престижности обучения в российских учреждениях образования, особенно в тех, которые выигрывают конкурсы, организуемые в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Чаще всего в системе образования бизнес берет на себя такие, например, обязанности: содействие увеличению поступления внебюджетных средств; прямая финансовая помощь образовательным учреждениям, включая стипендии, внесение платы за обучение; предоставление оборудования, современных технических средств обучения; участие в строительстве новых учреждений образования; помощь в управлении их делами, участие в деятельности попечительских советов, консультативная помощь и иное содействие при составлении учебных программ, выделение своих квалифицированных специалистов для проведения теоретических и практических занятий. Работодатели, чьи предприятия находятся в данном регионе, заинтересованы в получении квалифицированных кадров из образовательных учреждений этого региона.
Следовательно, возникает двусторонняя заинтересованность: у представителей бизнеса — в кадрах, у образовательных учреждений — в дополнительных внебюджетных средствах.
Изучая возможности и потребности друг друга, предприниматели и образовательные учреждения приходят к необходимости установления постоянных взаимоотношений, закрепляемых соответствующими договорами, определяющими функции и ответственность сторон договоров.
Если вначале такие постоянные отношения, например, в сфере профессионального образования, возникали в основном в отношениях с учреждениями высшего образования, то постепенно они стали более широко практиковаться в деятельности образовательных школ. Обусловлено это обострением ситуации на производстве с рабочими кадрами.
Внимание представителей бизнеса все больше привлекает деятельность функционирующих на их территории учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.
Работодатели стали более квалифицированно действовать в условиях рыночной экономики. С их стороны по отношению к образовательным учреждениям все шире используются рыночные отношения, регулирующие спрос и предложение рабочих рук.
Прежде всего работодатели начали практически участвовать в софинансировании. Образовательные учреждения переходят к системе государственно-частного финансирования.
Работодатели могут выплачивать стипендии, гарантировать проведение учебной практики обучающихся непосредственно на своих предприятиях и резервировать определенное количество рабочих мест для выпускников, показавших наиболее высокие свои возможности при изучении теории и практики производства.
Сейчас важно изучать и распространять опыт участия российского бизнеса в развитии образования. Таких примеров становится все больше.
Одной из сложнейших проблем сегодня является организация досуга учащихся. На мероприятия, проводимые в свободное от учебы время, целесообразно использовать средства из бюджета и внебюджетных источников. Наиболее эффективен частно-государственный вариант решения этой проблемы.
Если возрастание объемов бюджетного финансирования зависит от государства, то привлечение внебюджетных средств, поиск таких источников (юридических и физических лиц) на практике нередко целиком является обязанностью самих образовательных учреждений.
Целесообразно продолжать
совершенствование
Поскольку Федеральным законом от 26.04.07 №63-ФЗ исключены из Бюджетного кодекса РФ все имевшиеся в нем упоминания о внебюджетных средствах в бюджетных учреждениях, следует срочно разработать и утвердить специальный Федеральный закон «О внебюджетной деятельности государственных и муниципальных бюджетных учреждений в Российской Федерации». И тем самым заполнить образовавшуюся брешь в федеральном законодательстве.
В Законе РФ «Об образовании»:
- в статье 13 «Устав образовательного учреждения» предусмотреть необходимость определения полного перечня используемых образовательным учреждением источников привлечения внебюджетных средств, направляемых на решение его уставных целей; это позволит исключить возможность разного толкования данного вопроса; — в статье 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» дополнительно указать, что к компетенции образовательного учреждения относятся: ведение учета и составление официальной финансовой отчетности по средствам бюджета и из внебюджетных источников; осуществление взаимоотношений с представителями бизнеса по вопросам извлечения средств, участия их специалистов в совершенствовании учебного процесса, что повысит возможности подготовки выпускников, конкурентоспособных на российском и мировом рынке труда.
3.2 Прогноз показателей финансирования внебюджетного образования
Для определения наиболее эффективного варианта привлечения внебюджетных средств предлагаю расчет прогнозного варианта увеличения поступлений имущества и денежных средств в образовательное учреждение «Центр образования».
По платным услугам: за счет увеличения количества профилей и более полного использования производственных мощностей.
Вариант 1.
В 2008 году предполагается
организовать дополнительное
( 20 х 3000 ) = 60000
( 25 х 4000 ) = 100000
Сдача в аренду помещений также увеличивает поступление денежных средств в образовательное учреждение. Предположим сдачу в аренду в 2008 году 100 м2 площади, стоимость арендной платы 110 рублей за 1 м2. За год будет получено дополнительно 132000 рублей.
(100 х 110 ) х 12 = 132000 рублей
Спонсорская помощь может оказываться по бесплатной доставке сырья и материалов в образовательное учреждение. Для развития профилей необходимо большое количество пиломатериала, камня ( мрамор, змеевик ). Данный материал имеется на территории города, необходимо только заинтересовать предпринимателей для дальнейшего сотрудничества с образовательным учреждением. Допустим, что спонсорская помощь составит 50000 рублей.
Вариант 2.
Планируется обучение по профилю металлообработки 25 человек, стоимость обучения в год 3500 рублей и по профилю камнеобработки 30 человек, стоимость обучения 4500 рублей. Итого дополнительно будет получено 222500 рублей.
( 25 х 3500 ) =87500
( 30 х 4500 ) =135000
Предполагается арендная плата за 1 м2 - 190 рублей, соответственно поступления составят 228000 рублей за 100 м2.
(100 х 190 ) х 12 = 228000 рублей
Спонсорская помощь составит – 70000 рублей.
В таблице 3.1 сформируем данные прогнозного варианта 2 учреждения
Внебюджетные доходы МОУ «Центр образования» в 2008 г
2007 базовый | |||
Вариант1 |
Вариант2 | ||
Платные услуги |
6112 |
160000 |
225000 |
Аренда помещений |
- |
132000 |
228000 |
Спонсорские поступления |
6800 |
50000 |
70000 |
Итого |
12912 |
342000 |
523000 |
На основе прогноза поступлений внебюджетных средств сформируем прогнозный вариант аналитической таблицы для расчета показателей эффективности учреждения по внебюджетным средствам на 2008 год. Таблица 3.2
Аналитическая таблица прогнозного варианта МОУ «Центр образования» на 2008 г
Показатели |
2007 |
2008 |
Отклонение ( +,- ) |
Основные средства |
193023 |
678023 |
+485000 |
Поступления основных средств |
2445 |
485000 |
+482555 |
Поступление оборотных средств |
18317 |
38000 |
+19683 |
Поступления из всех источников |
12912 |
523000 |
+510088 |
Далее рассчитаем прогнозные коэффициенты эффективного использования собственности образовательного учреждения.
Коэффициент обновления основных средств
К 2= Спос/Ссос
К 2= 485000/678023 = 0,71
Коэффициент оборачиваемости основных средств
К5=Ф/Ссос
К5=523000/678023 =0,77
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
К6=Ф/Соб
К6=523000/38000 = 13,7
Результаты выполненных расчетов приведем в таблице 3.3
Прогнозные показатели
Показатели |
2007 |
2008 |
Отклонение (+,-) |
Коэффициент обновления основных средств |
0,01 |
0,71 |
+0,7 |
Коэффициент оборачиваемости основных средств |
0,07 |
0,7 |
+0,7 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
0,7 |
13,7 |
+13,0 |
На рисунке 3.1 приведена динамика коэффициента обновления основных средств учреждения за 2007- 2008 гг
Рис.3.1. Коэффициент обновления
Рис.3.2. Коэффициент оборачиваемости основных средств
Рис.3.3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
4. Оценка инвестиционных
проектов в образовательной
Одной из важнейших сфер деятельности любой предпринимательской фирмы является инвестиционная деятельность. Инвестиции это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.
Инвестиции обеспечивают динамичное развитие фирмы. Инвестиции можно классифицировать по различным признакам. Главным признаком классификации является объект вложения капитала, на основании которого выделяют реальные и финансовые инвестиции.
Реальные инвестиции – любое вложение денежных средств в реальные активы, связанное с производством товаров и услуг для извлечения прибыли. Это вложения, направленные на увеличение основных фондов предприятия как производственного, так и непроизводственного назначения.
Финансовые инвестиции – приобретение активов в форме ценных бумаг для извлечения прибыли. Это вложения, направленные на формирование портфеля ценных бумаг.